Программа факультативного курса: Познай себя
Пояснительная записка.
Программа факультативного курса «Познай себя» ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы, и предназначена для формирования компетенций учащихся в области здорового образа жизни, оценки функционального состояния органов и систем организма, комплексной оценки уровня здоровья.
Актуальность предлагаемого факультативного курса обусловлена тем, что здоровье является основным составляющим элементом благополучной жизни человека. Без знаний о закономерностях здоровья, особенностях его диагностики нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и достичь наивысшей ступени развития.
Факультативный курс «Познай себя» позволяет обучающимся получить необходимые знания расширения кругозора в области физической культуры и спорта.
Данный курс будет интересен обучающимся, которые интересуются вопросами здоровья, ведут активный образ жизни, занимаются различными видами спорта. В процессе изучения данного курса обучающиеся широко вовлекаются в исследовательскую и аналитическую деятельность.
Программа рассчитана на 30 часов (1 час в неделю) и предусматривается прохождение курса на 2013-2014 учебный год, возрастная группа – обучающиеся 9 класса.
Преобладающими формами организации деятельности учащихся выступают теоретические и практические занятия
В программе рассматриваются вопросы углубленного исследования физического развития и оценки функциональной деятельности состояния человека.
Цель курса:
Формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, формирование физической культуры личности посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
Задачи курса:
Воспитание у школьников потребностей заботиться о своем здоровье, привитие основ здорового образа жизни.
Освоение знаний по вопросам здорового образа жизни и его составляющих.
Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой специальных физкультурно-спортивных знаний и умений.
Развитие навыков самоконтроля и самоорганизации в процессе исследовательской деятельности.
Интеграция базового и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.
Формы контроля:
Анкетирование.
Тестирование.
Программа составлена на основе примерной программы по физической культуре и методических разработок А.А. Никифорова, заведующего кабинетом физической культуры и технологии Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (БелРИПКППС).
Ожидаемые результаты:
формирование потребностей заботиться о своем здоровье;
освоение знаний об основных критериях и особенностях индивидуального здоровья, о методах самоконтроля, о критериях оценки уровня своего здоровья;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе изучения теоретического материала и практических занятий, а также творческих способностей в организации здорового образа жизни;
воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих;
формирование способности и готовности к повышении функциональных возможностей организма и укреплении здоровья в целом.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения элективного курса «Познай себя» учащиеся должны:
знать/понимать
основные понятия: здоровье, развитие, норма, болезнь;
о влиянии неблагоприятных факторов на состояние здоровья человека;
содержание и методику проведения простых функциональных проб;
методы самоконтроля и критерии оценки уровня своего здоровья.
уметь
оценивать состояние своего здоровья;
осуществлять контроль за изменениями в организме, корректировать свой образ жизни;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
укрепления своего здоровья и здоровья окружающих;
осуществления самоконтроля за состоянием организма;
проведения самостоятельных занятий физической культурой;
поиска информации по вопросам развития современных оздоровительных систем и укрепления здоровья.
Личностные результаты:
осознание личной ответственности за состояние своего здоровья и здоровья окружающих;
осмысление накопленного опыта в области медицины и здоровья, планирование личной траектории укрепления здоровья.
Метапредметные результаты:
способность рационально планировать свою деятельность, поддерживать оптимальный уровень работоспособности;
способность вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных занятий спортом;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности.
Предметные результаты:
освоение знаний о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья.
Содержание курса «Познай себя»
1. Введение. Здоровье и физиологические критерии здоровья.
Здоровье как важнейшее условие гармоничного и всестороннего развития личности. Основные понятия: здоровье, норма, переходные состояния, болезнь. Критерии здоровья.
2. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки.
Комплексная оценка уровня здоровья.
3.Методы исследования и оценки функционального состояния человека.
Влияние физических упражнений на человека. Показатели функционального состояния человека.
4. Методы исследования физического развития человека.
