«Формирование интонационной выразительности у старших дошкольников»
«Формирование интонационной выразительности у старших дошкольников»
Обоснование выбранной темы: и Интонационная выразительность речи играет особую роль в процессе общения, определяя как смысловое содержание речи, так и отношение говорящего к содержанию. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь.
Знание компонентов интонации, схемы обследования и способов коррекции нарушений интонационной стороны речи поможет правильно построить логопедическую работу
Цель: Составить адекватное представление о формировании интонационной выразительности речи, планировать логопедическую работу в соответствии с полученной информацией, прогнозировать возможный результат речевой коррекции.
Задачи:
Изучить теоретический материал о компонентах интонации, их функциях, характеристиках.
Изучить методы диагностики нарушений просодической стороны речи.
Пересмотреть содержание логопедической работы с детьми, имеющими фонетическое нарушение. Включить в работу упражнения и задания по формированию навыка интонационной выразительности речи.
Список литературы для самостоятельного изучения:
Архипова Е.Ф., Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. - М., 2008
Гельм Е.И., Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией. // Логопед.2010. - №4
Осипова Р.А., Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР. // Логопед.2013. - №6
Направление работы Мероприятия Сроки
Научно-исследовательская работа по проблеме Изучение научно-методической, учебной литературы
План изучения темы:
Компоненты интонации. Функции. Характеристики.
Развитие интонации в онтогенезе.
Особенности голосообразования у ребенка
Нарушения интонации.
Обследование интонационной стороны речи у детей:
а) обследование восприятия и понимания интонации;
б) обследование воспроизведения и употребления интонационных средств.
Способы коррекции нарушений интонационной стороны речи. В течение
учебного года
Творческое сотрудничество с коллегами Взаимопосещение занятий воспитателей по разделу «Коммуникация».
Провести консультации для воспитателей:
1)«Общее представление об интонации. Компоненты. Онтогенез».
2)«Коррекция нарушений интонационной стороны речи. Практические упражнения и задания».
Разработать рекомендации для воспитателей по использованию в работе с детьми голосовой и интонационной гимнастики. В течение учебного года
октябрь
январь
Практическая деятельность Подобрать практический материал для работы над совершенствованием интонационной стороны речи.
Изготовить атрибуты, дидактический материал для воспитания навыков правильного вдоха и выдоха.
Изготовить атрибуты, дидактический материал для артикуляционно – мимической гимнастики.
Пополнить картотеку речевого материала логоритмическими упражнениями.
Конкурс чтецов детей старшей группы.
Наглядная консультация для родителей: «Формирование интонационной выразительности у старших дошкольников». В течение учебного года
февраль
Подведение итогов самообразования Провести сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за 2 года.
Составить картотеку игр, пособий по коррекции просодической стороны речи. В течение учебного года