Урок литературы в 5 классе по теме: «Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды»


Урок по рассказу были «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого

Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Планируемые результаты




Предметные
УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Подготовка учащихся к уроку.

Отвечают на вопросы:

( если удастся сделать новые открытия)








Организует мотивацию к деятельности:

Давайте, ребята, посмотрим друг на друга и пожелаем себе хорошей работы на уроке.
От чего зависит наша работа на уроке? И какую работу мы можем назвать хорошей?

При каком условии мы сделаем новые открытия?




Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.:
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)
Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы


Учащиеся читают текст

Отвечают на вопросы






Отвечают на вопросы : письмо

( смотрят презентацию)





Обращаю внимание на доску:

Прочитайте написанный текст. (письмо М.Горького»

Мы с вами закончили изучение рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Почему книгу Л.Н.Толстого мы можем назвать умной книгой?
Обратите внимание на данный текст и попробуйте определить , какой жанр перед нами.
Что вы можете сказать о письме как жанре?







Слайд 1









слайд 2
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.
Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные: .целеполагание


III. Изучение нового
(10 мин)
Цели:-выявление обучающимися новых знаний,развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Отвечают - поделиться своими чувствами, рассказать о чем нибудь , выразить свое отношение к героям, за что- то поблагодарить.

Отвечают: Письмо это исповедь, признание человека, изложение своих дум, желаний, представлений, мыслей, чувств

Отвечают: героям рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»


пересаживаются, образуют группы
отвечают:




автору, другу
отвечают: вспомнить все о героях
и познакомиться со структурой письма
Зачем человек пишет письма?.

Кому мы будем писать письма?







Какому герою данного рассказа вы бы хотели написать письмо?


Пересядьте, пожалуйста, в соответствии со своим выбором.

Если из вас, ребята, есть неопределившиеся, образуйте свою группу.

Кому еще вы можете написать письмо?
Чтобы написать письмо герою литературного произведения, что мы должны сделать?

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.
. Регулятивные: -
- составление плана и последовательности действий


IV. Закрепление нового (15 мин)
Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

восстанавливают хронологическую последовательность



















Наше отношение к героям
отвечают: характер, поступки

Работают





записывают на листке поступки, которые одобряют и за которые осуждают своего героя.



читают записи в тетради:
война это зло, вражда, , она никому не нужна;
люди разных национальностей могут жить в дружбе ;
Жизнь зависит от человека. От того выбора, который он делает сам.

Прежде чем писать письмо, мы вспомним содержание рассказа. Мы же должны в своем письме опираться на определенные события, показать знания произведения.
Восстановите последовательность
1.Хозяйская дочка Дина принесла палку, опустила ее в яму и помогла Жилину убежать.
2.Татары заставили Жилина и Костылина написать родным письма о том. Что за их освобождение требуют выкуп.
3.Татары подстрелили лошадь Жилина. А его самого взяли в плен.
Жилина и Костылина заковали в колодки и заперли в сарай.
Жилин получил от матери письмо.
Однажды ночью Жилин и Костылин убежали из плена.
Жилина и Костылина поймали, надели им на ноги колодки и посадили в глубокую яму.

Что мы с вами еще должны отразить в нашем письме?А что формирует наше отношение к героям.

Ребята, выберите те черты характера, которые принадлежат вашим героям.(раздаются стикерсы, на которых написаны черты характера героев, и в

Запишите на своем рабочем листе поступки, совершенные вашим героем, которые вы одобряете и которые вы осуждаете.



В чем помогли вам разобраться герои рассказа Л.Н.Толстого ? В соответствии со своим героем выберите ту мысль, которую вы открыли благодаря ему.
ПРОтив чего выступает Л.Н.Толстой рассказом «Кавказский пленник»



Слайд 3















слайд 4
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

V. Контролирующее задание (12 мин)
Цель:
-осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний
.

Отвечают:


Работают над созданием письма


Мы с вами вспомнили черты характера наших героев и поступки, совершенные ими.
Какие вопросы вы бы хотели задать своим героям.

Чтобы написать герою, нам необходимо составить план план. Необходимо знать законы жанра.
Обратимся к эпистолярному жанру

План письма
Обращение
Кто пишет
Выразите свое отношение к герою.
Задайте несколько вопросов вашему герою
Напишите, что вы узнали благодаря вашему герою.














Слайд 5


слайд 6


фильм:
00: 58: 05
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения,

Личностные: построение жизненных планов во временной перспективе.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
Зачитывают образцы писем

отвечают


привлекают гостей
;Какой этап работы над письмом показался вам самым сложным?


Ребята, оцените свою работу. Оставьте свою подпись под тем письмом, которое вам понравилось больше. Можете обратиться к нашим гостям.
Даю домашнее задание. Прочитайте биографию А.П.Чехова и ответьте на вопрос: Против чего протестует Чехов?

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность
Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности





























15