Способы измерения показателей физического развития. Методы наружного обследования человека.
Оценка индивидуального уровня физической подготовленности и определение двигательного возраста школьников.
Тестирование. Способы выполнения тестов. Физическая подготовленность. Уровень физической подготовленности. Двигательная активность. Двигательный возраст. Показатели физической подготовленности. Возрастные оценочные нормативы. Протокол тестирования двигательной подготовленности.
Тематический план
№ Содержание раздела Тематическое планирование Характеристика деятельности учащегося
1. Теоретический занятия Понятие о здоровье и физиологических критериях здоровья Кратко характеризовать понятие здоровье.
Знать и понимать роль здоровья
1.1 Здоровье и физиологические критерии здоровья. 1.2 Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки. Понятие о самоконтроле Знать методы самоконтроля и критерии оценки
2. Практические занятия 2.1 Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности ан уроках физической культуры Знать и понимать технику безопасности
2.2 Баскетбол Спортивные игры Описывать и осваивать разучиваемые технические действия из спортивных игр
Моделировать технические действия из спортивных игр
Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр
Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности
Проявлять быстроту и ловкость во время игр
Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности
Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр
2.3 Волейбол 2.4 Футбол 2.5 Практическое занятие Оформление и заполнение «Протокол тестирования двигательной активности школьника» Уметь составлять «Протокол тестирования двигательной активности школьника»
Календарно-тематическое планирование
№
п/п Название разделов и тем Количество часов Дата
(план) Дата
(факт) Форма Образовательный
продукт
Теоретические занятия
Здоровье и физиологические критерии здоровья.
1
Что такое здоровье. Понятие «здоровье», «норма», «переходные состояния», «болезнь». 1 09.10.2013 лекция,
беседа Составление частушек, слоганов о вредных привычках
2 Факторы, способствующие развитию болезни. 1 16.10.2013 лекция,
беседа Систематизация и сбор информации
3 Критерии здоровья. 1 23.10.2013 лекция
анкетирование Анкетирование «Взгляд со стороны»
4 Физиологические критерии здоровья. 1 30.10.2013 Систематизация и сбор информации
5 Методы исследования физического развития человека. 1 13.11.2013 беседа
практикум Систематизация и сбор информации
6
Способы измерения показателей физического развития 1 20.11.2013 Лекция, беседа Систематизация и сбор информации
7 Методы наружного обследования человека. 1 27.11.2013 лекция
тестирование Тест «Валеологичсекий опрос»
Теоретические занятия
Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки.
8 Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки. 1 04.12.2013 лекция,
беседа Систематизация и сбор информации
9 Комплексная оценка уровня здоровья 1 11.12.2013 лекция,
беседа Систематизация и сбор информации
10 Методы исследования и оценки функционального состояния человека. 1 18.12.2013 лекция,
беседа Систематизация и сбор информации
11 Влияние физических упражнений на человека. 1 25.12.2013 лекция,
беседа Систематизация и сбор информации
12
Показатели функционального состояния человека. 1 08.01.2014 лекция,
беседа Систематизация и сбор информации
13
Тестирование. Способы выполнения тестов Комплексная оценка уровня здоровья. 1 15.01.2014 практикум Систематизация и сбор информации
14 Уровень физической подготовленности. Двигательная активность. Двигательный возраст. 1 22.01.2014 лекция,
беседа Систематизация и сбор информации
15 Показатели физической подготовленности. Возрастные оценочные нормативы 1 29.01.2014 лекция,
беседа Систематизация и сбор информации
Практические занятия
16 Инструктаж по технике безопасности на уроках физкультуры 1 05.02.2014 практическое занятие Систематизация и сбор информации
17 Игра в баскетбол 1 12.02.2014 практическое занятие Выполнение правил игры
18 Игра в баскетбол 1 26.02.2014 практическое занятие Выполнение правил игры
19 Игра в баскетбол 1 05.03.2014 практическое занятие Выполнение правил игры
20 Игра в баскетбол 1 12.03.2014 практическое занятие Выполнение правил игры
21 Игра в волейбол 1 19.03.2014 практическое занятие Выполнение правил игры
22 Игра в волейбол 1 02.04.2014 практическое занятие Выполнение правил игры
23 Игра в волейбол 1 09.04.2014 практическое занятие Выполнение правил игры
24 Игра в волейбол 1 16.04.2014 практическое занятие Выполнение правил игры
25 Игра в футбол 1 23.04.2014 практическое занятие Выполнение правил игры
26 Игра в футбол 1 30.04.2014 практическое занятие Выполнение правил игры
27 Игра в футбол 1 07.05.2014 практическое занятие Выполнение правил игры
28 Игра в футбол 1 14.052014 практическое занятие Выполнение правил игры
29 «Протокол тестирования двигательной активности школьника» 1 21.05.2014 практикум Оформление и заполнение «Протокол тестирования двигательной активности школьника»
30 Итоговое занятие 1 28.05.2014 Круглый стол Учебно-методические средства
Вайнер Э. Н., Волынская Е. В. Валеология. Учебный практикум. М., 2002.
