Конспект урока Одежда говорит о человеке. Древний Китай


ГБОУ НАО "Средняя школа п.Харута"
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе
"Одежда говорит о человеке. Древний Китай" ФГОС
учителя изобразительного искусства и черчения
Талеевой Марины Валентиновны
2015-2016 учебный год
Цели урока:
познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая;
показать тесную связь восточного искусства с окружающей природой и мифологией;
показать отличия в одежде разных сословий Китая;
развивать творческую фантазию учащихся;
воспитывать у учащихся интерес к мировому искусству, толерантность.
Задачи:
Личностная: формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических и творческих работ.
Метапредметная: развитие фантазии, воображения.
Предметная: приобретение опыта создания художественного образа в древнекитайском стиле.
Тип урока: комбинированный урок (ознакомление с новым материалом, практикум).
Материалы к уроку:
учебник Н.А. Горяевой «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс», раздаточный материал, краски, тонкие кисти, фломастеры, гелевые ручки, проектор, экран, ПК, презентация, китайская музыка, усилитель звука к ПК
Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация рабочего места. Приветствие.
2.Вводная беседа и актуализация знаний учащихся
Природа, окружающая человека, обычаи и религия тесно взаимосвязаны и отражаются в мировоззрении народов. Это мировоззрение проявляется в архитектуре, национальном костюме, предметах обихода. мы на прошлом уроке рассматривали культуру Древнего Египта.
В чем отразилось мировоззрение древних египтян?
Как переводится слово "декор"? (доска)
Какова суть декора?

Мировоззрение древних египтян отразилось в декоративном искусстве.
Украшать
Выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
3. Введение в проблему урока Определение задач деятельности.
Как вы думаете, для чего нужна одежда человеку?
Но еще одежда становится особым знаком – знаком положения человека в обществе, т. е. его социальной роли.

Какие вы знаете отличия в одежде высших и низших сословий общества?
Посмотрите, пожалуйста, на слайд и постарайтесь определить тему урока.
Вспомогательные вопросы: из какой страны эти люди?  А как вы догадались? Как вы думаете когда так люди одевались?
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему урока? 
Одежда может быть особым знаком положения человека в обществе.
Так какова же наша цель на этом уроке?
На этом уроке вы познакомитесь с декоративно-прикладным искусством народов Востока, в частности, Древнего Китая.
Китай – страна властных императоров, удивительных изобретений и не менее удивительных традиций которые бережно хранятся китайцами и чтутся по сей день.
Что вы можете рассказать о Китае?
доска


доска
доска
Декоративно-прикладное искусство Китая, так же как и искусство других народов, тесно связано с мифологическими представлениями, уходящими в глубокую древность
доска
доска

Как вы думаете символом кого является дракон?

Какой цвет использовался как цвет символ императора?
Как вы считаете, какое животное может являться символом чиновников в Древнем Китае?
Работа по учебнику, иллюстрации
Какой цвет является символом чиновников?
Какое животное может быть символом военных?
Какие цвета являются символом военных?

