Коспект урока по русскому языку на тему: Большая буква в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек».


Проект учебного занятия по русскому языку

УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс
Тип урока – повторение.
Тема учебного занятия:  «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек».
Цель – Познакомить обучающихся с именами собственными, с правилом написания заглавной буквы в именах собственных.
Задачи урока (деятельность учителя):
Познакомить обучающихся с именами собственными.
Совершенствовать навык правописания заглавных букв в именах собственных.
Способствовать совершенствованию умений работать с планом, в паре.
Расширение кругозора обучающихся.
Организовать контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке
Оборудование: Учебник «Русский язык» Н.А. Чуракова, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, карточки, листы самооценки.
Планируемый результат:
Предметные МетапредметныеЛичностные
Научатся: узнавать и находить имена собственные; писать заглавную букву в именах собственных.
. Регулятивные УУД: организация своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД: уметь анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.
Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, строить понятное речевое высказывание; уметь работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Личностные УУД: проявление познавательного интереса, определённых познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватные представления об учебной деятельности. Стремиться к получению новых знаний, совершенствовать свои умения, прилагать волевые усилия в ходе решения учебной задачи. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Способность к доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I.Организационно-мотивационный
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Повторяют правила поведения на уроке, приветствуют гостей.
Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке
Книжка, ручка и тетрадки!
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и ….. (внимательным)
Все пиши, не отставая,
Слушай …. (не перебивая)
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё (понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку…. (поднимать)!
-Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь нашим гостям и друг другу, садитесь.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II. Актуализация знаний
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Напоминает правила посадки при письме, правила положения тетради.
Даёт задание обучающимся, организует проверку. Следят за осанкой. Слушают учителя, пишут слова.
Вспоминают правила написания слов.
-Возьмите маркерные доски, приготовьтесь писать под диктовку. Проверьте правильность посадки.
-Запишите слова : лиса, лес, урок, роза.
(СЛАЙД каждое слово проверяется с доской +,-) Самопроверка работы. (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
III. Целеполагание.
Цель.
Формулирование темы, цель и план урока. Создаёт проблемную ситуацию.
Подводит обучающихся к формированию цели урока.
Вводит понятие «имя собственное». Объясняют написание слова роза (цветок или имя).
Устанавливают связь правила с жизнью.
Слово роза. С какой буквы надо писать? Кто-то написал со строчной буквы, а кто-то с заглавной. Почему? Когда пишем со строчной?
-если это цветок.
-Когда пишем с заглавной?
-Если это имя девочки.
-Когда мы можем с какой буквы писать, о чем идёт речь, о цветке или о девочке?
-В предложении.
На слайде предложение:
На клумбе у …озы растут …озы.
-Вставьте вместо точек букву Р или р.
-Назовите тему урока: -Заглавная буква в словах.
-Это урок открытия новых знаний или повторение?
-повторение.
Назовите цель: - Научиться писать слова с заглавной буквой.
Зачем нам нужно уметь писать слова с заглавной буквой?
-Чтобы уметь писать своё имя, клички животных, города, улицы…
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
принятие цели и постановка задач урока (Регулятивные УУД)
IV. Открытие новых знаний
Цель.
Познакомить с категорией «имя собственное», с правилом написания имён собственных. Находить их в предложении. Познакомить с понятием « тёзки».
Пальчиковая гимнастика.
ФизминуткаОрганизует работу по плану урока.
Совместно с обучающимися формулирует правило о написании имён собственных.
Напоминает правила посадки при письме, правила положения тетради.
Даёт понятие полное и сокращённое имя, «тёзки».
Организует работу с тренажёром.
Работа с учебником.
Совместно с учителем составляют план урока.
Работают по плану урока.
Узнают какие слова относятся к именам собственным.
Совместно с учителем формулируют правило о написании имён собственных.
Работают в тетради. Следят за осанкой.
Упражняются в написании имён собственных.
Учатся прогнозировать свой результат с помощью волшебной линеечки.
Самостоятельная работа по карточке. Знакомятся с понятием полное и сокращённое имя,«тёзки».
Работают с тренажёром. Миша знает, как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы, а вы хотите узнать?
Ответ найдем в учебнике с.27.
А у кошек, собак, городов, рек есть имена собственные? А мы все знаем слова собственные?
Составим план:
Познакомиться со словами, которые относятся к именам собственным.
Вспомнить как пишутся имена собственные.
Научиться находить имена собственные в предложении.
(учитель прикрепляет карточки-условные обозначения этапов на доску)
1 задача.
(Загадки, где ответы :имя, фамилия, город, улица, река) (СЛАЙД)
-В какую группу можно отнести имена, фамилии, названия городов, рек?
-ИМЯ СОБСТВЕННОЕ
2 задача.
-Как пишутся имена собственные?
-С большой буквы.
