Разработка интегрированного урока 11 класс Культура, как моральный фактор победы над врагом
Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9, 10, 11
Слайд №12
Слайд №13
№14(анимация)
№15
№16,№17
№18
Слайд №19
Слайд №20
(гиперссылка «вечный огонь)
Слайд №21
Слайд №22
Слайд №23
Слайд №24
(щелк)
Слайд №25
(гиперссылка на плакате «Родина мать зовет!»
Слайд №26
Слайд №27
Слайд №28
Слайд №29+
Щелк
Слайд №30
Слайд №31
Слайд №32
Слайд №33
Слайд №34
Слайд №35
Слайд №36 КУЛЬТУРА КАК МОРАЛЬНЫЙ ФАКТОР ПОБЕДЫ НАД ВРАГОМ
Цели:
для учителя:
Развивать познавательный интерес, аналитическое мышление; способствовать установке причинно-следственной связи между ключевыми моментами ВОв и изменениями сознания общества на основе анализа военных сражений, литературных, музыкальных, художественных произведений, работать с историческими документами, развивать критическое мышление и делать выводы.
Формировать потребности знать и помнить исторические события, стимулировать интерес к чтению художественной и исторической литературы, связанной с военной тематикой.
Способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины и становлению активной гражданской позиции обучающихся.
Воспитывать чувства патриотизма, гордости к героическому прошлому своей страны.
Для ученика:
знать:
- основные события Вов,
- литературные и художественные произведения военных лет.
уметь:
- устанавливать взаимосвязь между ключевыми событиями Вов и их представлением в произведениях искусства
- производить анализ художественных произведений.
Применять:
- полученные знания при формировании активной гражданской позиции
Тип урока: урок обобщения и систематизации ЗУН.
Вид урока: комбинированный (интегрированный) урок.
Методы обучения: словесный, частично-поисковый, наглядный, работа под руководством учителя, метод контроля на уроке.
Форма обучения: общеклассная, групповая, парная, фронтальная.
Оборудование урока: интерактивная доска, презентация, проектор, индивидуальный маршрутный лист и лист самоконтроля, рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
Мотивация.
Звучит голос Левитана ().
Учитель истории:
1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Для народов нашей страны это была война против агрессора, за спасение родины от врага. Невиданное ожесточение, массовый героизм народа на фронте и в тылу, высокий духовный подъем, колоссальные человеческие и материальные потери сделали войну поистине народной, Отечественной.
Учитель литературы:
Всё можно в жизни поменять, всё можно:
На кенаря – коня, на посох – дом.
Всё можно потерять неосторожно –
Рассудок, время и друзей притом.
Всё можно позабыть – нужду и горе,
И клевету, и первую любовь.
Всё можно дать взаймы на срок – и вскоре
И хлеб, и деньги возвратятся вновь.
Хочу в тебе найти единоверца,
Чтоб к внукам шла связующая нить:
ОТЕЧЕСТВО, как собственное сердце,
Нельзя забыть, дать в долг иль заменить!
- Так обратился поэт-фронтовик Сергей Поделков к сыну.
Постановка проблемного вопроса.
Учитель истории:
- Историю событий и великих сражений этой войны мы с вами уже изучили, и знаем, что победу одержал Советский народ.
-Проблемный вопрос: Что, по вашему мнению, определило победу советского народа в Вов? Какие факторы победы мы можем выделить?
(ответы об-ся записываются в заранее подготовленный кластер)
ПОБЕДА!
армия флот
Работа тыла партизаны
( русский дух)….
- Правильно, но есть ещё один фактор, без которого немыслима любая победа – это душевный порыв, психологическая, сознательная готовность человека к самопожертвованию. Ученые определяют это явление как моральный фактор.
Учитель литературы:
- Через что формируется моральный фактор, какими способами и путями это происходит? (литература, изо, СМИ, музыка, телевидение, радио, интернет)
Учитель истории:
- Литература, изо, СМИ, музыка, телевидение, радио, интернет - все это составляет достижения человека в области культуры. Логически рассуждая, мы можем сделать вывод, что культура – это важнейший моральный фактор в деятельности человека.
Объявление темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы предлагаем порассуждать над тем, какую роль играет моральный фактор в военное время. Откройте тетради, запишите число и тему урока «Культура как моральный фактор победы над врагом».
(читают по очереди, каждый свое)
В результате деятельности на занятии вы должны
знать:
- основные события ВОв;
- литературные и художественные произведения военных лет.
