Доклад по теме Воспитательный потенциал урока как фактор формирования нравственных качеств личности обучающихся
Все яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании.
Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь.
Л.Н.Толстой.
Сегодня наше государство переживает период кардинальной перестройки во всех областях жизни. В том числе и в области образования. Перемены в российском образовании привели к переосмыслению социальных функций системы образования, выдвинули воспитание как одну из важнейших стратегических задач общества и школы. Перед образованием поставлена следующая стратегическая цель: воспитание в общественном сознании установок на социальную ответственность, толерантность и патриотизм, формирование национальной системы позитивных ценностей.
Таким образом, воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Новый закон об образовании определяет воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе.
Развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. Доказано, что классные часы и иные внеклассные мероприятия составляют не более 3% времени общения ребенка с педагогом. Воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке, а не после него. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Дидактические и воспитательные возможности урока далеко не исчерпаны.
Базой развития и воспитания обучающегося продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях.
На уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Но урок – это не просто «форма организации», а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение. И задача учителя – сделать так, чтобы каждые 45 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Урок – продолжение жизни ученика и продолжение процесса формирования его личности.
Содержание воспитательной работы на уроке должно вытекать из содержания самого урока. «Учить и воспитывать как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное на уроке».
Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока? Что должен сделать учитель, чтобы диалог на уроке состоялся?
Есть учебные предметы, содержание которых не поддается формализации и стандартизации. Примерами могут быть уроки русского языка и литературы.
Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве.
Образование призвано не просто научить ребёнка правильно писать гласные и согласные в корне слова, верно ставить знаки препинания в сложных предложениях, но и привить ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности.
Поэтому воспитание нравственных качеств на уроках русского языка путем использования художественного текста – это не дань моде, а жизненная необходимость. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, со всемерно развитым мышлением, творцах, новаторах.
Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Именно это заставляет находить для каждого урока тот текстовый материал, содержание которого поможет нам в формировании гражданственности, личных качеств ученика. Дидактический материал должен обращать внимание учащихся на современные достижения, на новые открытия в науке и технике, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества.
Например, при подготовки обучающихся к написанию сочинения ЕГЭ на уроках русского языка обучающиеся читают тексты известных писателей. Учатся формулировать проблему, поставленную автором текста, объясняют, почему согласны либо не согласны с точкой зрения автора, опираясь на свой читательский опыт.
В качестве примера приведу фрагмент такого урока.
Чтение текста А.П. Чехова «Моя она».
При написании сочинения должна быть сохранена композиционная целостность:
Тема (вступление)
Проблема
Комментарий
Позиция автора
Моя позиция + 2 аргумента
Заключение
Тема. (О чем текст?)
А.П. Чехов, известный русский писатель, пишет о лени – одном из самых тяжелых человеческих пороков.
Проблема. (Главная мысль текста; то ради чего написан текст.)
Что же такое лень и что будет с человеком, если он не сопротивляется ей. Вот проблема, которая находится в центре внимания автора.
Комментирование проблемы. (Что делает автор, чтобы подвести читателя к пониманию проблемы.)
Размышляя над этой проблемой, Чехов приводит историю жизни своего героя. Автор подчеркивает, что, с одной стороны, его герой прекрасно понимает губительность лени. С другой стороны, герой ничего не делает, чтобы избавиться от нее.
Позиция автора. (Отношение автора к поставленной проблеме).
Позиция автора ярко не выражена. Автор не судит своего героя. История героя рассказана нам не случайно. Мы понимаем, что если не сопротивляться лени, то и с нами произойдет то же самое, что и с героем.
Моя позиция + 2 аргумента.
Я согласен с Чеховым, что лени трудно сопротивляться. Лень и праздность способны помешать достижению собственной цели. Примером тому может послужить герой одного из рассказов А.П. Чехова «Ионыч», который не реализовал свои планы, расставшись с мечтами юности.
Заключение. (Вывод).
Всем нам нужно помнить чеховское предостережение, чтобы не повторить судьбу упомянутых героев.
В 9 классе при изучении темы "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" можно использовать материал на тему "Руки трудовые".
Встречается сутулый человек, и думаешь:
В труде он прожил век.
А, может, стал таким не оттого:
Поклоны спину сгорбили его?
Кто в том виной: подхалимаж иль труд?
Взгляни на руки: руки не соврут.
(М.Сазонов)
На уроках литературы вырабатываются нравственные принципы, формируется понимание нравственных ценностей в жизни, даются ответы на многие вопросы: «Что считать добром и злом? Как очиститься от дурных помыслов? Как научиться жить среди людей?»
