Развитие личностных способностей обучающихся как фактор формирования духовно — нравственных качеств.

Развитие личностных способностей обучающихся как фактор формирования духовно – нравственных качеств.


Ле Корбюзье писал, что архитектура-это не профессия, это определённое состояние духа. Труд воспитателя, педагога, во многом перекликается с деятельностью зодчего. Известно, что цель воспитания - сформировать духовно-нравственную, всесторонне развитую, гармоничную и цельную личность, способную сделать всё возможное для благосостояния и развития своей Родины.
На Руси издавна особо почитались две профессии-учителя и мастера-зодчего. Их объединяло стремление к слиянию, синтезу различных видов знаний и искусств. Не случайно о воспитателях в старину говорили, что они создают храм человеческой души.
Любое здание должно стоять на фундаменте. Такой основой для личности всегда были, есть и будет опыт предшествующих поколений, отечественное культурное наследие.
Не зная и не почитая своё прошлое, невозможно с надеждой смотреть в будущее.
Патриотическое воспитание, воспитание любви к истории, уважение к людям, которые создавали историю страны, строили город, в котором живёт нынешнее поколение, любовь и почитание родителей -это и есть фундамент.
В моём классе стали традиционными классные часы, посвящённые символам России, теплые встречи с интересными людьми. Много интересных людей оказалось среди родителей. Режиссёр кукольного театра (встреча проходила в театре), спортсмен-баскетболист (мы померились силами с ним в баскетболе, играли всем классом против одного), парикмахер-стилист (все вместе пришли в гости в парикмахерскую). К нам приходили мончегорские барды, строители, возводившие первые дома нашего города (тогда посёлка), почётные граждане города (редактор газеты «Мончегорский рабочий», директор краеведческого музея.
В канун праздника Победы мои пятиклашки решили найти в своём микрорайоне участников Великой Отечественной войны, узнали о том, что один из них был участником парада Победы 1945 года на Красной площади, второй –воевал, защищая родное Заполярье, третья -была переводчицей на допросах пленных немцев. Эти люди стали для моих воспитанников почти родными. С пятого по десятый класс мы не просто поздравляли их с праздниками, впитывали, как губка их истории, советовались с ними. К сожалению, через шесть лет нашей дружбы один за другим они ушли из жизни. Мы горевали вместе с их семьями. Но у нас остались магнитофонные записи с их голосами, фотографии, а самое главное, в ребятах будут жить их воспоминания, а значит, история продолжается.
Возможно, каждый из уважаемых, необыкновенных , интереснейших, мужественных людей внёс свою лепту в формирование характера и души моих воспитанников, помог проникнуться чувством гордости за страну, в которой родился и живёт, чувством благодарности, чувством, которого так недостаёт в современном мире.
Прочный фундамент-это залог успешности духовно-нравственного воспитания, то, что даёт уверенность в будущем формирующейся личности.
Можно приступать к сооружению стен -самому трудоёмкому и сложному в деле воспитания души. Стены защищают внутренний мир человека и одновременно дают возможность взаимодействовать с окружающим миром. Первый кирпичик стены, я уверена, это путешествия по родному краю. Соприкасаясь с удивительной природой России, ребёнок становится скромнее, чище, спокойнее.