Егорова С. А. Оценка уровня здоровья: Элективный курс для учащихся общеобразовательных школ. Ставрополь, 2010
Киселев П.А, Киселева С.Б. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам. – М.: Глобус, 2009.
Лукьяненко В.П. Физическая культура: основа знаний. – М.: Советский спорт, 2003.
Николайчук Л. В. Остеохондроз Сколиоз Плоскостопие. – Минск. Книжный дом. 2004.
Петровская Е.К. Что такое ЗОЖ. Начало разговора о важном // «Физическая культура и спорт» №5 2006
Пономарева В.В. Физическая культура и здоровье / Учебник. – Издательство: ГОУ ВУНМЦ, 2008.
Примерные программы по учебным предметам: Физическая культура. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. М., 2008.
Соколова Н.Г. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
Сократов Н. В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности. Оренбург, 2006.
Приложение №1
Анкета для учащихся
«Взгляд со стороны»
Цель: Выявить отношение школьников к своему здоровью.
Поставьте соответствующий балл: 2 — да, 1 — нет.
Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?
Делаешь ли утром зарядку?
Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры?
Занимаешься на уроке физкультуры с полной отдачей?
Соблюдаешь ли ты режим дня?
Занимаешься закаливанием организма: воздушные ванны, обливания,обтирания и т.д.?
Имеешь вредные привычки?
Если на столе много вкусного будешь есть пока «не лопнешь»?
Ведешь активный образ жизни?
Ешь много сладкого?
Ложишься спать не позднее 22 часов?
Занимаешься ли в какой-нибудь спортивной секции?
В твоем рационе питания преобладают бутерброды, консервы, «быстрая еда»?
Имеешь хронические заболевания?
Если Вы набрали от 19 до 22 баллов:
О Вас можно сказать, что вы достаточно серьезно относитесь к своему здоровью, ведете здоровый образ жизни, следите за состоянием своего организма, активно работаете над сохранением и укреплением здоровья.
Если Вы набрали от 14 до 17 баллов:
Возможно у Вас имеются проблемы со здоровьем. Вам необходимо пересмотреть свой образ жизни: побольше находиться на свежем воздухе, избавиться от вредных привычек (если таковые имеются). Обратите внимание на рацион своего питание, ешься больше свежих овощей и фруктов. Соблюдайте режим дня: старайтесь вовремя ложиться спать, чередуйте работу с отдыхом – помните: усталость и переутомление ведут к болезням!
Приложение №2.
Тест «Валеологический опрос»
Внимательно прочитайте задание, выберете, по вашему мнению, правильный ответ:
1. Здоровье - это …
А) отсутствие болезни;
Б) состояние радости;
В) состояние полного душевного, физического и социального благополучия;
Г) устойчивость к дестабилизирующим факторам.
