Конспект урока по русскому языку на тему Рассуждение. Аргументы(доказательства) в рассуждении. Спорить или ссориться? (6 класс)

План-конспект открытого урока по культуре речи для обучающихся 6 коррекционного класса «Рассуждение. Аргументы (доказательства) в рассуждении. Спорить или ссориться?»
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Цели урока:
1)образовательные:
-повторить различные типы текста - повествование, описание, рассуждение;
-повторить структуру рассуждения;
-уметь строить тексты в форме рассуждения;
-уметь развертывать объяснительно-доказательную часть рассуждения;
-знать виды аргументов;
-знать логические и речевые способы доказательств;
-понимать разницу между спором и ссорой;
-уметь приводить убедительные аргументы в споре (дискуссии);
-знать этикетные правила ведения спора (дискуссии);
-сформировать потребность доказывать, объяснять вышесказанное мнение.

2)Коррекционно-развивающие:
-развитие речи, овладение техникой речи (составление текстов, выразительное чтение);
-обогащение словаря (путем подбора синонимов);
-развитие зрительного восприятия (использование ИКТ, схем, таблиц);
-развитие слухового внимания и памяти;
-развитие умения работать по словесной инструкции;
-коррекция нарушений в культуре речи.

Форма проведения: урок с использованием ИКТ.

План урока:
Повторение типов текста (повествование, описание, рассуждение).
Повторение определения « рассуждение».
Структура рассуждения.
Понятие аргумента в рассуждении.
Структура аргумента (доказательства).
Виды аргументов (доказательств).
Практические задания на выявление аргументов.
Спорить или ссориться? (культура общения).
Построение аргументов по речевым образцам.

Ход урока:

I . Организационный момент.

II. Постановка задачи урока. Актуализация (интрига)

Знаете ли вы, какое слово на свете самое беспокойное, самое любознательное?
Оно, как сказал сказочник Джанни Родари, "гуляет по всему свету, оно забирается во всё, что мы с вами только видим, слышим, трогаем, ощущаем. Оно заставляет людей не только маленьких, но и взрослых задавать массу полезных и нужных вопросов."
-Догадались, что это за слово?
(Конечно, это слово "ПОЧЕМУ")
Мы с вами уже пробовали сочинять вопросы с «почему», или как мы их называли "почемучки".
-"Почему люди не живут на солнце, ведь там тепло?"
Сегодня мы с вами будем учиться отвечать на вопросы с "почему". Конечно, далеко не на все вопросы можно ответить, далеко не на все вопросы есть готовые ответы, иногда люди всю жизнь размышляют над тем, как ответить на какой-нибудь вопрос.
Давайте вспомним вопросы, на которые отвечают аргументированные и неаргументированные тексты.

III. Повторение
1)Рассмотрите схему.
-Какой вопрос скрывается под аргументированным текстом? (почему)
-На какие вопросы обычно отвечают неаргументированные тексты? (какой, как)
На вопрос «почему» отвечает рассуждение и т.д.
2)Продолжим 3 начатых текста так, чтобы у нас получился текст рассуждения , описания, повествования.
Рассуждение нам составилапослушаем ее и т.д.

Схема.
Я посадил(а) в нашем саду яблоню. Почему именно яблоню?!
Вот почему я посадил(а) яблоню.
Я посадил(а) в нашем саду яблоню. Видели бы вы, какой яблоня стала лет через 8!
Вот такая яблоня у меня выросла!
Я посадил(а) в нашем саду яблоню. Знаете, как это получилось?!
Так это произошло.

IV. Закрепление нового материала.

Какие аргументы приводятся в сочинении «похвала Родине» Лукиана (II век н.э. )
А) Старая эта истина, что «НЕТ НИЧЕГО СЛАДОСТНЕЙ ОТЧИЗНЫ
В самом деле, разве существует что-либо не только более приятное, но и более священное, более возвышенное, чем Родина. Ведь всему, что люди считают исполненным высокого смысла, научила их Родина, ибо она дает им жизнь, вскармливает и воспитывает их.
Б) отчизна столь дорога всем людям, что законодатели повсюду высшей мерой наказания за величайшие преступления положили изгнание.
2)Найдите аргументы к двум тезисам. Поставьте вопросы от тезиса к аргументам, убедительны ли эти аргументы?

(Чтение учителем истории Палена Аспеля, пересказанной с французского М.Ясновым, про двух барашков: черного и белого).
Встретились 2 барашка на дорожке, и белый говорит:
- Ты черный, а я белый! Не хочу с тобой разговаривать, не буду с тобой дружить!
А черный барашек отвечает:
- Ты белый, а я черный! Я тоже не хочу с тобой дружить!
Тут на небо набежали тучи, и прямо над барашками сверкнула яркая и длинная молния.
Ударил гром.
Барашки задрожали от страха. Они прижались друг к другу и не знали, что делать дальше. И барашкам стало стыдно и грустно от того, что они были сначала такими грубыми и глупыми.
И тут барашки поняли, что им не о чем ссориться из-за того, что они разного цвета.
Белый барашек сказал:
- Ты черный, а я белый, но мы оба барашки! Хочу с тобой беседовать, хочу с тобой дружить!

