Методическая разработка на тему: Реализация межведомственного взаимодействия социального педагога по защите прав воспитанников


«Дорогой мира и добра»
Конспект открытого мероприятия по развитию толерантности в 7 «А» классе
 
Социальный педагог
Шевелева И.Н.
2013-2014 учебный год
Мероприятие: «Дорогой мира и добра»
Цель: привить детям культуру толерантного поведения и толерантного отношения друг к другу.
Задачи: а) формирование у учащихся толерантного восприятия других детей, отличных по какому-либо признаку;
              б) познакомить учащихся с понятием толерантная личность, эмпатия, рефлексия;
              в) развивать в учащихся такие качества, как милосердие, желание приходить на выручку товарищам, дружелюбие;
              г) воспитывать в учащихся чувство ответственности за себя и свои поступки.
Инструментарий: мультимедийная установка, проектор, компьютер, плакат с темой занятия на доске, магниты, нарисованное изображение солнца, конверт с пожеланиями, плакат с кроссвордом, альбомные листы, простые и цветные карандаши. Ход занятия:
 Организационный момент.
- Доброго вам дня, ребята. Посмотрите друг на друга, какие вы все, красивые, добрые и отзывчивые. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда оставались такими. А чтобы всегда быть добрыми, мы с вами сегодня постараемся создать правила, или иначе говоря, заповеди добра и мира.
2. Основная часть.
Игра «Согласись со мной»
- Предлагаю поиграть в игру. Я встаю в центр, вы выстраиваетесь вокруг меня. Я поднимаю праву руку и говорю: «Я люблю фрукты», потом поднимаю левую руку и говорю: «Я не люблю рано вставать». Если есть из вас кто-то кто любит фрукты, то пусть возьмет меня за правую руку. А если еще кто-то не любит рано вставать, то пусть возьмет меня за левую руку. Теперь у вас двоих осталось по одной свободной руке. Придумайте то, что вы любите или не любите и найдите единомышленников. Например, «я люблю читать», «я люблю играть в компьютерные игры», «я не люблю математику», «я не люблю мясо» и т.д.
Таким образом, мы с вами образовали вот такую причудливую цепочку. Что мы можем сказать? Все ли из вас сошлись во мнении?
- Нет.
- Вот мы и выяснили, что у всех из нас есть что-то общее и есть те, черты, которые отличают нас. Так происходит не только в вашей группе. Отличаются люди и в других школах, городах, а тем более странах, со своей неповторимой культурой и обычаями. И чтобы лучше это понять на доске вы можете видеть фигуры трёх человек. И сейчас вы будете называть мне различия и сходства этих человечков, а я буду записывать их на чистом листе-ватмане: слева сходства, справа различия.
На доске магнитами прикреплены фигурки европейца, представителя монголоидной и негроидной рас.
Сходства                                               Различия
Все трое – люди                                    цвет кожи
Есть руки, ноги, голова                       одежда
Добрые глаза                                        украшения
Наличие волос                                      волосы разные по структуре
Улыбаются                                            форма губ
Что-то держат в руках                         держат разные предметы
- Молодцы. Мы с вами составили таблицу сходств и различий. И видим, что, сколько у человека сходств, столько же у него и различий. Все люди разные: у каждого свои интересы, свои взгляды, свои любимые занятия. Какие любимые занятия есть у вас?
Ответы детей.
- Хорошо, что у вас столько разных и интересных занятий. А теперь я хочу познакомить вас с новым словом. Слово это длинное, странное и непонятное, но означает оно только лишь добро, мир и красоту. Я его непросто назову. Сейчас мы с вами будем разгадывать кроссворд. Я буду загадывать имена или предметы из сказок, пословиц и поговорок. Из угаданных букв и сложится наше загадочное слово.
- Итак, начинаем.
Без (труда) не выловить и рыбку из пруда.
(Прикрепляю к доске букву Т)
- Как зовут сестру Права? Вспомним материал нашего открытого занятия.
- Обязанность.
 (Прикрепляю к доске букву О)
- Персонаж сказки, лишившей Колобка права на жизнь.
- Лиса.
(Прикрепляю к доске букву Л)
- Кто не работает, тот не (ест).
(Прикрепляю к доске букву Е)
- Название нашей страны.