На стр.27 рассмотрите картинку.
Рассмотрите рисунок. Миша заметил, что жители страны Больших букв грустные и растерянные. Оказывается, что пропали все Большие буквы. Девочка с мальчиком забыли свои имена, не знают, на какой улице они живут. Доктор не может найти своего пациента. Кот и собака плачут от голода, т.к. хозяева не зовут их обедать. А вы помните, как вас зовут?
Откройте тетради. Запишите число. Не забыли о правилах посадки при письме. Запишите своё имя и фамилию……А на какой улице живёте? А знаете ли вы на какой улице находится наша школа? (улица Горького). Запишите название улицы. А в каком городе мы живём? (город Грязовец). Запишите. Также самостоятельно придумайте и запишите кличку кошки и собаки(кошка…., собака…).(СЛАЙД)Как написали клички? Почему?
3 задача.
-Как вы думаете сможете ли вы найти имена собственные в предложении и правильно их записать?(поставьте себе волшебную линеечку)
Возьмите карточку жёлтого цвета.
Спиши, вставь вместо точек букву(заглавную или строчную).
…иша даёт команду …арику
Проверяем(СЛАЙД)
Миша даёт команду Шарику.
-Оцените себя на волшебной линеечке. Встаньте те, у кого совпали результаты.
-Знаете ли вы, что имена могут звучать по- разному? (СЛАЙД)
-Этого мальчика зовут Ваня. Он еще маленький.Как его называет мама ласково?(Ванечка ). Запишите.
- Это ласковые формы имен.
- Как будут его звать, когда он вырастет? (Иван ) Запишите.Запишите своё полное имя.
- Взрослых называют полными именами, а детей – сокращенными именами или ласковыми.
- Кто такие тёзки?
- Есть ли у нас в классе тёзки?
- Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань».
        В  первом  классе  восемь Тань –
        Это  прямо наказанье!
        Ведь у них,  куда  не глянь,
        Всюду – Таня, Таня, Таня!
        Если  скажут «Таня  встань!»
        Встанут  сразу  восемь Тань.
        А  ведь  можно  очень  просто
        Разобраться  в новичках…
- А как вы  думаете, как  можно разобраться в  новичках? Что ещё есть у каждого из вас, кроме имени?
-фамилия.
-Она тоже ваша собственная! (ТРЕНАЖЁР ЭОР)
Знать, какие группы слов относятся к именам собственным.
Знать правило о написании имён собственных. Мотивация к изучению нового материала (Личностные УУД)
Поиск и выделение источников информации (Познавательные УУД (общеучебные)
Уметь составлять план урока с помощью учителя. (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, также прогнозировать её(Личностные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД).
V. Первичное закрепление
Цель.
Закрепить написание заглавной буквы в именах собственных.
ФИЗМИНУТКА .
Организует физминутку. Вспоминают и закрепляют изученное правило.
Участие в физминутке. -Значит, как пишутся имена собственные? (
Имена, фамилии,
Отчества людей
Ты с заглавной буквы
Записывай скорей!
«Будь внимателен!» (Называю слова, если слово пишется с большой буквы-подпрыгнуть, если с маленькой – присесть)
Маша, малыш, девочка, Александр, человек, Викторович, Соколов, мальчик, роза (Роза)
-Почему на последнее слово надо и присесть, и подпрыгнуть?
-….
Знать правило написания имен собственных.
Уметь отличать имена собственные от других слов. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД).
VI.Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону
Цель.
Проверить написание заглавной буквы в именах собственных, самоконтроль усвоения знаний.
Организует работу в парах, используя алгоритм. Работают в парах, используя алгоритм. -А сейчас вам предстоит поработать в парах. На столе возьмите синюю карточку.
Карточка: «Подчеркните красным карандашом слова,которые относятся к именам собственным.
(В,в)ася (Р,р)ыбаков был у (Р,р)ыбаков.»
По какому алгоритму будите работать?
Алгоритм
Прочитайте.
Выберите.
Подчеркните .Самопроверку выполняет пара по эталону. (если верно, то над словом +, если нет, то -)
(СЛАЙД 26)
-Кто верно?
-Кто не верно?
Над чем надо поработать? Уметь отличать имена собственные от других слов, правильно их записывать. Уметь работать в парах
(Коммуникативные УУД).
Уметь работать по алгоритму (Регулятивные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь выполнять самопроверку.
(Регулятивные УУД).
VIII. Контрольно-оценочный, рефлексия
Цель.
Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности по обозначенным критериям и способность к рефлексии.
Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Выполняют самооценку.
- Давайте вспомним цель, которую мы ставили в начале урока? Что узнали нового?
-Оцените свою работу (используя условные знаки). Раскрасьте кружок: зеленым-все понятно, …жёлтым – немного не понял,..красный – ничего не понял.
(СЛАЙД )Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).