Хочу взойти на высоту!
Взглянуть на Кольский полуостров,
Где потому всё низкоросло,
Чтоб был высоким Человек!
Это стихи нашего северного поэта. Вместе с ребятами мы ездили в уникальный Лапландский заповедник, разглядывали удивительные гнёзда птиц, рассматривали необыкновенные цветы, растущие прямо на камнях, загадывали заветные желания, умываясь ледяной водой волшебного озера. Ребята сочинили свои стихи, посвященные красоте северной природы. Это первая стихотворная проба стала толчком к написанию цикла стихотворений. Наша рукописная книга «Времена года» была отмечена на областном конкурсе детской рукописной книги.
В Кировске мы любовались экзотическими растениями ботанического сада. Мурманский краеведческий музей поведал об истории всей Мурманской области. В Североморске ребята впервые увидели подводные лодки. На празднике Севера в посёлке Ловозеро катались на оленьих упряжках.
Не забываемы встречи с городами. Они, как люди разные, со своим нарядом, характером, историей.
Шаг за шагом путешествуем по родному Мончегорску, узнаём о жизни и подвигах людей, чьи имена носят улицы, проспекты. В городской газете напечатаны выдержки из сочинений моих воспитанников на тему «Если бы я был мэром». Призовые места в номинациях «Реальный проект» и «Фантазии и мечты о городе, в котором я хотел бы жить». Мечтают ребята о том, чтобы в Мончегорске появилась площадь Радости, чтобы она была цветной и яркой с цирком в форме большого клоуна, вокруг которого растут вечно цветущие яблони. Ясно одно - дети очень хотят видеть город лучше, он навсегда останется в их сердечке, а значит наши кирпичики прочны. Боль и переживания за маленькую Родину со временем перерастут в желание сделать сильной и красивой свою страну, счастливым свой народ.
Камень за камнем, осторожно размешивая связующий раствор, добавляя в него терпение, тактичность, внимание, воспитатель создаёт стены. Чтобы они не разрушились важно научить детей жить в коллективе, уметь дружить и любить В этом помогают совместные праздники, посиделки, встречи на катке, походы. Каждый июнь традиционно мы идём в походвстречать Новый год! Выбираем самую красивую ёлку, наряжаем её конфетами, водим хороводы. Вместе вспоминаем, что было в этом учебном годувесёлого, грустного, интересного, важного. У нас настоящее новогоднее настроение, ведь провожая этот учебный год, мы встречаем новый! Загадываем желания, строим планы!
Зимой как - то устроили чемпионат по парному фигурному катанию. Короткая программа, произвольная, словом, всё как на олимпийских играх! И, конечно же, показательные выступления! Для себя я отметила, что наши стихийно образовавшиеся пары в 5-ом классе не распались до 9-ого! Может кто-то, по окончании школы, будет вспоминать с кем сидел за одной партой. Мои же ребята чаще вспоминают партнёра по фигурному катанию.
В пятом классе, готовясь к классному часу «Дружба-имя существительное или больше?», я попросила ребят дать своё определение слову «дружба» и записать его. До сих пор в нашем классном альбоме я храню эти детские записи. В 11-ом я уже не просила писать, я видела и понимала, что дети умеют дружить.
Стены в здании личности - это знания, которые современный ученик школы должен осваивать интегративно. От прочности и толщины стен зависит будущее человека, его профессиональная компетентность. Освоение знаний - процесс практически непрерывный. От воспитателя во многом зависит, как ученик овладеет информацией и насколько профессионально может поделиться своими исследованиями с другими людьми.
Считаю большой удачей, что ученики моего класса предложили идею самоуправления в школе. Сумели организовать и провести «День дублёра». В этот день они сами вели уроки, следили за порядком в школе, развлекали малышей, составляли расписание уроков, издавали приказы, объявляли благодарности.
Каждый третий ученик за время учёбы в школе принял участие в предметной олимпиаде. Ежегодно ребята участвовали в научно-практических конференциях, конкурсах «Интеллект», «Шаг в будущее». В нашем классе есть призёры Всероссийских конкурсов.
«Дом – это место наших дум, размышлений и, наконец, это – обиталище красоты, приносящее уму столь необходимое успокоение», - писал Ле Корбюзье.
Как? С помощью чего может воспитатель помочь созданию внутреннего убранства воздвигаемого здания? Нашу современную жизнь на протяжении многих лет украшали театральные постановки, в создании которых принимал участие каждый ученик. А как приятно было видеть заинтересованность и помощь родителей. Именно театр позволил нам синтезировать все виды искусства: музыку, живопись, танец В работе над каждой постановкой выявлялись различные грани таланта, разжигая яркий огонёк детской души. Первые театральные постановки были посвящены сказкам А.С. Пушкина , приключениям Незнайки. Вместе придумывали костюмы, театральные декорации. Ставили спектакли для ребят своей школы. Взрослея, показывали театральные миниатюры «На войне маленьких не бывает» ветеранам Великой Отечественной войны. Выступали в Доме милосердия, перед воспитанниками детского дома. Актерские способности помогали разнообразить уроки литературы. Литературные гостиные помогали понять характер изучаемых персонажей.
Через широко распахнутые окна виден свет внутреннего мира человека. Он символизирует готовность откликнуться на любую радость и беду, поддержать в трудную минуту. Переживая друг за друга ребята проявляли сочувствие, сострадание, милосердие. Я знаю, что огонёк их души никогда не погаснет.
Очень запомнилось моим ребятам «Дог-шоу». Собаки жили у большинства мальчишек и девчонок. С большой ответственностью готовились ребята к этому мероприятию. Шили наряды своим питомцам, готовили с ними «Домашнее задание». В парке выбрали путь для «Полосы препятствий». В библиотеке искали ответы на вопросы викторины. Родители были рады, что ребята поглощены подготовкой к этому мероприятию. Дети усиленно занимались дрессировкой. Больше времени проводили со своими питомцами. После «Дог шоу» мы решили познакомиться с членами клуба собаководов, узнать о редких породах собак, о секретах дрессировки. А победила в этом шоу преданность, верность и огромная любовь.
Закончились школьные годы Завершено строительство Отпуская воспитанников в большую жизнь, я обязана укрепить их духовно-нравственные идеалы возведением прочного свода, который не позволит бурям, дождям и ненастьям сломать дом, погасить свечу.
Как важно, когда самосознание выпускника дает ему возможность войти в уже существующий социум, стать неотъемлемой частью событий, явлений наступившего третьего тысячелетия. Но ещё важнее, чтобы личность была способна притягивать к себе самобытностью, душевностью, созидая и улучшая окружающую действительность, как маленький храм Покрова на Нерли создаёт и держит огромный пейзаж
Народная мудрость гласит: «Храбреца испытывает война, мудреца – гнев, строителя – время». Время покажет, какими станут мои воспитанники
15