- Россия.
(Прикрепляю к доске букву Р)
- Как звали девочку, попавшую в Страну Чудес через зеркало?
- Алиса.
(Прикрепляю к доске букву А)
- Их было три сестры: Вера, (Надежда) и Любовь.
(Прикрепляю к доске букву Н)
- (Терпение) и труд всё перетрут.
(Прикрепляю к доске букву Т)
- Их показывают по телевизору каждый день.
- Новости.
(Прикрепляю к доске букву Н)
- Где было легко и просто жить в известной песне? Кто помнит песню про Чунга-Чанга? Что такое Чунга-Чанга?
- Это остров.
(Прикрепляю к доске букву О)
- Это есть у каждого человека, но не каждый ею пользуется и с ней советуется. Если человек с ней согласен, то делает хорошие поступки, если нет, то плохие.
- Совесть.
(Прикрепляю к доске букву С)
- Как называется то, что никому нельзя рассказывать.
- Тайна.
(Прикрепляю к доске букву Т)
- Он есть в середине и в конце слова. Он делает согласный звук мягким.
- Мягкий знак.
(Прикрепляю к доске мягкий знак)
- Давайте прочитаем это длинное загадочное слово вместе, сначала по слогам, потом слово целиком.
Читаю вместе с детьми слово по слогам, затем целиком.
- Слышали вы такое слово?
- Как думаете, что оно может означать?
Ответы детей.
- Теперь послушайте правильное определение слову толерантность. Толерантность – это признание права других людей жить и быть. Это умение понять, принять и сочувствовать.
Это способность человека к милосердию, добрым поступкам и сопереживанию. А так же умение поставить себя на место другого человека. Да, ребята, слово «толерантность» - новое, ёмкое понятие, из которого появились в нашем мире заповеди мира и добра. Прочтём их вместе:
- Уважай чужие мысли, идеи и чувства;
- Прими другого человека таким, каков он есть;
- Научись ставить себя на место другого;  
- Все люди равны, независимо от цвета кожи, вероисповедания, убеждений или привычек;
- Откажись от причинения вреда, боли и насилия по отношению к другим людям.
На слайд в презентации выводятся по порядку все пять заповедей.
- Сегодня на занятии у нас в гостях солнышко. Каждое из его лучей согревает Землю, дает жизнь всем существам нашей планете. У меня есть конверт пожеланий с сообщениями для вас, ребята. Чтобы наше солнце светило ярче, сейчас каждый из вас прочтёт листочек с пожеланием своему классу.
Дети подходят по одному, достают из конверта листочек и читают пожелание классу. Листочек с пожеланием крепится к каждому лучику солнца, прикрепленного к доске магнитами.
Пожелания:
Я желаю вам доброты и счастья.
Я желаю вам совершать только хорошие поступки.
Я желаю вам жить дружно со всеми ребятами.
Я желаю вам радости и улыбок.
Я желаю вам дружеских отношений в своем классе.
Я желаю вам расти крепкими и здоровыми.
Я желаю вам солнечного настроения.
Я желаю вам мирного неба над головой.
Я желаю вам замечать хорошее и доброе в людях.
Я желаю вам забывать обиды и не помнить зла.
Я желаю вам узнавать о мире больше интересного.
Я желаю вам быть заботливыми и вежливыми.
- Вот такие замечательные пожелания вы прочли друг другу. Наше солнце засверкало еще ярче. Мне хотелось бы, чтобы у вас в душе всегда светило солнце добра и любви. На столах у вас лежат альбомные листы и цветные карандаши. Я предлагаю вам нарисовать рисунок о дружбе, доброте и взаимопонимании.
В конце занятия рисунки прикрепляются к доске. Проводится конкурс, и победители получают призы.
- Наше занятие подошло к завершению. Надеюсь, что сегодня с занятия вы унесете частичку теплоты и хорошего настроения. Еще раз напомню вам, что толерантность – это не просто сложное слово. Толерантность должна ежеминутно присутствовать рядом с вами и в вас самих. Совершайте добрые поступки, старайтесь ставить себя на место другого человека, прежде чем обидно обозвать или сделать ему что-то неприятное. Я желаю вам хорошего настроения, светлых мыслей и правильных поступков.