Развитие творческих способностей умственно отсталых обучающихся с девиантным поведением


Сахалинское государственное казенное специальное
учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение
закрытого типа для обучающихся с девиантным
(общественно опасным) поведением


Развитие творческих
способностей
умственно отсталых
обучающихся
с девиантным поведением







Автор опыта:
Кузнецова
Елена Валерьевна,
учитель-логопед









с. Костромское, 2015

СОДЕРЖАНИЕ
 
 
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ   3
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА         20
РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ДИАГНОСТИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ 35























РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
 
   1.1 Условия возникновения, становления опыта
Автор опыта Кузнецова Елена Валерьевна, учитель-логопед СГКСУВОУ закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением


Проблема формирования личности с особой остротой ставит вопрос о выявлении и устранении тех психологических образований, которые выступают в качестве и трудновоспитуемости, мешает целенаправленному процессу воспитания. Важность этого вопроса особенно ярко проявляется при рассмотрении проблемы девиантного поведения. Организация ранней профилактики, поиск первоначальных отклонений в нравственном развитии личности, выявление ее черт, оказывающихся наиболее благоприятными для совершения правонарушений, привлекали и привлекают внимание исследователей.
Многие ученые и педагоги рассматривали и анализировали проблему социализации детей с девиантным поведением: Я.А. Коменский, А. Адлер, Э. Эриксон, М. Клейн, Д.А. Дриль, В.М. Бехтеров, П.Г. Бельский, П.П. Блонский, А.С. Выготский, А.С. Макаренко, Т.А. Фортунатов.
Проблемам умственной отсталости в отечественной дефектологии всегда уделяли большое внимание. Но начиная с 60-х годов интерес к ним еще более возрастает. Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер, О. Е. Фрейеров, М. Г. Блюмина, И. Л. Юркова, М. М. Райская, Д. Е. Мелехов, В. Ф. Шалимов, В. М. Явкин и ряд других ученых внесли неоценимый вклад в теорию и практику специальной педагогики.


