Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика. (Обучение сравнительной характеристике героев)
Тема урока: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика. (Обучение сравнительной характеристике героев)
Класс: 5
Предмет: литература.
Учитель: Шабанова Наталья Александровна
Цели
Деятельностная: формирование способности к восприятию нового знания, систематизации и обобщению изученных знаний, как средства для построения нового способа действия.
Предметно-дидактическая: организация деятельности учащихся по активизации и актуализации знаний по творчеству Толстого, организация работы с повестью «Кавказский пленник», развитие творческого воображения.
Планируемые результаты
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные
Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: ученик принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.
Коммуникативные: ученик вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.
Тип урока: изучение нового материала, синтетический, проблемно-поисковый.
Форма работы: индивидуальная, работа в парах, в группах.
Технология: развитие критического мышления через чтение, здоровьесбережения, проблемного обучения.
Методы: беседа, самостоятельная работа, поисковый, репродуктивный (составление и запись таблицы с использованием знаний, полученных ранее).
Основные вопросы: Почему Л.Н. Толстой назвал рассказ «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Чем отличаются герои и почему?
Средства обучения: рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», проектор, экран, компьютер, кроссворд, презентация.Ход урока
№ п\пЭтап
урока Цели Методы Деятельность
Учителя Деятельность ученика Контроль
Формируемые УУД
1. Актуализация знаний Увлечь школьников художественным совершенством рассказа, вызвать интерес к дальнейшим наблюдениям за характерами Жилина и Костылина. Определить степень понимания текста Беседа
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Беседа
Какой уговор был у Жилина и Костылина, когда они решили ехать без обоза?
Кто нарушил этот уговор и при каких обстоятельствах?
Как вёл себя Жилин при встрече с врагом? Какое решение он принял? Проверка
плана кэпизодам «В плену», «Первый побег», «Путь Жилина домой».
Кроссворд.
Отвечают на вопросы.
Читают план к эпизоду.
Разгадывают кроссворд Определение степени понимания текста
Взаимопроверка
Оценка экспертов
Самооценка Личностные: формирование мотивации к активной работе на уроке.
- Регулятивные, включая действия саморегуляции : самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии к выбору ситуации, к преодолению препятствий.
- Познавательные, включая общеучебные и логические: объяснять языковые явления процессы, связи и отношения в ходе работы;
- Коммуникативные: учатся слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации урока.
2. Минутка здоровья Сохранение здоровья учеников, формирование культуры чтения Электронная физкультминутка
http://prezentacii.com/obschestvoznanie/1166-elektronnye-fizkultminutki-dlya-glaz.html
3. Постановка проблемы Почему Л.Н. Толстой назвал рассказ «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?
4. Анализ эпизодов Формировать умение вдумываться в поступки и поведение героев с целью выяснения их характеров. Беседа В каком эпизоде сравнивается поведение Жилина и Костылина?
«Говорящие» фамилии. Наблюдение за образами Жилина и Костылина. Устное высказывание Личностные: формирова-ние навыков работы в группе, анализа и сравнения, познавательного интереса к предмету изучения.
- Регулятивные, включая действия саморегуляции: определять новый уровень отношения к самому себе как объекту деятельности, проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
- Познавательные, включая общеучебные и логические: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе работы над заданием, формирование устойчивого интереса к предмету.
- Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способство-вать продуктивной кооперации.
5. Работа в группах. Формировать навык принятия и сохранения учебной задачи, планирования (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, действия по плану. Исследовательский Активизирует работу, консультирует обучающихся
Заполнить свою часть таблицы. Оценка учителя. 6. Ответ на проблемный вопрос. Почему Л.Н. Толстой назвал рассказ «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?
7. Устное словесное рисование Формирование навыка монологического высказывания Беседа Нарисовать словесный портрет Жилина и Костылина. Рисуют словесный портрет Жилина и КостылинаВзаимооценкаЛичностные: овладение различными социальными ролями в коллективе.
Регулятивные: включая действия саморегуляции: осознание самого себя как движущую силу, свою способность к мобилизации сил и энергии.
Познавательные: включая общеучебные и логические: овладение креативными навыками продуктивной деятельности.Коммуникативные: овладение способами выражения мысли
8. Результат Ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Беседа
Самостоятельная письменная работа Как вы относитесь к Жилину и Костылину?
Письменный ответ на вопрос Оценка учителя 9. Рефлексия Формировать способности к рефлексии Беседа Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Оцените свою работу на уроке. Устное высказывание Самооценка Личностные: овладение различными социальными ролями в коллективе.
10. Домашнее задание Дифференцированное Написать сочинение «4», «5» - «Жилин и Костылин: разные судьбы».
«3», «4» - «Как Дина помогла Жилину?» Запись домашнего задания в дневники Приложение 1
Методические рекомендации к кроссворду
Смена вопрос, картинка, ответ происходит по щелчку.
Вопросы к кроссворду:
Назовите имя героини рассказ «Кавказский пленник. Дина
Кто главный герой рассказа? Жилин
В какое время года происходили описанные события? Осенью
Что делал для детей Жилин? Игрушки
Какой приём использует автор для характеристики героев рассказа? Антитеза
Что мешает Жилину бежать из плена? Колодки.
Приложение2Карточки с заданием
«В плену»
Как ведут себя герои при встрече с врагом? Чем отличается поведение Жилина и Костылина в плену?
«Первый побег»
Почему первый побег пленников был неудачным? Как бы поступил Костылин на месте Жилина?
«Путь домой»
Каким показан Жилин в момент расставания с Костылиным? Почему Дина помогла Жилину?
Приложение 3
Анализ эпизода. Сравнительная характеристика Жилина и КостылинаЭпизод
Вопросы для обсуждения Жилин Костылин«В плену» Как ведут себя герои при встрече с врагом?
Чем отличается поведение Жилина и Костылина в плену? «Первый побег» Почему первый побег пленников был неудачным?
Как бы поступил Костылин на месте Жилина? «Путь домой» Каким показан Жилин в момент расставания с Костылиным?
Почему Дина помогла Жилину?
Вывод