Консультация для педагогов Развитие интонационной выразительности речи
Развитие интонационной выразительности речи
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В.Г.Белинский
Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.
В непосредственной образовательной деятельности и в режимные моменты учитель-логопед и воспитатели постоянно используют разные методы и приёмы для развития интонационной выразительности у детей.
К средствам интонационной выразительности речи относятся:
темп (медленный, средний, быстрый);
ритмический рисунок;
высота и сила голоса;
интонационная окраска речи;
логическое ударение во фразе.
При этом, читая и заучивая стихи с малышами, мы решаем следующие задачи:
укрепление памяти;
выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной
выразительности;
развитие творческих способностей ребенка;
расширение кругозора;
воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.).
Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности
1. Предлагаем детям передать с помощью интонации разные чувства при произнесении небольшого предложения. (Дождь идёт. Солнышко светит. Мальчик бежит. Снег тает.)2. Придумываем с детьми предложения и произносим с разной эмоциональной окраской. (Какой сегодня день? Сегодня на занятии было весело. Я очень устал. Сегодня был холодный ветер, и я очень замерз.).3. Во время выполнения логопедических заданий по автоматизации и дифференциации звуков произносите слоги, слова, предложения и маленькие стихи, потешки и считалки с различной интонацией, от лица разных сказочных персонажей.
4. Поиграйте с детьми в «Угадайку». Сначала сами загадайте животное или сказочного персонажа, а ребёнок пусть угадает. Потом попробуйте поменяться ролями.
5. Формированию ритмической стороны речи способствуют различные речевые игры с движениями.
6. Для того, чтобы ребёнок научился выразительно читать стихотворения необходимо:
выразительно прочитать ребёнку стихотворение, постараться, чтобы содержание стихотворения эмоционально затронуло ребёнка. При первом прочтении ребенок должен прочувствовать и ритмический рисунок стихотворения;
поговорить о том, что или кто изображен в этом стихотворении, как он себе представляет этого героя или это явление природы, как к ним относится;
учить стихотворение, только разбивая его на логические части, а не отдельными строчками;
сразу при заучивании голосом выделять «главные» слова;
постараться, чтобы ребёнок читал стихотворение, меняя высоту и силу голоса, темп, интонацию в зависимости от содержания стихотворения;
только постоянное внимание родителей к интонационной стороне речи ребёнка дома поможет закрепить и научить применять те знания, умения и коммуникативные навыки, которые ребёнок получает с помощью воспитателей, находясь в детском саду.
Вот еще несколько советов, которые помогут развивать ребенка в данном направлении.
Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?
Стихотворение должно быть доступным.
В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию. Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти. Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.
2. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является
источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий.
Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки, прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.
Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые
стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.
Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.