Разработка варианта типовых тестовых заданий ОГЭ — 9
Прочтите текст и выполните задания:
(1) В казарму привезли раненого. (2)Это был молодой матрос, которого товарищ ударил ножом в спину. (3) Поссорились они или не поделили чего-нибудь - этого я не помню. (4)У меня только осталось впечатление, что правда на стороне раненого, и я помню, что удар был нанесён внезапно, из-за угла. (5) Уже одно это направляло симпатии к пострадавшему. (6) Он рассказывал о случае серьёзно и кратко, не выражая обиды и гнева, как бы покоряясь печальному приключению. (7) Рана была не опасна. (8) Температура немного повысилась, но больной, хоть и лежал, ел с аппетитом и даже играл в «шестьдесят шесть».(9)Вечером разнёсся слух: «Доктор приехал, говорить будет». (10) Доктор? (11) Говорить? (12) Я направился к койке раненого. (13) Доктор, пожилой человек, по-видимому, лично принимающий горячее участие во всей этой истории, сидел возле койки. (14) Больной, лежа, смотрел в сторону и слушал. (15) Доктор, стараясь не быть назойливым, осторожно и мягко пытался внушить раненому сострадание к судьбе обидчика. (16) Он послан им, пришел по его просьбе. (17) У него - жена, дети, сам он - военный матрос, откомандированный на частный пароход (это практиковалось). (18) Он полон раскаяния. (19) Его ожидают каторжные работы.
(20) - Вы видите,- сказал доктор в заключение, - что от вас зависит, как поступить - «по закону» или «по человечеству». (21) Если «по человечеству», то мы замнём дело. (22) Если же действовать «по закону», то мы обязаны начать следствие, и тогда человек погиб, потому что виновен.
(23) Была полная тишина. (24) Все мы, сидевшие, как бы не слушая, по своим койкам, но не проронившие ни одного слова, замерли в ожидании. (25) Что скажет раненый? (26) Какой приговор изречет он? (27) Я ждал, верил, что он скажет: «по человечеству». (28)На его месте следовало простить. (29) Он выздоравливал. (30) Он был лицом типичный моряк, а «моряк» и «рыцарь» для меня тогда звучало неразделимо. (31) Его руки до плеч были татуированы фигурами тигров, змей, флагов, именами, лентами, цветами и ящерицами. (32) От него несло океаном, родиной сильных душ, и он был так симпатично мужествен, как умный атлет... (33) Мы, затаив дыхание, ждали, что скажет, как будто решалась наша судьба. (34) Но раненый, опустив глаза, молчал, видимо, боролся с желанием простить и с каким-то ядовитым воспоминанием. (35)Он вздохнул, поморщился, взглянул в глаза доктору и нехотя, сдавленно произнёс:
(36)- Пусть ... уж... по закону.
(37) Доктор, тоже помолчав, встал.
(38) - Значит, «по закону»?- повторил он.
(39) - По закону. (40)Как сказал, - кивнул матрос и закрыл глаза.
(41) Я был так взволнован, что не вытерпел, ушёл во двор. (42)Мне казалось, что у меня что-то отняли.
(По А.Грину)
Задания выполните на основе анализа содержания прочитанного текста.
1 В каком высказывании содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему раненый не простил виновного товарища?»
1) Товарищ должен понести заслуженное наказание, потому что совершил преступление.2) Раненый хотел отомстить обидчику во что бы то ни стало.3) Молодой матрос не способен был к состраданию и прощению.4) «Поступить по закону» пострадавшего уговорил доктор.
2 Укажите предложение, в котором используется сравнение:
1) . От него несло океаном, родиной сильных душ, и он был так симпатично мужествен, как умный атлет... 2) Уже одно это направляло симпатии к пострадавшему.3) Доктор, стараясь не быть назойливым, осторожно и мягко пытался внушить раненому сострадание к судьбе обидчика.
4) Его руки до плеч были татуированы фигурами тигров, змей, флагов, именами, лентами, цветами и ящерицами.
3 Из предложений 4-7 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости-глухости последующего согласного
4 Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором выбор Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания кратких страдательных причастий прошедшего времени.
5 Замените разговорное слово ЗАМНЁМ в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Запишите это слово.
6 Замените словосочетание КАТОРЖНЫЕ РАБОТЫ (предложение 19), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7 Выпишите грамматическую основу предложения 1.
8 Среди предложений 34-39 найдите предложение(я) с обособленным обстоятельством. Напишите номер -(а) этого- (их) предложений.
9 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Но раненый, (1) опустив глаза, (2) молчал, (3) видимо, (4) боролся с желанием простить и с каким-то ядовитым воспоминанием. Он вздохнул,(5) поморщился, (6) взглянул в глаза доктору и нехотя, (7) сдавленно произнёс...
10Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.
11 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.
Температура немного повысилась,(1) но больной, (2)хоть и лежал, (3)ел с аппетитом и даже играл в «шестьдесят шесть»
12 Среди предложений 29-35 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
13 Среди предложений 5-16 найдите сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной. Напишите номер этого предложения.
Ответы:
1.3
2.1
3.рассказал
4.нанесён
5.закроем
6.работы на каторге
7.привезли
8.34, 37
9.3, 4
10.4
11.1
12.27
13.8