уметь:
- устанавливать взаимосвязь между основными событиями ВОв и их представлением в произведениях искусства,
- работать с историческими источниками,
- производить анализ художественных произведений.
Учитель литературы
Для продуктивной деятельности на уроке мы подготовили рабочую тетрадь, которая станет для нас сегодня главным помощником. Все записи по ходу урока вы будете вносить в таблицу «Маршрутный лист урока», а по итогам каждого вида работы вы будете оценивать свою деятельность по Листу самоконтроля.
Эмпирическая деятельность.
Учитель истории.( работа по таблице)
- В истории Великой Отечественной войны выделяют три периода –
1941- ноябрь 1942 гг
II. Коренной перелом (ноябрь 1942 г -1943 г )
III.Завершающий этап (1944 г - май 1945)
- Вспомните и запишите, пожалуйста, во вторую колонку таблицы события и сражения, которые соответствуют каждому периоду. Я предлагаю вам поработать по рядам 1 ряд – первый период; 2 ряд – второй; 3 ряд – третий период. Во время обсуждения таблицы будьте готовы показать основные сражения каждого периода на карте. Время работы не более 5-ти минут.
(Обсуждение результатов заполнения таблицы, закрепление умений работы с исторической картой)
Учитель литературы.
- Бытует мнение, что «когда говорят пушки, музы молчат». Но во время Вов были написаны такие яркие произведения как: «Василий Теркин» Твардовского, «Священная война» Лебедева-Кумача, «Жди меня» К. Симонова, «Седьмая симфония» Д. Шостаковича и многие др. Сегодня вы поближе познакомитесь с некоторыми произведениями, написанные в отдельные периоды ВОв. Ваша задача на этом этапе урока провести анализ предложенных произведений, опираясь на задания и вопросы Рабочей тетради.
Эту работу вы будете проводить по группам. Предлагаю вам сформировать группы.
Время работы 5 минут.
Учитель истории:
- Обратите внимание, что некоторые художественные произведения требуют и исторического комментария.
(Обсуждение итогов работы групп:
1 группа: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» К. Симонов;
2 группа: «Февральский дневник» (отрывки) О. Берггольц;
3 группа: «Перед атакой» С. Гудзенко
4 группа: С. Викулов «В городе на Волге», М. Джалиль «Последняя песня»
5 группа: «Жди меня» К. Симонов)
(зачитывается стихотворение и общий вывод по работе с произведением. После ответа каждой группы классу задается вопрос:
«Какие человеческие чувства отражены в каждом из анализируемых произведений?
ответы записываются на доску)
Учитель литературы:
- Писатели с самого начала войны обратились к публицистике, которая давала возможность оперативно отражать происходящие на фронте и в тылу события. В газетных очерках и статьях передавался героический пафос борьбы народа, его непреклонная вера в победу над фашизмом. Основным газетным жанром стал публицистический очерк, в котором сочетались главные постулаты публицистики: актуальность, оперативность и эмоциональность. Писатели говорили правду о войне. Это были М.Шолохов, И.Эренбург, К.Симонов, А.Толстой, В.Гроссман и др.
- Вашему вниманию (на слайд) представлены произведения, написанные во время Вов. Внимательно посмотрите на этот список и ответьте на вопрос: Какие жанры литературы преобладают среди произведений военных лет и почему?
(стихотворения в лирике и публицистические очерки в прозе, т.е. малые по объему жанры, которые максимально воздействуют на внутреннее состояние человека)
Учитель истории:
- Среди произведений, представленных на слайде есть произведения литературы и искусства, не связанные с историей Вов, но написанные в различные периоды войны. Они также посвящены ярким страницам истории нашего народа. Это такие произведения как, роман «Батый» В. Яна, художественный фильм «Иван Грозный» С. Эйзенштейна; роман «Багратион» С. Голубова, опера «Война и мир» С. Прокофьева. Как вы думаете, почему деятели культуры обращаются в это тяжелое время к героическому прошлому нашего народа?
(…)
Учитель литературы:
- Литература во время Вов развивалась во всей своей многожанровости. Но именно поэзия в силу своей динамичности стала „царицей газетных полей”. Она показала отличные боевые качества: высокую оперативность, меткость, большую взрывчатую силу и находила отклик в душе русского человека. Некоторые стихотворения, особенно лирические, становились песнями. Многие из этих стихов-песен приобрели огромную популярность, передавались из поколения в поколение и до сих пор считаются поистине народными. Все песни прослушать мы не имеем возможности, но о некоторых из них мы все-таки хотели бы вам напомнить и поможет нам в этом А. Макаров, у которого было индивидуальное опережающее задание «Песни военных лет» (не более 5-ти минут).