Уровень сформированности базовых знаний учащихся
с девиантным поведением


В наше учебно-воспитательное образовательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением поступают учащиеся из разных школ Сахалинской области. В основном, это дети из неблагополучных семей, что сказывается и на их учебной деятельности. Это дети, которые были ограничены в общении в период становления речи. Большинство из них не посещали детские сады, с ними мало общались. Их речевое развитие замедленно, страдают словарный запас и выразительность речи, причем компенсировать эту недостаточность в более старшем возрасте непросто и полностью не всегда возможно, так как учащиеся не соответствуют возрастному периоду своего класса на 2-3 года.
Практически все учащиеся имеют либо низкую мотивацию к обучению, либо вообще ее не имеют. Низкий уровень знаний, умений и навыков за курс предыдущих лет обучения. У многих из них очень большие пробелы в знаниях по всем предметам, в связи с отсутствием системности в обучении. Техника чтения не соответствует возрастному уровню. Они плохо запоминают текст, поэтому не могут пересказывать, выделять главное, анализировать, делать выводы и обобщать.
В наше учреждение в последнее время поступает большое количество обучающихся из коррекционных школ VIII вида с диагнозом: легкая умственная отсталость в стадии дебильности, олигофрения.
Для успешного овладения специальной программы в нашей школе мы должны создать условия для таких детей, изучив психические особенности, характеристику нарушений при умственной отсталости.
Я обследую устную и письменную речь вновь прибывших учащихся. Проводить эксперименты и внедрять передовой педагогический опыт в нашей школе в полном объеме не представляется возможным в связи с тем, что срок пребывания обучающихся ограничен мерой наказания суда за правонарушения от 0,5 года до 3 лет (причем обучающиеся поступают в нам в течение всего учебного года). Проследить за уровнем обученности, качеством знаний и сделать выводы порой очень сложно, так как уровень знаний вновь прибывших учащихся снижает общий показатель.
Первый год пребывания в школе закрытого типа чаще всего адаптационный для школьников. Они постепенно вливаются в новый коллектив, живут по режиму, медленно включаются в учебный процесс. Такие учащиеся не могут дать положительную динамику по какому-либо школьному предмету. На втором году повышается мотивация к обучению, повышается скорость чтения, учащиеся начинают запоминать прочитанное и пересказывать. На третьем году школьники устраняют большую часть пробелов в знаниях. Умеют самостоятельно работать, искать информацию, готовить сообщение или реферат. Словарный запас пополняется, монологическая речь развивается. Все достижения учащихся в учебной и внеурочной деятельности непосредственно зависят от их личного участия и желания и постоянного контроля со стороны педагога.
При анализе своей педагогической деятельности я определила следующую закономерность: качество знаний обучающихся можно повысить только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность. Учащиеся не умеют применять заученные правила на практике. Причинами снижения качества знаний и падением интереса к предмету я считаю:
- неумение учащихся анализировать прочитанное, выделять главное;
- для успешного выполнения задания учащимся следует осуществлять цепочку мыслительных действий, но навыки осуществления таких действий у школьников отсутствуют;
- для ответа на вопрос учащийся должен обладать умением анализировать, обобщать.
Передо мной на первое место встала задача – привить учащимся вкус к чтению, повысить технику чтения, пробудить их любознательность, интерес к учебным предметам, развить умение творчески подходить к решению поставленных проблем. Для этого большое внимание уделено внеклассной работе. Во внеурочное время с обучающимися проводятся игры, викторины, турниры, подготовка к различным праздникам, конкурсам.
1.2. Актуальность проблемы
Сегодня стало очевидным, что ориентация деятельности образовательных учреждений  только на формирование знаний,  умений и навыков приводит к неудовлетворенности общества результатами работы системы образования.
Согласно ФГОС второго поколения образовательный процесс должен быть направлен не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков. Необходимо также более широко применять методы обучения, формирующие практические навыки анализа информации, перейти от традиционной парадигмы - ученик – ученик - учитель.
Дифференцированный и системный подход при коррекции речевых нарушений детей с умственной отсталостью предполагает развитие всей речевой системы в целом, коррекцию нарушений всех компонентов речевой деятельности в их взаимосвязи и взаимодействии.
1. Все более усложняющаяся программа, насыщенные, большие по объему школьные курсы по всем предметам и вместе с тем уменьшение количества  часов на их изучение в старших классах.
2. Как показывает практика, многие из выпускников коррекционных школ обладают недостаточно сформированными навыками осуществления умственных действий, чтобы реализовать себя в жизни. Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем.
Проанализировав встающие передо мной проблемы, изучив опыт учителей - новаторов и методическую литературу, я пришла к выводу.
  Учитель не может не задумываться над тем, для чего он работает. Ведь важна не только сумма полученных знаний, а развитие интереса и уважения к своему языку, его истории, к самому человеку, его способности мыслить, созидать.
Основная цель учителя - подготовка творческой и грамотной личности, в развитии познавательной деятельности учащихся.