Уже в 5 классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.
По своему настроению, идейной направленности сказка А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях» очень близка к русским народным сказкам. Помогаю детям воспринять нравственный пафос сказки. Истинная красота – в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея и выражается в столкновении царевны с царицей – мачехой, в борьбе двух начал жизни – добра и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты.
Такие же темы дают и сказки замечательного датского сказочника Андерсена, основой творчества которого была мысль об органической взаимосвязи всего существующего: людей, животных, растений. Сила добрых героев, помогающих друг другу, именно потому, в конце концов, торжествует над грозной силой зла.
При изучении знаменитой сказки «Снежная королева» на уроках перед пятиклассниками предстаёт великая сила любви и светлых человеческих чувств, мужество и стойкость главных героев Герды и Кая.
Изучая такие произведения как «Дети подземелья» В.Г.Короленко, «Уроки французского» В.Г.Распутина ученики задумываются над такими вопросами:
-Правильно ли поступил герой? Почему?
-А что бы выбрал я на его месте?
-Что значит «сделать нравственный выбор»?
На уроках литературы обращаемся к далекому прошлому. В 6 классе учащимся предлагаю два отрывка из «Повести временных лет». С какой целью? Прежде всего, культурный человек должен знать свою историю. Ведь именно знакомство с ней учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. А что дает чтение летописи? Произведения прошлого как бы разрушают преграду между эпохами. Вот это чувство сопричастности и должно возникнуть у молодого читателя.
Рассказ В.Астафьева «Конь с розовой гривой» открывает шестиклассникам добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами. Вместе с тем писатель ставит важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В.Астафьева, я считаю, приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны многовековой историей народа.
Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Огромное значение имеет литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма.
Изучая «Слово о полку Игореве», мы говорим о гражданской позиции автора, о патриотизме русского народа, о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. Гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии.
Фрагмент урока в 9 классе по рассказу В.М. Шукшина «Ванька Тепляшин».
Создание диалоговой ситуации
- А что такое совесть?
- В. И. Даль говорил: "Совесть - внутреннее сознание добра и зла"
Уже в раннем творчестве Василия Макаровича были сконцентрированы вечные проблемы добра и зла, совести и хамства, духовности и бездуховности, которые так волновали его. Рассмотрим их постановку и разрешение на основе рассказа "Ванька Тепляшин".
- Коротко перескажите, о чём этот рассказ? Один из учащихся пересказывает.
Аналитическая беседа по тексту
- Каким вы увидели героя рассказа? Кто он? Что мы о нём узнаём? (Попал в горбольницу; чувствует себя одиноко, неуютно; немного привирает о себе; тоскует).
- Зачитайте, почему Ваньке не понравилось в больнице? ... ("Никто друг друга не слышит").
- Какое событие всколыхнуло героя, изменило его поведение? Как изменило? Зачитайте или перескажите. (Появление матери. Закричал радостно: "Мама идёт!", "свесился с подоконника").
- Как вы оцениваете такое поведение героя? (искренний, простой, любящий мать).
Чтение по ролям отрывка "Ванька побежал вниз: - Стигнеев! Лизавета Сергеевна!.. - закричал он".
Аналитическая беседа по тексту:
- Каково общее впечатление?
- Как вы думаете, что больше всего подтолкнуло Ваньку к ссоре? (красноглазый обидел мать).
- Какие социально-нравственные явления символизирует образ красноглазого вахтёра? (привычное хамство, неуважение к человеку, озлобление, взяточничество).
- Какие слова и выражения раскрывают образ красноглазого? ("красноглазый даже и не слушал её", "деревянно прокуковал", "опять трижды отстукал это:", "безучастно смотрел в сторону").
- Какие синонимы заменяют слово "говорил" по отношению к вахтёру? В чём их смысл? ("прокуковал", "отстукал". Эти глаголы говорят о том, что речь идёт о бесчувственном человеке, у которого нет сердца).
- Актуальны ли проблемы, поднятые в рассказе, в наши дни?
- Почему красноглазый чувствует себя уверенно? (потому что все молчат, никто его не останавливает).
- Найдите в тексте слова, которыми может быть сформулирована основная мысль. ( "Надо человеком быть!")
Рефлексия.
- О чём заставил вас задуматься В.М.Шукшин этим рассказом?
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.
ыђЗаголовок 1ыђЗаголовок 2ыђЗаголовок 3ыђЗаголовок 4ыђЗаголовок 5ыђЗаголовок 6ыђЗаголовок 7ыђЗаголовок 8ыђЗаголовок 915