Как были одеты простые люди?
Спасибо ребятам за информацию.
Попробуйте угадать, что обозначали эти символы.
Сегодня вы будете создавать эскиз халат китайского императора с изображением дракона, воина с изображением тигра, халат знатной дамы или выполнить декоративный рисунок для веера девушки. Рисунок для веера выполняется на ½ альбомного листа, затем складывается гармошкой.
Греет, защищает, скрывает недостатки фигуры, позволяет различать людей по профессиональным признакам.
У людей высших сословий – дорогие ткани и сложная декоративная отделка одежды: вышивка, золотое шитье, украшение драгоценными камнями, у низшего сословия – простые, грубые ткани и простота декора или полное его отсутствие
Из Китая, определили по одежде
В Древнем Китае. Об одежде Др.Китая
Познакомиться с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая
(Презентация. Сообщения учеников)
1 уч. Китай - от старославянского «кита»-стена (отсюда Китай – страна расположенная за Великой китайской стеной)
Китай – третья по величине страна в мире.
Великая китайская стена – самая длинная стена в мире. Она так велика, что ее видно даже из космоса! Она простирается почти на 6000 км. И достаточно широка: по ней бок –обок могут проскакать пять лошадей.
Терракотовая (вид глины) армия – состояла из 7000 воинов, 600 лошадей и 125 колесниц. У каждого воина было настоящее оружие. У всех терракотовых воинов разное выражение лица.
Пагоды – это хранилища священных реликвий. Пагоды обозначают святые места.
Традиционная одежда китайцев – халат с широкими рукавами. Халаты знатных вельмож и богатых людей украшали вышивкой и росписью.
2 уч. Согласно китайскому мифу первоначально мир состоял их многочисленных мельчайших частиц, в какой-то момент легкие светлые частицы поднялись вверх, а тяжелые, темные упали вниз. Из светлых частиц, получивших название ян, образовалось небо, из темных инь – земля. Взаимосвязь ян и инь породила в природе тепло и холод, свет и тьму, добро и зло. Существование ян и инь является необходимым условием жизни, их сосуществование и чередование неизбежно, как чередование лета и зимы, дня и ночи.
Союзом ян и инь были порождены пять первоэлементов (пять стихий): земля, вода, огонь, дерево, металл, - от которых и произошло всё во вселенной. Взаимодействие пяти первоэлементов определило многообразие явлений и предметов природы: пять состояний погоды (дождь, холод, жара, ветер, ясная погода), пять цветов (желтый, белый, красный, синий, черный).
3 уч. Существует четыре священных существа: дракон, тигр, феникс и черепаха.
Китайцы верят, что дракон приносят удачу. По этому изображения этого животного можно увидеть повсюду: на стенах домов, крышах, одежде. Эти животные «принимают участие» во всех праздниках.
Дракон символ императора.
Китайские императоры считались сынами небесного дракона. На протяжении веков именно дракон был символом императорского дома. Дракон красовался на государственном гербе. Среди изображений двенадцати символов на халате императора одним из главных был дракон.
Символом императора Китая был желтый цвет.
Желтый цвет-цвет золота- и дракон были символами императора.
Управлять страной императору помогали чиновники.
Символом чиновников были летящие птицы.
На одеждах чиновников обычно были вышиты летящие птицы. На халате чиновника высшего ранга был вышит –журавль. А всего было 9 рангов, каждый из которых символизировала своя птица (желтый сазан, павлин, дикий гусь, серебряный фазан, белая цапля, утка-мандаринка).
Коричневый и красный цвета являются символов чиновников. Одежда могла быть коричневого или красного цвета.
Хищные животные являются символом военных.
Халат военного чиновника украшала вышивка с изображением хищного животного: барса, тигра, льва.
Цвет халата был белый или красный. У молодого война – голубой или синий.
Халаты простых горожан были гораздо проще. Не такие яркие и со скромным орнаментом.
Одежда бедняков была однотонной, чаще белого цвета.
Пионы – символ знатности, богатства, прихода весны.
Персики – символ бессмертия, долгожительства.
Цветы персика – символ юной девушки.
Бабочка – символ бессмертия, красоты. Карточки с изображением животных и цветов (дракон, тигр, пион, цветок персика) кладем рисунком вниз, перемешиваем. Таким образом определяются кто что будет создавать (император, воин, девушка, знатная дама. Приложение 1
4.Практическая работа.
Критерии оценки: приложение 2
Оригинальность.
Соответствие изображения и принадлежности выбранного эскиза.
Эстетичность (гармоничное расположение на листе, соразмерность частей, уровень законченности графического или цветового решения изображения) Самостоятельно рисуют, используя карточки с изображением животных, цветов.
Приложение 3
5. Оценка. Презентация продукта.
Выставка работ и их анализ по вышеназванным критериям.
Как вы думаете, кто лучше справился с заданием? Почему? 
Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (обсуждение)
(Просмотр и анализ выполненных работ (самооценивание). Работа с листом достижений.
6. Итог. Рефлексия деятельности.
1.Где мы с вами сегодня «побывали» и с каким искусством познакомились?
2. Что вы узнали нового?
3. Какие образы вам запомнились? Назовите, объясните почему? 
4. Можно ли по одежде судить о месте и роли человека в обществе?
Предлагаю оценить урок понравился ли он вам?
У вас всех есть на парте дракончики- символ страны, историю которой мы сегодня изучили. Поднимите дракончики  высоко, кому  понравилось на уроке,  кому было трудно на уроке - не поднимайте дракончика.
Сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и каждому за работу ставлю высший бал.
(С. 132 с 3 абзац Обсуждение работ и коллективное выставление оценок.
7. Домашнее задание.
Задание №3 на с. 133 учебника: собери вырезки с изображением костюмов разных времён и народов. Объясни, к какому времени они относятся, и кто мог бы носить такую одежду.
Запись д/з в дневник. На этом наш урок закончен. приложение 1

приложение 2
Критерии оценки:
1.Оригинальность.
2.Соответствие изображения и принадлежности выбранного эскиза.
3. Эстетичность (гармоничное расположение на листе, соразмерность частей, уровень законченности графического или цветового решения изображения)

приложение 3