Беседа по вопросам.
Какой тезис выдвигает белый барашек в начале истории? (Ты черный, а я белый, не буду с тобой разговаривать)
Сделайте вывод о том, какими должны быть аргументы, чтобы барашки не ссорились.
Как вы понимаете смысл этой истории?

IV. Объявление темы урока.
Разные «почему» требуют ответа.
- Какой тип текста помогает нам ответить? (верно, рассуждение)
Итак. Тема нашего урока: рассуждение. Аргументы (доказательства) в рассуждении.
Сегодня мы будем учиться отвечать на вопрос «почему».
Задача нашего урока: скажи мне «почему»?

V. Объяснение нового материала.
1) Определение рассуждения.
Рассуждение- это текст, в котором вы о чем-то размышляете, что-то объясняете, в чем-то не соглашаетесь.
2)Структура рассуждения.
Давайте вспомним, как называются основные части рассуждения
Текст то, что объясняется, доказывается
Начало, зачин -----------------------------------------------( ТЕЗИС
само объяснение, доказательство
Основная часть--------------------------------------------( АРГУМЕНТЫ (ДОКАЗАТЕЛЬСТВА)
итог
Концовка -----------------------------------------( ВЫВОД

Определение понятия «аргумент».
Таким образом, мы видим, что
Аргументы - это объяснения, доказательства, доводы, которые приводят в защиту тезиса (основной мысли).
Доказательства = аргументы = доводы Мы их называем
Тезисы = основная мысль синонимами

Аргументы необходимы для доказательства тезиса (основной мысли), эта мысль, подтверждающая тезис, и эта мысль подкрепляется фактами, либо она развивается, приводятся дополнительные соображения, и сама мысль тебя убеждает.

Виды аргументов.
Говоря о фактах, следует сказать, что они могут быть разными. Рассмотрим рисунок- схему

5) Спорить или ссориться?
Выполнение заданий по рисункам на слайдах.

6) Памятка.
Не спорь по пустякам!
Приводи убедительные доводы (аргументы)!
Слушай внимательно доводы собеседника! Ищи то, с чем можно согласиться!
Не обижай собеседника своими словами, тоном, жестом!
Не превращай спор в ссору!
Помни слова И.Гёте:
«Из двух спорящих виноват тот, кто умнее».
Дейл Карнеги:
«Когда вам хочется убедить других, необходимо тщательно взвешивать каждое слово».
7)Слово учителя.
Особенность любой дискуссии (спора) в том, что нужно не просто высказать свою точку зрения, но и аргументировано доказать ее. Все аргументы и доводы должны быть сформулированы. Тон - спокойный, доброжелательный, без отрицательных эмоций: речь - грамотная, конкретная, краткая. Никогда не начинайте с заявления: «Я вам докажу то-то и то-то».
«Волшебные фразы в споре: «Я, возможно, ошибаюсь»
Давайте проверим факты.
Дискуссия не должна переходить в конфликт.
Для того чтобы вести спор, нам необходимо запомнить следующие речевые образцы.
Запишем их. Они нам помогут.

8) Речевые образцы.
Я, возможно, ошибаюсь, но мне кажется, потому что.
Я ценю ваше мнение, но давайте проверим факты о., потому что
Разрешите с вами не согласиться, так как
Извините, но я считаю иначе, так как
Простите, но я с вами не согласен, так как считаю

«В споре рождается истина!» С этой фразой просто невозможно не согласиться, но только в том случае «рождается истина», если спорящие приводят убедительные аргументы. В противном случае, пустое упрямство и отстаивание своей позиции ни к чему не приведет.

VI. Практическое задание.
Давайте вспомним басню И.Крылова «Лебедь, щука и рак»
(выразительное чтение басни учителем или подготовленным учеником)

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Беседа по содержанию басни:
-Как вы думаете, какие слова произнесли бы ее персонажи, если бы они вдруг заговорили?
(Они начали бы ссориться.)
-Кто, по-вашему, был бы прав? Докажите свою точку зрения от лица какого-либо персонажа, используя речевые образцы и привоя необходимые аргументы.

VII Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
Таким образом, мы с вами убедились, что порой очень сложно не доводить спор в ссору, что иногда решить кто прав, кто виноват, бывает сложно.
Мы разучились спорить, доказывать свою точку зрения, отстаивать свою мысль, не оскорбляя собеседника. Нельзя использовать запрещенные приемы: насмешки, брань, угрозы. Горячность, нетерпение, неуважение, нежелание ни слушать, ни выслушать - все это показатели низкой культуры общения, неумение вести спор.
Не нарушайте один из основных принципов дискуссии - спорить не с человеком, а отстаивать мысль. Это возможно, если приводятся убедительные аргументы.
Надеюсь, наш урок поможет вам в дальнейшем не допускать конфликтов, ссор. Ведь вам известно: «Худой мир лучше доброй ссоры».

Выставление оценок за урок, пожелания.

VIII. Домашнее задание
Подобрать убедительные аргументы (доказательства) для подтверждения справедливости одного из выражений (по выбору):
1. «Из двух спорящих горячится тот, кто не прав» (Ч.Лэм).
2. «Ссора до добра не доведет» (русская пословица).


























Заголовок 215