Конспект урока по литературе М.Ю Лермонтов Песня про купца Калашникова… (7 класс)

Конспект урока литературы 7 класс

Тема: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича».Историческая эпоха в «Песне». Иван Грозный в изображении М.Ю. Лермонтова.
В ходе подготовки к уроку были созданы 4 группы учащихся по направлениям деятельности (языковеды, литературоведы, историки и экскурсоводы, которые получили задания заранее)

Цели:
- воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей отражение в произведении М.Ю.Лермонтова;
- выявление различий между реальными историческими событиями и эпохой правления Ивана Грозного в изображении М.Ю.Лермонтова;
- формирование навыка выразительного чтения, лексической работы, работы с учебником, иллюстрациями;
- развитие интереса к истории России.

1. Работа над темой урока.
- Прочитайте тему урока. Сформулируйте цели урока (определение целей урока учащимися)
- В какое время происходят события, описанные М.Ю.Лермонтовым в «Песне»?
- Назовите главных действующих лиц «Песни». Кто вызывает симпатии, антипатии? Почему?
2. Лексическая работа (представлена группой языковедов)
- Давайте выясним значение слов и выражений, которые помогут воссоздать эпоху правления Ивана Грозного. В этом нам помогут языковеды (языковеды предварительно выбрали слова, относящиеся к данной исторической эпохе и дали исторический комментарий слов).
3. Работа с учебником.
Обратимся к статье учебника «О творческой истории «Песни про царя Ивана Васильевича.» М.Ю.Лермонтова.
- Когда была написана «Песня»?
- Какие исторические персонажи в ней присутствуют?
Действие «Песни» относится к русскому средневековью, эпохе правления Ивана Грозного. В основе сюжета лежит событие, произошедшее в царствование Ивана Грозного.
- Откуда М.Ю.Лермонтов черпал знания для написания «Песни»?
Действительно, в «Истории государства Российского» Карамзина содержится упоминание о чиновнике Мясоеде-Вислом и его жене, обесчещенной опричниками царя Ивана Грозного.
- Какой сюжет из книги Кирши Данилова заинтересовал М.Ю.Лермонтова?
Передаю слово литературоведам, которые познакомят вас с сюжетом песни о Мастрюке Темрюковиче (литературоведы предварительно получили задание прочитать «Песню о Мастрюке Темрюковиче»)
- Как изображен Иван Грозный у Карамзина и у М.Ю.Лермонтова?

Иван Грозный


Карамзин М.Ю. Лермонтов
Тирания и деспотизм царя – следствие В поступках Ивана Грозного наблюдается
дурного характера столкновение условий исторического развития
России и нереализованных возможностей
русского царя. Стремление запечатлеть
исторический образ царя

Чтобы глубже понять характер, поступки царя Ивана Грозного, обратимся к фактам, свидетельствам, характеризующим эпоху того времени. Слово передаю историкам (историки заранее получили задание подготовить рассказ об эпохе правления Ивана Грозного и опричнине).
Обратимся к учебнику и рассмотрим иллюстрацию «Царь Иван Васильевич IV Грозный» из «Царского титулярника»
- Каким мы видим царя на иллюстрации?
С кратким сообщением о «Царском титулярнике» заслушаем историка (заранее дано задание)
- Обратимся к картинам русских художников и рассмотрим, каким они изобразили Ивана Грозного на своих полотнах. Помогут нам в этом экскурсоводы (экскурсоводы заранее получили задание собрать картины русских художников с изображением царя Ивана Грозного, организовать виртуальную выставку и провести экскурсию)
4. Чтение и анализ «Песни» М.Ю.Лермонтова
- Прочитаем выразительно отрывок из «Песни» от слов «Не сияет на небе солнце красное» до слов «И семьей ты вскормлен Малютиной».
- Почему пир Ивана Грозного соотнесен с солнцем, небом, месяцем, тучами? (носят характер устоявшегося, вечного, незыблемого, всеобъемлющего)
- В каких произведениях УНТ князь сравнивается с красным солнышком? Почему?
(Князь Владимир в былинах. В этом сравнении заключается представление народа об идеальном князе).
- Является ли князь Владимир в былинах главным героем? (Князь Владимир не является предметом изображения повествователя).
- Какова роль Ивана Грозного в «Песне»?
- Какая деталь позволяет установить связь между героем М.Ю.Лермонтова и реальным историческим лицом?
Роль царя Ивана Грозного в «Песне» значительна, он олицетворение власти. Главная деталь – царский посох с железным наконечником. Посох вызывает страшные ассоциации, им, ударив в висок, он убил своего сына. Еще одна важная деталь – золотой ковш, который Иван Грозный повелевает поднести не князьям и боярам, а опричникам. Только один Кирибеевич оказался равнодушным к царскому угощению.
- Как ведет себя Иван Грозный, увидев это?
Царь в гневе, подозревает опричника в измене, грозит жестокой карой.
В лермонтовской «Песне» пиршество царя- веселье для всех по указу, поэтому всем необходимо держать «маску», и отсутствие этой «маски»может быть опасно для человека. Именно в атмосфере пира Ивана Грозного проступают реально-исторические черты жестокого быта московского царя, который в этих пиршествах топил муки совести, свои тяжелые думы и страшные воспоминания. Но если в УНТ пирующий с богатырями князь – идеальный образ монарха, то у М.Ю.Лермонтова не сохраняются представления об идеальной исторической эпохе.
5. Творческая работа.
Напишите синквейн об Иване Грозном (чтение работ по желанию учащихся)

Иван Грозный
Жестокий, деспотичный
Властвует, повелевает, казнит
Топит муки совести в жестокости
Тиран

Д/з: подготовить сопоставительную характеристику Калашникова и Кирибеевича (по плану)
15