2. Не относятся к признакам здоровья:
А) устойчивость к действиям повреждающих факторов;
Б) функционирование в пределах нормы;
В) наличие резервных возможностей организма;
Г) регулярная заболеваемость.
3. Каким фактором в большей степени определяется здоровье человека?
А) наследственностью;
Б) условиями внешней среды;
В) образом жизни;
Г) системой здравоохранения.
4. Здоровье человека на 50% зависит от:
А) наследственности;
Б) образа жизни;
В) медицины;
Г) внешней среды.
5. . Выберите признак нездорового образа жизни:
А) активная жизненная позиция;
Б) несбалансированное питание;
В) полноценный отдых;
Г) регулярная двигательная активность.
6. Функциональная проба – это …
А) выполнение контрольных испытаний и последующий анализ результатов;
Б) достижение определенной формы фигуры за счет специальных комплексов физических упражнений;
В) способность человека преодолеть внешнее сопротивление;
Г) увеличение мышечной массы.
Ожирение – это …
А) повышение отложение жировой ткани в организме;
Б) временная прибавка в весе;
В) потеря веса;
Г) косметический дефект.
Плоскостопие – это…
А) нарушение осанки;
Б) нарушение обмена веществ;
В) нарушение зрения;
Г) изменение формы стопы.
9. Жизненную емкость легких измеряют с помощью …
А) секундомера;
Б) ростомера;
В) спирометра;
Г) тонометра.
10. ЧСС в покое должна составлять:
А) 60-80 уд/мин;
Б) 90-110 уд/мин;
В) 40-50 уд/мин;
Г) более 110 уд/мин.
Ключ ответов:
1-В; 2-Г; 3-В; 4- Б; 5- Б; 6- А; 7 – А; 8- Г; 9 – В; 10- А.
Приложение №3
Протокол №1
индивидуального тестирования уровня физического развития и
двигательной подготовленности учащихся (СУФП)
Класс_____9____
Количество учащихся в классе_____12___
Из них прошли тестирование (кол-во / %) _________/_________
№ Фамилия, имя ребенка Бег на 30 метров
Бег на 1000 метров Прыжок в длину с места Подтягивание Наклон
вперед Средний уровень ученика (СУФП), определяемый по формуле 1
Результат
Уровень
СУФП
(балл) Результат Уровень
СУФП
(балл) Результат Уровень
СУФП
(балл) Результат Уровень
СУФП
(балл) Результат Уровень
СУФП
(балл) 1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 СУФП класса попо видам тестовыхзаданий (формула 2) СУФП класса (формула 3)
Формула 1: сумма баллов всех видов тестирования = СУФП участника
5
Формула 2: сумма баллов по виду тестовых заданий = СУФП по виду тестового задания
количество учеников в классе
Формула 3: сумма СУФП учащегося = СУФП класса
количество участников мониторинга
МАТРИЦА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
Распределение времени на 9-ом классе при одноразовых занятиях в неделю
Предмет физическая культура
Уровень ______________________________________
УМК ________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
№
п/п Дидактические единицы Минимальное количество часов
Всего 9 класс
по примерной программе по УМК 1 Теоретические занятия 15 15 15
1.1 Здоровье и физиологические критерии здоровья 7
1.2 Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки. 8
2. Практические занятия 15 15 15
2.1 Вводное занятие 1
2.2 Баскетбол 4
2.3 Волейбол 4
2.4 Футбол 4
2.5 Практическое занятие 2
Итого 30 30 30
Список литературы
Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студентов вузов. – Изд. 2-е, исправленное и доп. – М., 2001.
Матвеев А.П. Экзамен по физической культуре: вопросы и ответы. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Никифоров А.А., Середа Н.С., Сборник элективных курсов в профильном обучении, БелРИПКППС, 2003.
Физическая кудьтура: Учебное пособие для подготовки к экзаменам. – СПб.: Питер, 2004.
Физическая культура. 9-е и 11-е выпускные классы / Авт.-сост. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005.