Доклад по теме Мониторинг уровня усвоения программы внеурочной деятельности


1 слайд.
Мониторинг уровня усвоения программы внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»
2 слайд.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учебы время.
Для успешной реализации любой деятельности необходимы своевременное планирование, контроль и корректировка, анализ достигнутых результатов. Контроль результативности и эффективности организации ВУД в школе осуществляется путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
На примере программы ВУД «Учусь создавать проект» хочу показать Вам какие методы можно использовать для оценки усвоения учащимися программы ВУД.
Программа курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» для 1 - 4 общеобразовательных классов составлена с учетом требований ФГОС НОО и на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект».
3 слайд.
Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проект – совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
4 слайд.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.
Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.
Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем или воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).
5 слайд.
Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия.
Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и т.дГоворя о модели учета достижений обучающихся во внеурочной деятельности, следует сказать о механизме отслеживания посещаемости обучающимися ВУД.
6 слайд.
Одним из возможных инструментов учета занятости школьников во внеурочной деятельности может стать карта вовлеченности обучающегося на начало и на конец учебного года. В течение всего года педагог заполняет уровневую таблицу мониторинга достигнутых результатов обучающихся по программе.
Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
7 слайд.
В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.
В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью определенных критериев.
8 слайд.
Так же в механизм отслеживания результатов ВУД должны входить и отчеты обучающихся о выполнении каждой проектной работы.
Таким образом в конце учебного года мы можем видеть все достигнутые обучающимися результаты в формировании УУД.