Терапевтический подход в дополнительном образовании
Волкова Вера Николаевна
Педагог дополнительного образования,
1 кв. категория.
МОУ ДО «ДЭЦ» Ирбитского МО,
Свердловская обл., д. Фомина
Терапевтический подход в работе с обучающимися: опыт работы организации дополнительного образования через детское творческое объединение.
В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества обучающегося, как, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Чтобы сформировать компетентного обучающихся во всех потенциально значимых сферах образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии.
С каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями психологического, интеллектуального и психического развития, с неврологическими расстройствами (это отражается в эмоциональной неуравновешенности, импульсивности поведения, слабой саморегуляции поведения).
Целевой группой образовательного процесса являются дети с ОВЗ от 8 до 15 лет.
Мною определены проблемы
Нарушения эмоционально-волевой сферы.
Повышенный уровень агрессивности.
Конфликтность.
Неразвитость психических процессов
Исходя из, выявленных проблем была определена цель:
Способствовать социальной адаптации и творческой реабилитации детей средствами арттерапии (терапии творческим выражением).
Задачи:
- социальная адаптация через творческое самопроявление, самовыражение, самоутверждение;
развитие умения преодоления трудностей, веры в успех, осознания необходимости самоконтроля;
развитие личностных компонентов познавательной деятельности;
индивидуальная коррекция недостатков развития ребёнка и его потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии;
развитие коммуникативных навыков.
Успешно решать выявленные проблемы развития личности обучающихся, подготовить их к успешной социализации в обществе может помочь арт-терапия, так как средства культуры и искусства позволяют, как нельзя лучше выстраивать определенные модели поведения.
Для решения поставленных задач была разработана программа по развитию декоративно – прикладных умений и навыков на основе арт-терапевтических методик. Подобран инструментарий для мониторинга развития обучающихся.
Составлено дидактическое пособие «Занимательные задания» Адрес сайта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Арт-терапия - это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущений.
Терапевтические факторы арт-терапии:
1. Фактор художественной экспрессии
2. Фактор психотерапевтических отношений
3. Фактор интерпретации и вербальной обратной связи
При организации дополнительного образования художественно-творческой направленности с обучающимися, имеющими ОВЗ, используются следующие направления арт-терапии:
изотерапия,
игротерапия,
сказкотерапия.
Использование арт-терапии в работе способствует развитию и коррекции психических процессов, социальных знаний и умений, личности в целом.
В практику работы внедрены следующие циклы занятий:
1. Упражнения при нарушениях развития личности.
2. Игры-упражнения с изобразительным материалом.
3. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения.
Такие упражнения и приёмы являются эффективным средством совершенствования психических функций: внимания, памяти, зрительно-моторной координации, а также развития речевой и творческой сфер.
На занятиях используются также приемы цветотерапии, так как это позволяет узнать и скорректировать эмоциональное состояние ребенка (Приложение 1).
В работе используются
1. приёмы и игры на релаксацию;
2. игровой массаж, игровой самомассаж;
3. игры и упражнения на тактильные ощущения;
4. игры, упражнения и приёмы изотерапии на снятие мышечного напряжения.
Работа по развитию декоративно-прикладных умений и навыков с использованием арттерапевтических методик ведется мною второй год.
Анализ работы выявил положительные результаты в развитии личности, творческих способностях обучающихся, что подтверждает эффективность используемых методик:
Возрос интерес к процессу выполнения работы у 60% обучающихся.
15% обучающихся проявляли желание исправлять и улучшать свою работу.
25% детей создавали в своих работах художественный образ и доводили начатое дело до конца.
Высокий уровень творческих способностей показали 31% обучающихся (они практически овладели умениями и навыками, предусмотренными программой, проявляют творчество и самостоятельность при работе с оборудованием.), средний уровень имеют 48 % детей (они овладели более Ѕ объема умений и навыков, предусмотренных программой, работают с оборудование с помощью педагога, выполняют задание на основе образца), низкий уровень у 21% воспитанников (они овладели менее чем Ѕ объема умений и навыков, предусмотренных программой, испытывают затруднения при работе с оборудованием, выполняют простейшие практические задания).
60% воспитанников принимали участие в мероприятиях художественно-творческой направленности различного уровня, что свидетельствует об их желании показать себя, презентовать результаты своего труда.
В процессе использования арттерапевтических методик необходимо следовать заповедям:
1. Дети должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой»! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана.
2. Рисунок должен анализироваться в первую очередь самим автором.
Рекомендации:
1. Если ребенок проявляет агрессию и другие очень негативные, разрушительные эмоции в этом случае всегда стоит предпочесть лепку. Рисунок будет раздражать, а вот лепка, наоборот успокоит.
2. Всегда предпочитайте рисунок наклеиванию коллажей, вырезанных из журналов.
3. Всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры карандашей, красок или фломастеров. Однако предпочитайте краски.
