Отчет по самообразованию на тему: «Формирование нравственно-эстетических качеств личности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Отчет по самообразованию на тему:
«Формирование нравственно-эстетических качеств личности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
воспитателя 1-2 класса
Левкиной Анны Владимировны
Нравственность – неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения, которые находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда. Знания о нравственности внутренне усваиваются школьниками, если они переживаются ими как ценность, то есть становятся личностно значимыми.
И.С. Макаренко,
В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане могли вежливо общаться с окружающими, проявляли заботливость и доброту, справедливость и отзывчивость, имели представление о долге, чести и совести, о товариществе и дружбе, о нормах и правилах поведения в обществе. В процессе формирования личности важное значение имеет формирование ее нравственности. Нормы и правила, которые относятся к сфере нравственности, обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Истинно нравственный человек беспощадно требователен к себе и в то же время снисходителен, терпим к другим. Осуждая дурные поступки других, он избегает переносить отрицательную оценку поступка на личность совершившего его человека, старается войти в его положение, понять его, найти смягчающие обстоятельства.
Нравственно - эстетическое воспитание как социальное явление выполняет общественную функцию. Его целью всегда являлась передача подрастающим поколениям накопленного обществом опыта. Одной из важных задач школ - интернат для детей с нарушениями интеллекта является забота о нравственном воспитании и развитии своих питомцев, чтобы они осознанно руководствовались принципами и нормами нравственности, отсутствие же системы нравственных знаний, лежащих в основе убеждений и мотивов поведения, ведет к деформации поведения. Реальность педагогической деятельности заставила меня понять особую важность нравственно - эстетического воспитания, и связана она с тем, что овладение и практическое следование нормам и правилам морали приобщает ребенка к высшим нравственным ценностям общества, облагораживает все его действия и поступки. Таким образом, я поставила для себя главную цель, которой придерживалась на протяжении всей педагогической деятельности: обеспечение нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во вне учебной деятельности.
Задачи:
формирование потребности в нравственном развитии и совершенствовании;
воспитание самостоятельности в самообслуживании;
побуждение детей к активности, самостоятельности, проявлению доброты;
обогащение представлениями о морали, о нравственных ценностях;
формирование эмоционального отношения к нравственным ценностям.
Таким образом, я определила для себя тему самообразования: «Формирование нравственно-эстетических качеств личности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
Формирование нравственного сознания – очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежат убеждения человека. На протяжении учебного года я учила младших школьников не только теоритически усваивать принципы и нормы морали, но и поступать в соответствии с этими принципами и нормами, критически оценивать свое поведение. Но главная задача заключается в том, чтобы нравственные нормы и принципы постепенно стали внутренним убеждением школьников. Поэтому работа, направленная на формирование нравственных качеств личности младших школьников должна быть непрерывной и систематичной на протяжении всего учебного процесса.
В своей работе с детьми я старалась использовать все сферы разнообразной деятельности, охватывать их умственное, физическое и эстетическое формирование. Применяла следующие виды деятельности: общественная, патриотическая, учебная, трудовая, деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности у учащихся развивается понимание (осознание) того, как их необходимо осуществлять, формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные качества. Практически вся деятельность воспитательной работы была направлена на побуждение учащихся к учению, сознанию коллектива, организацию общественно-полезной работы – в основе, которой стояло нравственное воспитание, формирование у детей убеждений, ответственного отношения к выполнению своих обязанностей и морального долга.
Одной из важных задач нравственного воспитания умственно отсталых детей младшего школьного возраста является формирование системы навыков культурного поведения, связанных с выполнением общепринятых норм. Основой культуры поведения является сознательная дисциплина, т.е. умение управлять своим поведением в соответствии с моральными требованиями общества. Нередко приходилось вырабатывать навыки дисциплины и культуру поведения во время самоподготовки, во время обеда и тихого часа. Изучались такие коррекционно-воспитательные темы как: «Режим дня – основа жизни человека»; «Правила поведения в школе»; «Я в столовой…»; «Когда я ем – я глух и нем »; «Тихий час – зачем он нужен?» и т.д. Вместе с детьми мы учились вырабатывать нормы поведения, каждую ситуацию старались обсуждать и делать соответствующие выводы.
В своей воспитательской деятельности я старалась использовать различные методы коррекционно-педагогической работы:
формирования сознания (рассказ, беседа, объяснение, использование примера, убеждение и внушение);
формирования поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра);
стимулирования (поощрение, наказание, соревнование).
В работе с умственно отсталыми детьми нередко приходится придерживаться прямо противоположной позиции, особенно в тех случаях, когда речь идет о начальных этапах формирования нравственных чувств или о коррекции имеющихся представлений. Умственно отсталому ребенку похвала необходима именно тогда, когда он совершил самый простой хороший поступок. Такой поступок означает овладение ранее неизвестной или неверно представлявшейся элементарной нормой нравственного поведения. Одобрение со стороны окружающих создает у ребенка такой эмоциональный подъем, что он готов с радостью повторить подобный «подвиг». Положительные эмоции, возникшие в связи с выполнением элементарной нормы поведения, служат той основой, на базе которой можно воспитывать нравственные чувства более высокого порядка.
Если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении детей, становятся привычными и определяют устойчивость их поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы формировать, вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества личности.