Статья Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащихся


Загитова С.Н., сертифицированный учитель 1 уровня
КГУ «Средняя школа № 3»
ГУ «Отдела образования акимата Житикаринского района»
«Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащегося».
«Для того чтобы усовершенствовать ум надо больше размышлять, чем заучивать».
Р.Декард
Для современного учителя свойственны размышления о своей работе, о повышении своей профессиональной компетентности, но самым значимым, конечно же, является стремление каждого учителя сделать процесс преподавания и обучения качественным, задавая постоянно себе вопросы «Как сделать процесс более эффективным и значимым?», «Что для этого необходимо?», «Почему я действую таким образом?», «Что происходит на моем уроке?». Таким образом, учитель развивает в себе навыки рефлексивного преподавания, которые имеют огромное значение в решении образовательных проблем.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Эта форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов. Толковый словарь русского языка дает такое определение рефлексии как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией понимают «обращение внимания субъекта на самого себя и, в частности, на продукты собственной деятельности, с целью их переосмысления». Таким образом, рефлексия рассматривается как «этап учебного занятия, на котором полученные во время занятия задания подвергаются критическому анализу, сопоставляются с имеющимися знаниями и конструируются в собственное понимание».
Сегодня рефлексивное преподавание и обучение предполагает «критическое размышление над тем, что изучили учащиеся, что требует исследования, записи и оценивания применения навыков критического мышления». Происходит развитие ребенка в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно осуществить без рефлексии.
Ребенок будет активен, если осознает цель учения, если каждое его действие является осознанным и понятным для него самого.
Осуществлять рефлексию можно по-разному:
Это элементы рефлексии на отдельных этапах урока
Рефлексия в конце каждого урока, темы, постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
Систематизируя знания и опыт работы по данному вопросу, я использую следующую классификацию видов рефлексии:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия деятельности
Данные виды рефлексии провожу как в индивидуальной, так и групповой формах. При выборе того или иного вида рефлексии необходимо учитывать
цель урока,
содержание и трудности учебного материала,
тип урока,
способы и методы обучения,
возрастные и психологические особенности учащихся.
Подробнее остановлюсь на каждом виде рефлексии.
1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Вот некоторые приемы работы, которые я использую на уроках английского языка:
1.карточки с изображением 3 лиц (веселого, нейтрального и грустного)
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
2.Приемы – «Букет настроения», «Дерево чувств». Каждому настроению соответствует определенный цвет:
Красный – восторженное,
Оранжевый - радостное, теплое,
Желтый - светлое, приятное,
Зеленый – спокойное,
Синий – неудовлетворение, грустное,
Фиолетовый – тревожное, напряженное,
Черный – упадок, уныние
3.Старшеклассник могут оценить не только настроение, но и эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас?», «Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят затруднений на уроках при выражении своих чувств на английском языке. В помощь учащимся для высказывания предлагаю опору, который также способствует повторению и расширению лексического запаса.
What emotions do you feel? Pos
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Рефлексия содержания учебного материала
Для того, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала, в данном аспекте рефлексии я использую следующие приемы:
Прием незаконченного предложения During the lesson I have (got acquainted with, found out.., learnt, remembered..). Возможные варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с тематикой урока:
-I would like to go to school when., -If I want to help people I , -The ideal friend is a person who, -If you want to be a friend of the Earth you.
Прием «Выбор афоризма или цитаты» мною используется для включения учащихся в урок. Предлагаю 2-3 высказывания выдающихся людей. Их также использую в качестве фонетической и речевой зарядки. Затем учащиеся выбирают высказывание, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам. Учащиеся выбирают то высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. Урок в 8 классе, 2 четверть, тема «Образование» - “A child miseducated is a child lost” (John F. Kennedy), - “The nation that has the schools has the future: (Bismark), - “I hear and I forget, I see and I remember, I do and I understand” (Chinese proverb). Использование цитат делает речь яркой, образной.
Рефлексия достижения цели.
Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения.
We have reached the aim (achieved the goal) of the lesson.


Know how to


Now I


Can
speak about.


Understand the information.


explain the information.


say my own opinion on .


Give arguments
Find necessary information..etc.

Рефлексия отношения к проблеме. Взгляд на проблему раньше и сейчас.
My opinion on the problem now and then.
Then (Before)
Now

know
Didn’t
Now I.


