Музей как фактор развития познавательных навыков на пути формирования нравственных и патриотических качеств учащихся
Музей как фактор развития познавательных навыков на пути формирования нравственных и патриотических качеств учащихся
Данилова Л.М.,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
В соответствии с концепцией модернизации российского образования изучение истории родного края, событий и героев ВОв приобретает особое значение, т. к. история выступает фундаментом для развития общества, воспитания личности учащегося.
При этом на наш взгляд именно создание и функционирование музея родного края имеет колоссальное значение в деле формирования учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Дети - это будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей истории родного края, на наш взгляд, вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает развивать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего города, своих героев, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.
Актуальность темы определена концепцией развития российского образования, основанной на приказе президента РФ В.В. Путина от 12.10.2012г. «о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания». Президент РФ Владимир Путин подчеркивает значимость патриотического воспитания россиян для укрепления страны [6; 1]. В Белгородской области проблема воспитания патриотизма является одной из приоритетных. Для Е.С. Савченко «патриотизм – это, прежде всего, любовь к своей Родине. А любовь – это и забота, и гордость, и жалость, и внимание, и ответственность. Ведь именно чувство ответственности за благополучие России, по мнению губернатора Белгородской области, должны помочь нам найти дорогу к истинным ценностям, пробудить национальное достоинство [3; 7]. И наша задача сегодня – совершенствование методов и приемов воспитания патриотизма, через любовь к истории своей малой Родине.
И музей наш взгляд является одним из центральных элементом на пути достижения поставленной цели. Необходимо отметить, что на всех этапах создания и обновления музея памяти родного края происходит воспитание и формирование личности учащихся. Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Совет музея, Актив музея). Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение «правильного» образа жизни. Идет постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий. Музей сближает учащихся с родителями, укрепляет семьи, создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа - препятствие для вовлечения учащихся в уличные группировки. Учащиеся являются активными участниками на пути овладения новыми знаниями. Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят этап становления личности. Научные координаторы (руководитель музея и научный консультант) вместе с учителями и классными руководителями отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло.
Цель функционирования музея - развитие интереса к истории своего края путём создания музея памяти с использованием творческих, исследовательских работ по истории Старого Оскола, с применением информационных технологий; способствующих сохранению исторического прошлого Старого Оскола.
Работа музея направлена на решение следующих задач:
создание условий для проявления интереса к изучению истории Старого Оскола;
осуществление связи с окружающей обстановкой, воспитание патриотического чувства, любви к Родине, своему городу;
развитие у учащихся интереса к историческим знаниям; толерантности по отношению к другому народу;
приобщение учеников к общественно – полезной работе, развитие деятельности ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;
воспитание уважения к подвигу старших, ветеранов.
При этом работа музея, по мнению Гетманской Е. В. может быть направлена на развитие познавательных навыков учащихся, через осуществление проектной деятельности [1; 20]. Работая над проектом, учащиеся овладевают комплексом умений: познавательных, практических, оценочных, учатся взаимодействовать друг с другом, приобретать новые знания и интегрировать их.
Например, создание проекта «Старый Оскол – Город воинской славы, Города воинской славы на карте России» позволяет учащимся расширить спектр знаний об истории родного края, исторических событиях ХХ века.
При этом проект направлен:
воспитание чувства гордости за свою Родину, народ, ставший примером верности к своему земному Отечеству, силы духа и действенной любви,
воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, обогащение словарного запаса,
развитие умений самостоятельной работы при подборе материала.
Проектная деятельность на базе музея - один из методов освоения огромного материала по истории родного города и связи военного исторического прошлого других городов России позволит способствовать развитию творческих способностей учащихся и, конечно же, выступит одной из ступенек формирующих патриотическое воспитание личности.
При этом не следует забывать, что к патриотизму нельзя призвать. Нужно стремиться воспитывать духовное начало в человеке. Тогда человек сам обратится к нему. Патриотизм, на наш взгляд, возникает через внутреннее побуждение человека, через сознание своей причастности к народу, Родине, к человечеству. Поэтому, прежде всего надо воспитывать личность. Ведь без патриотизма нет личности. Мы же хотим, чтобы учащиеся не потеряли человеческого разумения. Поэтому сегодня патриотическое воспитание остаётся наиглавнейшей нашей задачей и музей является отличной ступенькой на пути сохранения самосознания, ощущения национального единения на пути воспитания будущего поколения.
«Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара вот в этом чае», - утверждает В. Путин, и трудно не согласиться с его словами. Ведь именно музей сегодня позволяет нам не просто соприкоснуться с историей родного края, страны, но и выполнить свой долг – передать заветы предков будущему поколению, сохранить национальное самосознание и пронести через века истинное чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Список литературы
Гетманская Е. В., Воспитательный потенциал музейной педагогики // Внешкольник. – 2007. - N 1. - С. 45-46.
И. О.Ионов. Российская цивилизация. – М., 2000.Источник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образовании Белгородской области на 2013-2018 годы.-57с.
Нагорский Н.В., Музей в духовной жизни общества / Н. В. Нагорский. - СПб., 2004. - 432с.
Фурсова А.А., Роль музея в системе общего образования. Повышение востребованности музейных образовательных программ / А. А. Фурсова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2006. - №2. - С.84-89.
Указа Президента Российской Федерации от 01.06. 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»
15