Программное обеспечение предмета Музыка. Содержание федеральных учебно-методических комплектов по предмету.


Программное обеспечение предмета "Музыка". Содержание федеральных учебно-методических комплектов по предмету.
Образование - это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.
Новые концепции, новые государственные образовательные стандарты, а также модели образования являются основаниями для позитивной динамики в образовании.
Модель образования - это мысленно представленная система, отражающая тот или иной подход к образованию, взгляд на его роль в жизни человека и общества.
М.В. Клариным была установлена классификация образовательных моделей. Все модели он разделил на традиционные ("знаниевая" педагогика) и инновационные("способностная" педагогика).

Существует ряд характеристик на основе которых и была создана данная классификация.
№ п/пОсобенности Традиционная модель Инновационная модель
1 Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личнгости2 Тип взаимоотношений Субъект-объектныйСубъект-субъектный3 Девиз педагога "Делай как я" "Не навреди"
4 Стиль взаимодействия Авторитарность, монологичность, закрытость Демократичнгость, диалогичность, открытость, рефлексивность5 Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные
6 Методы обучения Иллюстративно-объяснительные Проблемные (эвристический, исследовательский)
7 Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму (образцу) Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия.
В 2011-2012 учебном году все школы России перешли на новые образовательные стандарты, на основе которых были выделены две стратегии образования:
личностный подход;
компетентностный подход.
Место предметов образовательной области «Искусство» остаётся неизменным. Практика подтверждает наиболее эффективное сочетание в области «Искусство» предметов «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура», которые позволяют реализовать принцип непрерывности художественно-эстетического образования на основе Концепции художественного образования. Эта система позволяет выстроить обучение поэтапно от приобщения к отдельным видам искусства к формированию целостной художественной картины мира, от навыков практического освоения языков искусств к формированию ценностных ориентиров учащихся,  к решению задач нравственно-эстетического воспитания и социализации личности средствами искусства. 
     Предметы области «Искусство» обладают мощным арттерапевтическим эффектом и способствуют гармонизации личности учащихся, что отвечает задачам современного образования и реализации принципов здоровьесберегающего обучения.
№ УМК Авторы учебников Обложка Структура программы Состав Особенности
1 "Школа России" Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,
Т.  C.  Шмагина
1 кл. 1."Музыка вокруг нас"
2."Музыка и ты" Учебник
Рабочая тетрадь
CD приложение
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. КабалевскогоМетодические принципы:
 Принцип увлеченности
 Принцип триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя
Принцип тождества и контраста
 Интонационность2 "Перспектива" 2-4 кл. 1."Россия — Родина моя"
2."День, полный событий"
3."О России петь — что стремиться в храм"
4."Гори, гори ясно, чтобы не погасло!"
5."В музыкальном театре"
6. "В концертном зале"
7."Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...". 3
4 "Начальная школа XXI века"
"Школа 2100" Усачева В.О., Школяр Л.В.

1кл. 1. Истоки возникновения музыки.
2.Содержание и формы бытования музыки.
3.Язык музыки Учебник
Рабочая тетрадь
Нотная хрестоматия (пособие для учителя)
Дидактическое пособие для учащихся Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка.
При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыка для данного возраста.
Идеи каждого года обучения:
1 класс - дать обобщённый образ музыки;
2 класс- выражается в формулировке "как живёт музыка";
3 класс - отражение истории и души народа в музыке России;
4 класс - развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос.
2 кл. 1.Всеобщее в жизни и в музыке.
2.Музыка – искусство интонируемого смысла.
3."Тема" и "развитие" – жизнь художественного образа.
4.Развитие как становление художественной формы. 3 кл. 1.Характерные черты русской музыки
2.Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности3.Истоки русского классического романса
4.Композиторская музыка для церкви
5.Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре 4кл.
1.Многоцветие музыкальной картины мира
2.Музыка мира сквозь призму русской классики
3.Музыкальное общение без границ
4.Искусство слышать музыку 5 "Гармония" М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева
1 кл. 1.Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки.
2. О чем говорит музыка?
3. Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете
4. Как говорит музыка? Учебник
Музыкальный альбом
Нотная хрестоматия для учителя  Методические принципы:
адекватность постижения;
взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия;
освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода.
В рамках данной программы предлагаются направления внеурочной музыкальной деятельности учащихся:
"Вокальный практикум"(хоровое, ансамблевое и сольное пение).
"Фольклорное творчество".
"Электронное музыкальное творчество".
"Музыкально-театральная студия".
2 кл. 1.Балет как целостная музыкальная история
2.Симфония как целостная музыкальная история
3.Опера как целостная музыкальная история
4.Мир музыкальных историй 3 кл. 1.Соотношение  контрастных музыкальных  тем в симфоническом  произведении
2.Что мы знаем о крупных музыкальных жанрах?
3.Родство контрастных образов в фортепианной и симфонической музыке  4 кл. 1.Лирико-эпическая опера Н. Римского-Корсакова  "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"
2.Эпическая симфония. Симфония № 2 ("Богатырская") А. Бородина
3.Лирико-драматическая опера П. И. Чайковского "Пиковая дама" 6 "Планета знаний" Бакланова Т.И.
1 кл. 1."Волшебное царство звуков"
 2."Сказочная страна"
 3."На родных просторах"
 4."Остров музыкальных сокровищ" Учебник
Дневник музыкальных путешествий Методические принципы:
Принцип триединства 
Принцип «тождества и контраста»
Принцип интонационности 
Принцип диалога культур
Образовательные маршруты:
1. "Где музыка берёт начало?": путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов (1 класс).
2. "Волшебные силы музыки": знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с её создателями и исполнителями (2 класс).
3. "Где живёт музыка?": путешествие по концерным залам, музыкальным театрам и музеям (3 класс).
4. "Музыкальная жизнь разных стран и народов": музыкальное путешествие по России и странам Европы (4 класс).
2 кл. 1."В сокровищнице Волшебницы Музыки" 2. "Встречи с великими композиторами" 3."В стране музыкальных инструментов" 4."В Певческой стране" 3 кл. 1."В концертном зале"
2."В музыкальном театре"
3."В музыкальном музее"
4."Школа Скрипичного Ключа". 4 кл. 1."Музыкальное путешествие по миру старинной европейской музыки"
2."Музыкальное путешествие от Руси до России"
3."В гостях у народов России"
4."Музыкальный мир России 20 века" 7 "Перспективная начальная школа" Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
1 кл. 1.Звуки вокруг нас
2.Музыкальные встречи Маши и Миши
3.Так и льются сами звуки из души
4.Волшебная сила музыки Учебник
Методическое пособие для учителя Ведущими методами освоения учебной программы являются:
метод музыкально-педагогической драматургии
метод забегания вперед и возвращения к пройденному
метод проблемно-поисковых ситуаций.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
2 кл. 1."Три кита" в музыке: песня, танец и марш
2. О чем говорит музыка
3.Куда ведут нас "три кита"
4.Что такое музыкальная речь? 3 кл. 1.Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость2.Интонация
3.Развитие музыки
4. Построение (формы) музыки 4кл. 1.Россия – Родина моя
2."О России петь - что стремиться в храм..."
3.День, полный событий
4."Гори, гори ясно, чтобы не погасло!"
5.В концертном зале
6.В музыкальном театре
7."Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье..."