Статья авт. Бойченко Л.П., Журкина Т.В. Использование ИКТ в обучении в колледжах


Использование ИКТ в обучении студентов в колледжах
Бойченко Л.П., Журкина Т.В.
На сегодняшний день, очевидно, что процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности в колледжах характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Эти и им подобные технологии активно применяются для создания, обработки, а также передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и студента в современных системах открытого и дистанционного образования. Преподаватель в современных условиях должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Современное понимание слова «технология» включает применение научных и инженерных знаний для решения практических задач в любой предметной области. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку, преобразование и передачи информации. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы и методы обработки информации. Неотъемлемым современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Значимость использования персонального компьютера, как основного технического средства для применения ИКТ в информационной среде любой системы образования заключается в использовании тех возможностей, которые определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного и профессионального обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включаются служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличным представлением данных и т.д.
Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества на всех его уровнях. В этих условиях образовательное учреждение должно формировать у студентов новые многоуровневые навыки, заключающиеся в умении адаптироваться и найти себя в этом информационном мире, умения самостоятельно собирать и создавать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии её обработки. Большую роль в этом процессе может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поскольку:
изучение и применение ИКТ в процессе обучения позволяет получить студенту навыки и сформировать компетенции, необходимые для жизни и работы в современном информационном обществе;
ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования на всех его уровнях;
широкое применение ИКТ создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь, обеспечивающему постоянную адаптацию к условиям развития информационного общества, основанной на знаниях и компетенциях.
Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада колледжей и управления образованием. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации образования невозможно. Поэтому информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России. Мониторинг использования ИКТ в системе образования должен учитывать цели модернизации и задачи, которые стоят сегодня перед информатизацией системы образования, в частности колледжами. Основные задачи информатизации системы образования в колледжах заключаются в модернизации образования, которое предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов можно выделить формирование информационно - коммуникативной компетентности студентов.
Информационная компетенция предполагает формирование умений самостоятельно работать с информацией, а именно искать, выбирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать, проектировать объекты и процессы, в том числе, при взаимодействии с другими, ответственно реализовывать свои планы; принимать решения и действовать в непредвиденных ситуациях, учиться всю жизнь, формируя информационные и профессиональные компетенции. Сформированность этих компетентностей у выпускника образовательного учреждения является важнейшим условием современной эффективной высокотехнологичной профессиональной деятельности. Информационно-коммуникативная компетентность (и ее база – информационная грамотность) в наиболее прогрессивных моделях современного учебного заведения осваивается и применяется во всем образовательном процессе, в различных дисциплинах и формах учебной и воспитательной деятельности. В этой связи перед системой образования колледжей сегодня стоит задача смены модели использования ИКТ в образовательных учреждениях: переход от модели «кабинет Информатики и ИКТ для преподавания информатики» к модели, в которой ИКТ активно используются в преподавании всех дисциплин, являясь инструментом перестройки всего учебного процесса в СПО.
Основные тенденции развития этой образовательной модели в современных условиях, на наш взгляд, заключаются в сокращении объема осваиваемых студентами рутинных технологических знаний и умений, связанных со спецификой используемых средств информатизации. Студенты знакомятся с интуитивно ясными средствами стандартного интерфейса, после чего специфические особенности работы с конкретными программными средами и техническими устройствами осваиваются ими самостоятельно в ходе их применения. Разгрузку изучения информатики и информационных технологий в рамках отдельной дисциплины можно осуществлять за счет практической отработки умений и навыков в ходе изучения всех общеобразовательных дисциплин, во внеучебной деятельности (требующих использования соответствующих умений и навыков). За счёт отказа от обязательного освоения студентами сред и языков профессионального программирования, как составной части общеобразовательной подготовки, можно расширить изучение этических, правовых вопросов работы с информацией, а также осуществление безопасности технологических процессов обработки информации. На основании изложенного, можно выделить следующие преимущества использования ИКТ в учебном процессе:
индивидуализация обучения;
интенсификация самостоятельной работы студентов;
рост объема выполненных на занятии заданий;
расширение информационных потоков при использовании Internet;
повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента.
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким занятиям, так и во время их проведения. Можно выделить некоторые недостатки и проблемы применения ИКТ:
нет компьютера в домашнем пользовании многих студентов и преподавателей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех учебных заведениях;
у преподавателей недостаточно времени для подготовки к занятию, на котором используются компьютеры;
недостаточная компьютерная грамотность преподавателя;
отсутствие контакта с преподавателем информатики;
в рабочем графике преподавателей не отведено время для исследования возможностей Internet;
ограничен доступ ко многим образовательным Internet-ресурсам;
сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий;
не хватает компьютерного времени на всех; в расписании занятий недостаточно времени для использования системы Internet на занятиях;
при недостаточной мотивации к работе студенты часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.;
существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на занятиях, преподаватель перейдет от развивающего обучения к применению наглядно - иллюстративным методам.
На основании изложенного можно сделать вывод об уникальной возможности применения ИКТ в образовательной среде. Приобретая информационные компетенции, студент уже самостоятельно начинает путешествовать в информационном мире, формируя для своей профессиональной деятельности знания, навыки и умения применения ИКТ.