Л.Н.Толстой Кавказский пленник. Жилин и Костылин в плену.

Тема:Л. Н. толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену
Класс: 5
Время: 40 минут
Цели: Познавательные: 1) продолжить обучение характеристике героя художественного произведения; 2) показать различия в характерах героев рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Развивающие: 1) Формирование навыков сопоставительного анализа и умение их применять на практике. 2)развивать навыки вдумчивого чтения через словарную работу и осмысление заголовка текста. Общепредметные:  1)    Развивать критическое мышление, умение сравнивать персонажей;  2)    Воспитывать внимание к слову и характеристикам героев на фоне развития сюжета в процессе чтения. результаты:

Предметные: Знать содержание рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», уметь определять тему урока, выделять проблемы,
Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ обобщение. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД:  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения:  учебник,  раздаточный материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 1    ч./ Автор-составитель: Г. С. Меркин






ХОД УРОКА
Орг. Момент
Изучение темы

----- Поретная характеристика Жилина

Портретная характеристика Костылина

Как договаривались Жилин и Костылин вести себя, уезжая от обоза, и как они себя вели, встретившись с горцами?

Какое решение принимает Жилин, попав в безвыходное положение?
Чьими глазами мы видим картины аула и жизни горцев и почему?
Сравните поведение Жилина и Костылина во время торгов. Зачем Жилин торгуется, если он и не думал посылать письмо матери?

- - - Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему?
Справедливо ли говорят горцы о Жилине «джигит», а о Костылине «смирный»? Какие у них для этого основания?

Почему к Жилину стали приезжать татары даже из дальних аулов?
Выберите из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина, т Костылиина в плену (РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ)

Жилин        Костылин
ходит по аулу                                       спит
всматривается                                           скучает
выпытывает информацию                      считает дни
рукодельничает                                   ждет ответ на письмо

Что придумал Жилин, чтобы взобраться на гору и для чего? Почему Жилин предложил Костылину бежать с ним?

как ведут себя Жилин и Костылин при первом побеге
например: раскопал дыру, по звездам примечает, осматривает, подполз к дороге, несет Костылина на себе. А что делает в это время другой? Зацепил камень ногой, жалуется, ноет, всего боится, покряхтывает, стонет, отстает.

Почему Костылин оказался при побеге не соратником Жилина, а обузой? Ожидали ли вы заранее, как поведут себя Жилин и Костылин во время побега? Почему вы так предполагали? 

Почему в одних и тех же условиях один пленник проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется, а другой только страдает (нерешителен, труслив, эгоистичен, плохо переносит боль, усталость, трудности, скорее всего, не действует, а находится в том или ином состоянии)?

Что помешало совершить побег?

ФИЗМИНУТКА

- -Обратите внимание на фамилии героев (РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ)
Можно найти в толковом словаре значения слов «жила» и «костыль»:
жила сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный сильный, упругий.
Костыль палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, а вся сила». Или «подкостыливает» плетется помаленьку.

- соответствуют ли фамилии, которые выбрал Л.Н. Толстой нашим героям?

Работа в группах. -Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми. (РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Жилин

мать
дети
горцы
Дина

Благородство
Нежность
забота
Доброта
Великодушие
любовь
Дружелюбие
Уважение
Мастерство
Внимательность
Забота
Нежность
благородство



Костылин

мать
дети
горцы
Дина
Жилин

Эгоизм
иждивенчество
равнодушие
Лень
неуважение
равнодушие
Предательство
иждивенчество


Без чьей помощи при всей решимости Жилина его намерение бежать не увенчалось бы успехом?  Дины

Портретная характеристика Дины

- какое отношение Жилина к Дине? Какое отношение Дины к Жилину?
докажите цитатами из текста отношение Дины к Жилину.

Чем у Жилина, Толстого и у нас вызывает симпатию Дина?

Почему, выбравшись из ямы, Жилин первым делом велит Дине отнести шест на место?

Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? 

Подведем итоги . заполнив таблицу , какую характеристику мы можем дать Жилину и Костылину?

Жилин
Костылин

Общее

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Различие

I. Портрет

Удалой, выносливый, смелый.
Физически слабый.

II. «Говорящая» фамилия

Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.
Жилистый, выносливый, крепкий человек.
Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.
Слабый человек.

III. Поведение героев во время нападения татар

Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу.
Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

IV. В плену

1. Письмо о выкупе
Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
1. Письмо о выкупе
Трус, думает только о себе.

2. Внутреннее состояние
Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.
1. Внутреннее состояние
Душевно слаб, верит в выкуп.

3. Занятия
Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела.
3. Занятия
Бездействует, стонет.

4. Мнение татар о Жилине
Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
4. Мнение татар о Костылине
Костылин – «смирный».

V. Побег

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.
Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.




Подведение итогов урока. Выставление оценок


Домашнее задание:
1. Письменно «Встреча с Жилиным и Костылиным»
- Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?

15