Доклад на тему Использование современных педагогических технологий в практике преподавания
Использование современных образовательных технологий в практике преподавания
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования их филологической подготовки для того, чтобы они могли обмениваться мыслями в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя при этом систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения. Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учащихся концентрации внимания, напряжения сил, а самое главное положительной мотивации, которой порой недостаточно, так как при изучении иностранного языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей.
Поиск новых педагогических технологий связан именно с отсутствием или недостаточной положительной мотивации у части учащихся к изучению иностранного языка.
Постоянно повышать интерес учащихся к уроку - задача каждого педагога. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для раскрытия личности учащихся.
Среди всех современных образовательных технологий, именно в начальных классах, я выделяю: игровые технологии, проектную деятельность, технологию стимуляции реального общения, компьютерные и мультимедийные технологии. Данные образовательные технологии достаточно успешно используются для повышения эффективности учебного процесса.
Игра-это традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Актуальность использования игровых технологий на любой ступени обучения заключается в том, что благодаря играм активизируются все познавательные интересы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковые и психологические барьеры.
Игровая форма занятий создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения стимулирования учащихся. Игровой метод обучения может использоваться на любой ступени обучения с определенной адаптацией для каждого определенного возраста.
Особое внимание на уроках уделяю организации интеллектуальных игр как средство повышения качества знаний учащихся. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, интеллектуальная игра способствует большой сосредоточенности, расширению словарного запаса, развивает навыки говорения и доставляет эстетическое наслаждение. Использование игровых технологий тесным образом сочетается с другими педагогическими технологиями :мультимедийными ,технологией стимуляции реального общения, проектной деятельностью .
Технология стимуляции реального общения используется на всех уроках английского языка, так как реальное обучение в классе является проекцией иноязычной культуры, которое необходимо постоянно стимулировать. Недостаточно просто представить лексико-грамматические структуры и отработать их. Именно постоянная регуляция вынуждает учащегося обращаться на английском языке с использованием единиц (выражений) классного обихода.
Игры способствуют реализации основных принципов стимуляции реального общения. Использование скороговорок, песен, стихов в начале урока в качестве фонетической зарядки развивает у учащихся интерес, подпитанный положительными эмоциями, что является мощным стимулятором общения на языке для создания языкового окружения.
Использование карточек-пиглетов в качестве критерий оценки деятельности учащихся на уроке в 1 классах дают очень хорошие результаты в активной работе и желании познать и запомнить большее на уроках.
Наиболее эффективными средствами формирования лексической компетенции младшего школьника через применение ИКТ являются: использование мультимедийных презентаций и компьютерных обучающих программ.
Мультимедийный урок — это тот же урок, но более оснащенный. Одним из типов мультимедийных продуктов, получивших наиболее широкое применение в образовательном процессе и в частности при обучении лексике младших школьников, является компьютерная презентация. Несомненным достоинством компьютерной презентации в современном образовательном процессе являются:
- наглядность для младших школьников
- тезисность для учителя
Одной из наиболее эффективных форм работы с ИКТ для меня является презентации в Power Point. Презентации удобны и для учителя и для учеников. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания лексического материала. Презентации, подготовленные к уроку, емкие по содержанию, яркие, запоминающиеся. Несомненным достоинством мультимедийной презентации по сравнению с обычными наглядными материалами является большее эмоциональное воздействие на учащихся, что способствует концентрации внимания и, следовательно, лучшему усвоению материала.
В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие предметные и ситуативные картинки для работы с лексическим материалом, краткий текст, схемы, рисунки, анимации.
Для изучения, закрепления и контроля знаний я использую :Презентацию-тренажер «Animals», которая cтанет хорошим помощником при повторении и закреплении новой лексики по теме «Животные».
Презентация-тест, которую можно использовать при закреплении темы « Month of the year».
Презентация-тренажер « Поле чудес»- поможет вам при повторение и закрепление лексики, изученной в 1 классе.
Компьютерные программы (праобраз электронных учебников).Большинство компьютерных обучающих программ для детей сделаны в форме игр, ведь именно игровая деятельность для школьника начальных классов является ведущей. Это игровые программы дидактического ( «закрытого») типа в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. Все программы основываются на принципе погружения учащихся в языковую среду. Большинство упражнений носят консолидирующий характер: объединяют развитие языковых компетенций (графику, орфографию, фонетику, лексику, грамматику) с речевыми умениями (слушанием, чтением, говорением, письмом). Пример хочу привести на Оксфордском издании интерактивного обучения Tilly’s world fun.
Я очень люблю компьютерные обучающие программы, т.к. они помогают нам замотивировать ребёнка к изучению английского языка и дают ему возможность в своём темпе учиться понимать английскую речь на слух, правильно и красиво читать и говорить на английском, а также запомнить нужные английские слова – и всё это в игровой форме! Кроме того синхронное воздействие на слух и зрение младшего школьника повышает объем и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации.
Ни для кого не секрет, что существует активный и пассивный словарный запас, так моя первоочередная задача, как учителя иностранного языка, ознакомить младших школьников с иноязычной лексикой и перевести эти лексические единицы из пассивного словарного запаса в активный. Поэтому вводить новые слова, словосочетания и клише приходится на каждом уроке.
Таким образом, я пришла к выводу, что при помощи современных образовательных технологий можно создать любой урок, и он будет ярким и насыщенным. Вначале появляется общая идея урока, а формы, полагаясь на фантазию учителя, можно легко разнообразить.