4. Для создания рисунков не пользуйтесь линейкой, циркулем и прочими приспособлениями для получения более «красивого» изображения. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки.
5. Занимаясь арт-терапией, можете создавать «программные» рисунки, такие как традиционные архетипы «дом», «дерево», «человек».
В процессе использования приемов и методов арт-терапии происходит развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер деятельности, психических процессов. Дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, улучшается психологический климат в коллективе.
Приложение 1
ЦВЕТОТЕРАПИЯ: МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
На индивидуальных или групповых занятиях с детьми, для диагностики и коррекции эмоционального состояния ребенка, можно использовать набор из 8 цветных лепестков в виде ромашки: каждый лепесток символизирует один цвет и один дополнительный цвет-это черный. На групповых занятиях наборы из цветных лепестков в виде ромашки раздаются по количеству детей.
В ходе занятия каждому ребенку предлагается выбрать 2 цвета, которые больше всего нравятся ему в данный момент, и которые будут использоваться как основные в ходе изготовления поделки или рисунка, а один цвет наиболее неприятный. Расшифровка выбранных цветов позволяет узнать эмоциональное состояние ребенка и скорректировать его.
Согласно исследованиям психолога М. Люшера, выбор цветов символизирует следующие психологические потребности: синий - спокойствие, удовлетворенность; зеленый – потребность в самоутверждении, настойчивость, иногда упрямство; красный – потребность активно действовать и добиваться успеха; желтый – потребность в перспективе, мечтах на лучшее; фиолетовый, коричневый, белый символизируют негативные тенденции - тревожность, переживание страха, огорчения. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса.
Если называют цвета черный, серый, коричневый, то такое предпочтение цвета свидетельствует о желании ребёнка замкнуться, отгородиться от всего, оставаясь свободным от каких-либо обязательств. Иногда выбор цвета связан с повышенной тревожностью.
Коричневый цвет показывает надёжность и прочность. Ребёнок, предпочитающий данный цвет, прежде чем действовать, склонен всё тщательно продумать и рассчитать. Иногда коричневый цвет говорит о нежелании, разочаровании, депрессии, навязчивой идее разрушения.
Серый цвет показывает чувство меры и стремление решать сложные задачи в учёте, поведении, общении и т.д. Однако он может быть связан с печалью, болезнями и склонностью критически оценивать положение дел, ситуацию.
Устойчивое предпочтение черного цвета говорит о желании ребенка от всего отречься, о протесте стечению обстоятельств, его готовности действовать решительно, безрассудно, агрессивно.
Взаимодействие цвета с характером и темпераментом ребёнка отражено в Таблице 1 и может быть учтено и использовано, для повышения эффективности образовательного процесса, любым творчески работающим педагогом.
Таблица 1
Действие цвета на поведение и характер ребёнка
Тип темперамента (внутренний цвет)
Характер
(основные черты)
Действие внешних цветов
Теплые цвета
(желто-красные)
Холодные цвета (сине-зеленые)
Холерик (красный)
вспыльчивый несдержанный порывистый
способствует легкомысленности в поведении
Вызывают сдержанность в поведении
Сангвиник (желтый)
подвижный
общительный
жизнелюбивый
ослабляют степень сознательности
способствуют усилению уравновешенности
Флегматик
(зелёный)
медлительный
выдержанный
терпеливый
усиливают интеллектуальные возможности
вызывают некоторую отстраненность
Меланхолик
(синий)
серьезный
обособленный
неуверенный
способствуют усилению контактности
усиливают замкнутость самоуглубленность
В дополнение к выше изложенному прилагается таблица цветов, которые необходимо учитывать при оформлении дидактических материалов для работы с детьми.
Таблица 2
Выбор цветов при оформлении дидактических материалов
Желательно использовать:
Зеленый цвет
Самый оптимальный для психологического восприятия материала, цвет поиска, самоутверждения
Желтый цвет
Цвет спокойствия, интенсивной работы интеллекта, когда идет осмысление каких-нибудь идей, их понимание, цвет открытий, новых творческих помыслов
Фиолетовый, сиреневый цвета
Цвет гармонии, деликатности
Серебристый, золотистый цвета
Цвет подъема творческих и физических сил
Нежелательно использовать:
Темно-синий цвет
Цвет депрессии, неуверенности, чем чаще используется этот цвет, тем выше потребность у человека в самовыражении
Серый цвет
Цвет сомнений при принятии решений, цвет грусти, плохого самочувствия, который маскирует эмоции страха и гнева
Коричневый цвет
Цвет физической усталости, нездоровья, которые лишают восприятия окружающего с реальностью
Светло-зеленый, салатовый цвет
Доминирует у авторитетных людей, стремящихся навязать свою волю другим, в то время как сами боятся действовать, чтобы не попасть в трудное положение. Весь этот процесс сопровождается напряжением, стрессовыми состояниями
15