Understand

realize
Couldn’t imagine
express

Besides
Moreover


Интересен прием рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который развивает способность анализировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, а это очень важное умение. Оно требует от ученика размышлений и богатого словарного запаса.
The synquane is a special form of the poem, which consists of 5 lines.
*one word title, a noun that tells what your poem is about
*two adjectives that describe what you're writing about
*three- ing participles that describe what your poem is about
*a phrase that tells more about what you're writing about
*a synonym for your title, another noun that tells what your poem is about.
Australia
-hot, strange
-to discover, to settle, to develop
-It’s situated in the Southern Hemisphere
-The upside down world
-amazing world
Australia
-dry, sunny
-to go surfing, to explore, to impress
-It was a colony for convicts.
-The unknown southern land
-upside down land
Этот прием используется в технологии «развитие критического мышления».
3. Рефлексии деятельности.
Сегодня ученик 21 века должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией. Именно рефлексивное преподавание и обучение предполагает развитие навыков критического мышления, а именно:
-развитие у учащихся рациональности (оперирование аргументами, стремление найти релевантное объяснение с учетом фактов и доказательств);
-развитие навыков суждения, дисциплины и самосознания.
Предлагаю некоторые приемы, для реализации данного вида рефлексии:
1.Самооценка активности на каждом этапе урока.
5 Steps to Success
5
4

5


Вовлекаю учащихся в процесс самооценивания и оценивания своей деятельности на каждом этапе урока. Это дает мне возможность усовершенствовать процесс преподавания, а ученикам процесс обучения. В результате я получаю обратную связь, которая мне необходима в понимании результатов урока, повышении мотивации учащихся.
2.Необходимо на этапе рефлексии вспомнить и обратить внимание учащихся на эффективность работы с использованием алгоритма. Так учащиеся, работающие над проектом, получают памятки, с указанием наиболее общей последовательности или руководства к действию, даны смысловые содержательные опоры.
We work on the project. – Chose the title of the project, -Collect the information and illustrations,
-Revise all the material on this theme, - Combine all the possible characteristics, - Draw or make the project in any of the following forms (schemes, a collage, a poster, etc), -Explain your ideas.
Опыт работы над проектами показывает, что процесс работы для учащихся так же важен, как и результат, и он строится в логической последовательности. А в случае неудачи учащиеся видят, на каком этапе они не доработали и на что обратить внимание в следующий раз.
3.При организации дискуссии (работа в группах, обсуждение в группах) предлагаю учащимся вместе разработать правила работы в группах, основанные на взаимном уважении и определении личного вклада каждого члена группы, а так же распределения полномочий и ответственности между учащимися. Таким образом, создавая коллаборативную среду и обучая учащихся работать в сотрудничестве, учащиеся развиваются социально и эмоционально.
Виды рефлексии могут быть как коллективными (групповыми), так и индивидуальными. Но каждая имеет свои особенности.
Индивидуальная рефлексия. Данный вид рефлексии служит логическим завершением урока, его осмыслением. Формы проведения самые разнообразные и хорошо известные учителям – мини сочинения, эссе, письмо другу, схема, кластер, таблица, синквейн, и т.д. приемы критического мышления:
Прием “Received the answer (!) or not (?)
Прием “ If what..?”
Прием “Fish bone”, «Песочные часы», «Грабли», «Гроздь» и т.д.
Коллективная форма создает оптимальные условия для овладения иноязычным общением.
1.Для организации рефлексии в группе эффективно использую опорные слова и фразы для высказываний:
Tried hard
Use

Were active
We consider

Followed the instructions
Besides

Helped each other
More over

Approached the problems seriously
I want to add

Fulfilled the task
However

Deserve a reward ( a good mark)
One of us

Put forward some new ideas
I want to catch your eye

2.Прием “Think – pair – share – square” c пошаговым перечислением действий, позволяет включить учащихся в рефлексию анализа каждого действия, его результатов.
Step 1. Think over the answer individually,
Step2. Share your opinion with your partner,
Step3. Share opinion in your group and draw a conclusion,
Step4. Chose the pupil who’ll inform the class about your decision.
3.Рефлекия контрольно-оценочной деятельности группы. Предполагает включение учащихся в действие взаимоконтроля, взаимооценки. Использование оценочной карты просто необходимо. Цель ее – адекватно оценивать себя и своих товарищей.
Evaluation card
me
neighbour
group
class
teacher








Все, что мы делаем сейчас – это не самоцель, а серьезная подготовка к постоянной внутренней рефлексии. Рефлексия способствует развитию важных качеств, которые так необходимы ученику в 21 веке – независимости, самостоятельности, конкурентноспособности, предприимчивости. Ученики 21 века - самомотивированные, увлеченные, уверенные личности с развитым критическим мышлением.
Список литературы:
1.Руководство для учителя. Первый продвинутый уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г., стр.101-104, 115-116, 126-128, 135, 183, 185.

4

3

2

1



15