Учитель истории:
- Вернемся к нашей Рабочей тетради, на стр. у вас есть фрагменты песен времен ВОв. Я предлагаю вам провести следующую работу - прочитайте тексты песен и соотнесите их строки с периодами войны.
(Самопроверка по слайду)
- Важным психологическим моментом времен Вов было принятие гимна СССР в 1943 году. Впервые он прозвучал в новогоднюю ночь 1944 года. До его принятие гимном Советского Союза считался «Интернационал» - международный гимн рабочих и крестьян.
1. Что означает термин «гимн» в литературе? (торжественная песнь)
Учитель истории
2. Какова функция гимна как символа государства, какой психологический аспект заложен в нем изначально? (любовь к Родине, гордость за свою страну). Давайте обратимся к тексту гимна в редакции 1943 года и проанализируем его.
- Какие эпитеты подчеркивают силу и мощь Советского Союза?
Учитель истории
- Почему, по-вашему мнению, именно в 1943 году правительство СССР отказывается от международного гимна и создает гимн Союза Советских Социалистических Республик? (коренной перелом в войне) Какими строками гимна вы можете это подтвердить?
Учитель истории
Великая Отечественная война прервала мирное течение жизни нашего народа. Художникам, как и всем людям творческого труда, необходимо было в кратчайший срок перестроить свою деятельность на военный лад. Особое значение отводилось плакатному жанру.
Вам было предложено опережающее домашнее задание исследовательского характера - мини –проект «Плакатное искусство в годы войны»
Учитель литературы
Прошу вас особое внимание обращать на глаголы, использующиеся в слоганах плакатов.
Детский исследовательский мини-проект «Плакатное искусство».
- В кабинете вы видите галерею плакатов военных лет. Они расположены по хронологии. «Нравственные категории, - писал Алексей Толстой, - приобретают решающую роль в этой войне. Глагол уже не только уголь, пылающий в сердце человека, глагол идёт в атаку миллионными штыками, глагол приобретает мощь артиллерийского залпа». Я предлагаю вам подтвердить слова писателя. Для этого в последнюю графу таблицы впишите глаголы, которые использовались в плакатах разных периодов войны
(открывается на слайде последняя графа)
- Давайте просмотрим их еще раз. (читает вслух). Какие наклонения глагола используют художники в плакатных слоганах? (повелительное-изъявительное). Если в начале войны глаголы имели призывный (повелительный) характер, то на заключительном этапе войны они констатируют факт скорой Победы над врагом. Вы, конечно, заметили, что с ходом войны меняется и цветовая палитра плакатов от бело-черно-красной вначале до ярких, жизнеутверждающих тонов в конце войны.
Учитель истории
- Составной частью духовной жизни любого общества в целом и человека в отдельности является религиозное мировоззрение. Давайте вспомним , каково было отношение Советской власти к церкви и отношение к религии русского человека? ( ответы обучающихся)
- Чтобы понять отношение церкви к войне и отношение власти к церкви во время войны, я предлагаю вам поработать с историческим источником. Прочитайте представленные ниже факты и документы, проанализируйте их и ответьте на вопросы.
(Работа с документами, обсуждение.)
- На Победу работали все и всё. И, наконец, она пришла.
(Левитан о капитуляции Германии)
- читаются стихи «Возвращение»
Н. С.: Такой увидел Победу Владимир Гончаров в стихотворении «Возвращение».
Учитель истории :
А Михаил Исаковский в своем стихотворении «Враги сожгли родную хату» рассказал о другой Победе
Учитель истории
Просмотрите эти стихотворения в рабочей тетради и скажите, какие человеческие чувства отражают эти произведения?(боль, слезы, радость, счастье)
- Какие чувства все-таки берут верх над всеми? (чувство гордости, торжества, выполненного долга)
- Как бы тяжело, трудно, горько не было, но судьба Родины-матери, своей Отчизны была спасена. Именно в этом и состоит «русский дух» русского человека.
4.Подведение итогов.
