Реализация курса внеурочной деятельности игрового тренинга Познай самого себя


Реализация курса внеурочной деятельности игрового тренинга
«Познай самого себя».
Сохранение психологическое здоровья учащихся на современном этапе развития российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе - один и наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способным мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и коллективному труду, осознавать последствия поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности.
Одна из очевидных задач школьного образования-помочь обучающихся освоить такие способы действия, которые окажутся необходимым в их будущей жизни. Человек (особенно это касается формирующейся личности) должен уметь успешно работать в группе, обладать немалой коммуникационной компетентностью, уметь выслушивать коллег и противников, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой. Как научить детей сотрудничать? Как сделать, чтобы в педагогическом процессе учитель и ученик стали действительно сотрудниками? Основание педагогики взаимодействий-это увлекательный непростой путь, предполагающий постоянную работу над собой. Результат этой работы должен приносить радость и учителю и ученику. Тогда обучение становится процессом сотворчества, помогающим совершенствованию и самореализации личности.
Сегодня умение общаться, сохраняя хорошее отношение с другими, становится самым важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в социальном окружении так и не приобретают этого необходимого социального навыка, и порой только учителя могут научить детей разрешать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь-следовать социальным нормам и правилам. Большое значение для развития ребёнка имеет психологическое и психическое здоровье, т.е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия.
Социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на основе их искать путь самовоспитания и саморазвития. Школьные годы являются сенситивным периодом для приобщения человека к психологической культуре. Многогранное интеллектуальное и личностное развитие обучающихся требует создания оптимальных психологических и педагогических условий, обеспечивающих полноценное переживаниями детьми каждого возрастного периода и тем самым способствует реализации их индивидуальных творческих потенций. Для создания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий следует придерживаться в работе с детьми «зоны ближайшего развития». Использование этого принципа в разработке данной программы позволяет проектировать тот уровень развития, которого обучающийся может достичь в ближайшее время. Основная сложность при реализации в педагогической практике «зоны ближайшего развития» всех сторон личности и интеллекта ребёнка заключается в том, что необходимо достичь сотрудничества ребёнка и взрослого при выполнении какой-либо совместной деятельности: игры, общения, труда и т.д.
Тренинг-форма специально организованного обучения для совершенствования личности, в ходе которой решаются следующие задачи:
Формирование позитивной "Я-концепции" и устойчивой самооценки
Снижение уровня школьной тревожности;
Создание коллектива через формирование групповой сплочённости;
Формирование психологической готовности, работа над личностными, регулятивными и коммуникативными УУД;
Развитие социальных и коммуникативных умений необходимых для установления межличностных взаимоотношениях.
Это поможет детям познать себя и научиться управлять своим внутренним миром.
В широком смысле под тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сфере общения, деятельности, личностного развития и коррекции. Цели тренинга отражают многосторонность происходящих процессов.
Программа структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализа и синтеза информации с учётом групповой динамики и построена на самопознании, саморазвитии личности.
В данной программе условно можно выделить следующие блоки:
Я и школа;
Мои чувства и эмоции;
Мои способности.
Каждое занятие проводится в стационарной форме и включает в себя следующие элементы:
Ритуал приветствия;
Разминку;
Основное содержание;
Рефлексию;
Ритуал прощания.
В ходе работы используются:
Игровые методы;
Методы групповой дискуссии;
Проективные методики рисуночного и вербального типов
Психогимностика и элементы арт-терапии.
Основная идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности обучающихся, т.е. на осознании ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формировании мотивации самовоспитания и саморазвития.
Предполагаемый результат реализации программы.
Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичной и итоговой диагностики.
Групповые занятия предоставляют прекрасную возможность сопоставить себя с другими членами группы. Ребёнок проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. Одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы заключается в возможности проникновение в своё Я, получения опыта понимания своего внутреннего мира. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решать межличностные проблемы. Группа-это отражение общества в миниатюре. В группе ярко моделируются система взаимоотношений и взаимосвязей, характерных для реальной жизни. Это даёт детям возможность проанализировать психологические закономерности общения. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания. Эти процессы не могут быть полезными без участия других людей; открытие себя другим и открытие себе самому позволяет понять себя и повысит уверенность в себе. Что предполагает развитие рефлексии, т.е. самопознания внутренних психических актов и состояний, а также формирование устойчивой положительной самооценки. Группа даёт особое чувство-«чувство мы».
