Урок в специальной (коррекционной) школе Л. Н. Толстой «Кавказский пленник», I часть.


Тема урока: Л. Н. Толстой «Кавказский пленник», I часть.
Автор: Шаповал Татьяна Петровна
учитель – дефектолог
І квалификационной категории
Макеевская специальная
общеобразовательная
школа – интернат № 35
Тип урока: комбинированный
Цель: Составить характеристику главного героя путём аналитического чтения произведения через ощущения героя.
Задачи: 1. Образовательная: познакомить обучающихся с первой главой повести Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; помочь создать литературно-художественный образ главного героя произведения путём аналитического чтения текста; работать над развитием связной устной речи; объяснить роль эпизода для понимания основной идеи рассказа.2. Коррекционно-развивающая: способствовать включению зрительных, слуховых ощущений необходимых для понимания идеи текста; работать над развитием словесно-логического мышления при анализе текста; способствовать развитию внимания и смысловой догадки при работе с текстом.
3. Воспитательная: учить правильно выражать свои чувства при оценке поступков героя; воспитывать нравственные качества: находчивость, решительность, наблюдательность; способствовать привитию стойкого интереса к чтению; формировать умения работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.
Результат: учащиеся усвоят содержание 1 части рассказа, продемонстрируют умение:
анализировать прочитанное
давать оценку поступкам героев
использовать новые слова в своей речи
обобщать
делать выводы
работать в группе
Оборудование урока: портреты писателей, репродукции картин, карты урока для учащихся, рисунки детей, видеофильм о Кавказе, физминутка, гимнастика для глаз, ленты настроения, листы оценки на уроке.
Ход урока
Мы начинаем наш урок
Психологический настрой «Кавказ».
Что я вижу, что я слышу, что чувствую, услышав слово Кавказ?
Как необычна для русского человека и природа Кавказа. Крутые горы сменяются бескрайними долинами, бурные реки – зеркальными озерами, так же противоречива и музыка Кавказа
(видеоролик «Кавказ»)
Оргмомент
Как будем работать на уроке?
Читать внимательно
Писать грамотно
Говорить внятно, доступно
Слушать внимательно
Что нам надо знать и уметь, чтобы разобраться в теме урока?
Знать: содержание 1 части повести «Кавказский пленник»
Уметь: анализировать прочитанное, выражать свои мысли, оценивать поступки героев, работать в группе
У вас на столах лежат ленты настроения, определите и покажите, с каким настроением вы начинаете урок
Игра “Лови ошибку”
Великий писатель Л.Н.Толстой вырос в Ясной Поляне недалеко от Москвы (от Тулы)
Там же в своём доме он организовал школу для крестьянских ребятишек.
Рассказ “Кавказский пленник” был написан для взрослых (для детей)
В своих кавказских рассказах Толстой приукрашивает, изображая горцев (правдиво изобразил ожесточённую борьбу горцев против завоевателей)
Толстой уважительно относился к горским народам, и их обычаям и образу жизни
Он верил, что вражда между народами будет продолжаться долго (непримиримая вражда сменится сотрудничеством, а затем и братством народов)
В творчестве большое значение имеет тема жестокости и войны (тема труда, отношения к окружающим людям)
История рассказа
В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.
В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.
Лексическая работа
Как вы думаете, что такое быль?
Быль – рассказ о том, что было в действительности, происходило на самом деле, о действительном событии, происшествии. 
Плен – неволя.
Пленник – взятый в плен, невольник.
Пленять – 1) захватить, 2) подчинить.
– Действительно, в основу произведения положены реальные события.
– Во время войны люди зачастую не обращают внимания на то, с кем они воюют. На то, что их противники тоже люди. Так было и во время войны на Кавказе. Там проживало много различных народов, но русские называли их всех одинаково – татары.
- На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Так случилось и с героями нашего рассказа – Жилиным и Костылиным (Гимнастика для глаз)
Кавказ издавна считался родиной вольнолюбивых, гордых людей.С какой птицей можно сравнить людей проживающих на Кавказе?
Свободный и гордый как орел.

Итак, в этом сказочном краю, населенном такими удивительными жителями, оказываются два русских офицера.
Чтение текста учителемЗадание : Почему Жилин поехал в отпуск домой?
Чтение текста сильными учениками.
Какие события описаны в рассказе?Как договаривались Жилин и Костылин вести себя, уезжая от обоза?
Чтение цепочкой
Выборочное чтение
Пересказ отдельных эпизодов.
Физкультминутка
Почему на уроке, посвященном рассказу Л.Толстого, присутствуют изображения А.С.Пушкина и М. Ю. Лермонтова?
Кавказ никого, кто хоть раз побывал там, не оставит равнодушным, многие великие писатели, поэты, художники и музыканты воспевали и продолжают воспевать Кавказ.
Александр Сергеевич Пушкин
Пушкин был на Кавказе всего два. Он изучал обычаи горцев, их предания, мелодии, песни. Кавказ стал темой его творчества. После второго пребывания на Кавказе им создан ряд произведений, в том числе и «Кавказский пленник»
Кавказ подо мною. Один в вышинеСтою над снегами у края стремнины;Орел, с отдаленной поднявшись вершины,Парит неподвижно со мной наравне.Отселе я вижу потоков рожденьеИ первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;Под ними утесов нагие громады;Там ниже мох тощий, кустарник сухой;А там уже рощи, зеленые сени,Где птицы щебечут, где скачут олени.
2. С самого детства в Кавказ был влюблен Михаил Юрьевич Лермонтов. Вот строки одного из произведений о Кавказе:
Светает. Горы снеговые
На небосклоне голубом
Зубцы подъемлют золотые;
Слилися с утренним лучом
Края волнистого тумана,
Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь…
- Давайте сопоставим героев рассказа, заполнив сопоставительную таблицу
Жилин Костылин1. Как ведут себя герои в дороге и в момент пленения? 2. Какие черты характера отличают героев? 3. Внешность героев Лев Николаевич Толстой дает им такие фамилии: Жилин, Костылин –почему? Об этом мы узнаем, прочитав быль «Кавказский пленник» до конца
Прежде чем мы начнём работу в группах, давайте посмотрим небольшой фрагмент из фильма «Кавказский пленник»
Задание микрогруппам1.Опишите, как начинается поездка Жилина и Костылина 2 Анализируйте, как внешность, фамилии помогают понять характер героя.3.Сравните, как ведут себя Жилин и Костылин, когда замечают татар, как они ведут себя в плену4.Аргументируйте, хорошо это или плохо, что Жилин и Костылин решают оторваться от обозаОбобщение
Можем ли мы назвать их фамилии говорящими?
В чем заключалась ошибка Жилина?
Найдите в 1-ой главе кульминационный момент.
Найдите в тексте цитату, которая показывает трусость Костылина.
Подумайте:Чем объяснить, что в одинаковых условиях два человека ведут себя по-разному?
Оцени работу товарища на уроке.
Рефлексия
Как мы работали на уроке?Что я понял из рассказа?Как я оцениваю поступки героев?Чему мы научились?
Спасибо вам за урок