Учитель литературы:
- Мы закончили заполнение таблицы и предлагаем вам провести анализ изменения психологического и эмоционального настроя общества того времени. У вас на столе лежат карандаши трех цветов: синего, зеленого и красного, а на доске написаны названия чувств человека, ассоциации с которыми вы провели в результате текстового анализа художественных произведений. Мы предлагаем соединить цветовую и семантическую ассоциацию следующим образом:
Синий – боль, страх, паника, отчаяние, слезы, горе.
Зеленый – злость, ярость, ненависть, напор, надежда, вера
Красный – уверенность, ликование, торжество, счастье, удовлетворение, гордость.
- Я предлагаю вам провести следующую работу: используя цветные карандаши, определите, пожалуйста, характер произведений литературы и искусства каждого периода.
Давайте сравним наши результаты (сверяем со слайдом).
Учитель истории :
Вывод: Изменение эмоционального настроя художественных произведений и, следовательно, настроя общества соответствовало итогам основных событий и сражений ВОв
Учитель литературы:
- С началом фашистской агрессии пришли паника, страх, слезы и боль, которые разбудили злость, ярость и ненависть в советском народе, но при этом в сердцах людей поселились надежда и вера.
Учитель истории:
Первые успехи Красной Армии зародили уверенность в победе, развенчали миф о непобедимой Германии. А 9 мая 1945 года показало всему миру счастье, ликование, единение советского народа, торжество русского духа и гордость за свое Отечество.
Учитель литературы:
Мы провели сегодня огромную работу, и пришло время вернуться к кластеру. Можем ли мы признать культуру одним из важных факторов победы над врагом?
Учитель истории:
Наше занятие подходит к концу, давайте вернемся к целям урока и посмотрим, достигли ли мы их или нет? (работа со слайдом)
Рефлексия:
- Мы надеемся, что это занятие было для вас интересным, познавательным и продуктивным. Вам были предложены различные виды работ. Оценить результат своей деятельности на уроке мы предлагаем вам самостоятельно, заполнив Лист самоконтроля.
Окончательные итоги вашей работы на уроке мы подведем, проанализировав ваши рабочие тетради, но хотелось бы отметить и сказать большое спасибо отдельным ученикам……….
Наш урок сегодня был во многом необычным: сочетание предметов, два учителя, продолжительнее, чем стандартный урок. Но мы старались сделать его для вас интересным, запоминающимся, эффективным. Оценить наши старания мы предлагаем также необычным способом. Напишите, пожалуйста, синквейн о нашем уроке. Ваше мнение нам будет интересным.
Дифференцированное Д/з.
Сегодня на уроке мы рассмотрели роль культуры и искусства как морального фактора в победе над врагом в Великой Отечественной войне. Актуальным этот фактор являлся во все времена. В настоящее время в нашей стране активно обсуждается реформа образования .Какие меры по изменению общественного сознания вы могли бы предложить по оптимизации внедрения этой реформы?
Как государство может использовать моральный фактор по оптимизации внедрения реформы образования в нашей стране?
История
Сформулировать способы (методы) оптимизации внедрения реформ в нашей стране
Литература
- Написать отзыв (эссе) об уроке
Учитель литературы
В этом году мы будем праздновать 66-летие Великой Победы. Эта Победа - одна из самых достойных страниц в тысячелетней истории нашей Родины. Страница истории, которой мы действительно можем гордиться, которой мы обязаны гордиться! Страницу, которую мы всегда должны помнить, бережно хранить в своей памяти, передавать из поколения в поколение подвиг солдат и офицеров регулярной Красной Армии, бойцов многочисленных партизанских отрядов, самоотверженный труд миллионов детей, стариков и женщин в тылу, … труд деятелей культуры - литераторов, журналистов, музыкантов, художников, всего нашего многонационального народа. Достоверно подсчитано, что в каждую минуту войны погибало 10 человек. Из каждой сотни 18-летних юношей возвращался только 1.
Учитель истории
1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 27 млн погибших . вы только представьте – если по каждому из 27 млн в стране объявить минуту молчания , страна будет молчать 43 года!
Мы всегда обязаны помнить о цене этой Победы, помнить об этой войне, чтобы не допустить трагедии, повторения такой катастрофы в будущем. И пусть этот урок послужит маленькой частицей нашего всеобщего долга, который мы должны отдавать в память о тех, кто остался вечно молодым, погибнув в свои 18-20 лет, в память о тех, кто по истечении 66-лет все еще числится без вести пропавшим, в память о тех, кто выстоял, выжил, вернулся и восстановил нашу Родину из руин.