Развивающий и оздоровительный эффект возникает в треннинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых тёплых взаимоотношений между членами группы. Занятия дают психотерапевтический эффект, который достигается использованием арт-терапии и в частности работа с цветом, где цвет используется не только в качестве релаксационных элементов, но и в качестве обозначения позитивного ресурса. Важно отметить, что работа с цветом для психолога помимо этого является диагностическим инструментарием в определении индивидуальных личностных особенностей обучающихся. Японцы говорят: гармония в цвете-гармония в душе-гармония в жизни. Стараюсь использовать этот принцип в своей работе, дабы помочь детям. Работа с цветом обогащает, гармонизирует детское восприятие.
Рисование и раскрашивание используется мною в серии занятий минимизирующих нарушение негативных вариантов личностного развития. На первых 2-3 занятиях происходит отработка способов снятия напряжения, во время которых проводятся подвижные релаксационные игры, разбор проблемных ситуаций, что позволяет разнообразить и варьировать задания. Для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, дети искренне переживают происходящие в группе события. Тренинг активирует интеллектуальные аналитические процессы. Главная форма такой деятельности - групповая экскурсия, которая используется на протяжении ряда занятий. Обсуждение жизненных ситуаций помогут ребёнку расширить поведенческий репертуар - набор способов реагирования на определённые события. Иногда дети поступают так или иначе не, потому что им это не нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому.
Один из приёмов работы в данном направлении является ролевая игра. Каждый желающий предлагает своё решение. Затем несколько вариантов разыгрывается. По окончании обсуждается, насколько удачным был тот или иной способ разрешения ситуации. В процессе обсуждения, как правило, дети сами убеждаются в неэффективности такого подхода к проблеме. Играя ребёнок принимает роль героя, который может гораздо больше чем он. Это позволяет детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развивать чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. Позволяет наиболее успешно и полно реализовывать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.
Например, упражнение «Улыбка» способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и многократно улыбаясь, лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, заменяя негативные эмоции на нейтральные и положительные.
В предлагаемой программе психолог выполняет традиционную роль участника всех игр и упражнений, исключая те случаи, когда необходимо следить за временем или регулировать ход детской игры. Участвуя в игре, психолог, во-первых, своим примером помогает включиться в неё детям, и во-вторых, помогает им осознать, что игры тренинге проводятся не только для развлечений, но и для обучения. Уже в ходе первых тренингов приходится вносить коррективы, т.к. проведение игр и упражнений в той или иной мере дают материалы для диагностики. На этом основании вносятся изменения в программу последующих дней, расставляются акценты, появляются новые аспекты, соответствующие потребности детей. Кроме того, поведение психолога должно служить своего рода моделью, образцом поведения. Внимательно слушая, обращая внимание на одно и игнорируя другое, психолог способствует созданию условий для изменения сознания и самосознания ребёнка. С одной стороны эмоционально принять каждого участника группы, а с другой с другой стороны-предъявляет групповые требования.
Рефлексия занятия может проходить как вербальной, так и невербальной форме. Мы можем наше занятия обсудить и зафиксировать в психологическом дневнике. В этом дневнике ребёнок фиксирует не только свои чувства и эмоции, а так же снимает напряжения, развивает мелкую моторику. Ребёнок наглядно видит результат своей работы. Это даёт возможность корректировать механизмы подсознательной защиты з счёт позитивной самооценки. Для меня опять же это диагностический материал, позволяющий определить индивидуальные психологические особенности ребёнка, его внутренний мир.
Систематическая работа позволяет видеть происходящие с ребёнком изменения. Наблюдать, как дети переходят с одной ступени развития на другую, отмечать результаты своей работы и её эффективность.