Поэтому выбранная проблема развития творческих способностей умственно отсталых детей актуальна и требует как разработки системы логопедических занятий с использованием современных технологий учебно-воспитательного процесса, современных технологий  оценки учебных достижений учащихся, разработки качественно нового учебно-методического, дидактического обеспечения  дефектологического образования, так и разработку подходов к развитию способностей учащихся во внеурочной деятельности, через организацию работы факультативов, кружков.
1.3. Сущность опыта
Одна из важнейших задач развивающего обучения - активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения и развития у них умений самостоятельной исследовательской работы. Через систему занятий я стараюсь сформировать умения мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить  желание  в учащихся проявлять творческую инициативу.
Реализация задатков и способностей школьника приносит ему чувство удовлетворения и служит стимулом к дальнейшей учебе. Обучение творчеству – это вооружение умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее, выявляя скрытые вопросы; это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить с условиями задачи.
Знания, приобретенные на логопедических занятиях, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Вот  почему в интерактивном обучении она должна занимать главное место и носить разносторонний характер.
Полученные знания, умения, навыки постоянно актуализируются и контролируются на последующих занятиях. Опыт показывает, что систематизация обучения, технологический подход способствует достижению хороших результатов. Прочные умения и навыки устного и письменного высказывания помогают учащимся лучше усваивать содержание школьных предметов, повышают интерес к чтению и придают уверенность в своих силах. Кроме того, они представляют собой универсальные знания и умения, применимые в других видах учебной или иной деятельности человека.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа дает возможность повысить интерес учащихся к школьным предметам, активизировать познавательную самостоятельность, повышать качество обучения, выйти на новый уровень знаний и создавать условия для реализации творческих способностей учащихся.
Развитие творческой деятельности учащихся основывается на логических и методических приемах.
На логопедических занятиях возможно использование следующих логических приемов:
- Постановка проблемы. Эффективность мыслительного процесса учащихся находится в прямой зависимости от того, как сформирован основной вопрос или проблема. Чтобы получить от ученика нестандартный ответ или результат, учитель должен использовать нестандартные задания.
- Сравнение. Изучение  языковых закономерностей невозможно без сравнений  явлений, процессов.
- Обобщение. Способствует решению проблемы развивающего обучения. Для успешного овладения приемам следует расширить систему творческих знаний, требующих не только конкретных знаний, но и умений оперировать ими.
- Выявление признаков. Основан на анализе и синтезе мыслительной деятельности.
Важное внимание в процессе развития творческих способностей должно быть уделено выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, различными источниками, рисунками, схемами, текстовыми таблицами и т.д. Приобретение этого умения связано с развитием навыков логического мышления учащихся: анализа, синтеза, вычленения главного, обобщения.
Следовательно, развитие творческих способностей школьников, получение прочных, осмысленных знаний, а также умений использовать их в практической деятельности находятся в прямой зависимости от приобретения навыков учебного труда.
Рациональное сочетание логических приемов и средств обучения приведет к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления учащихся.
Разбудить в учащихся интерес к школьным предметам помогают нестандартные занятия творчества: они отличаются высокой эмоциональностью, совершенствуют речь учащихся, что помогает им в изучении других предметов; организуя ситуацию успеха, можно более эффективно использовать богатство содержания и методическое разнообразие данных занятий.
На занятиях уделяю внимание решению учебных творческих задач, формирующих познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Такие задачи не имеют однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей у школьников. Задания носят как индивидуальный, так и групповой характер.
В построении таких задач соблюдается принцип постепенно поступающей информации по алгоритму: заголовок, текст, решение, рефлексия.
Сначала учащиеся читают название задачи. Оно вызывает вопросы: О чем она? О каких словах речь? Строя предположения, учащиеся осуществляют первую ступень самостоятельной мыслительной деятельности – предполагать, фантазировать на заданную тему. Этот прием используется в тех задачах, которые не указывают на прямую догадку.
Рассмотрим для примера задачу (Приложение 2)
«Зачем огород городить?)
Вопросы учителя и ответы учащихся:
- Что узнали? (Как в Древней Руси защищались от врагов. Люди жили поселениями и строили ограды для защиты. На Русь нападали враги.)
- Найдите опорные слова. (Защищаться, огораживать)
- Можно ли, опираясь на данные слова, ответить на вопрос-заголовок? (Да.)
- Встречались ли вы с этой информацией раньше? (Да, на уроках литературы: в былинах, сказках, рассказах. На уроках истории. В фильмах.)
- Приходилось ли вам видеть ограды и где? (Ограды садов, парков, огородов, учреждений.)
- Как еще защищали свое поселение древние люди? (Строили стены, валы, делали глубокие рвы.)
- А для чего сейчас «огораживаться»? (Чтобы определить территорию, свой участок земли.)

На занятиях учащимся нравится придумывать свои завершения прочитанных рассказов. Такая работа заставляет самостоятельно мыслить, разбирать ситуацию.
Таким образом, рациональное сочетание приемов и методов коррекционно-развивающего обучения способствует формированию творческой способности учащихся, практических умений и навыков.


1.4. Длительность работы над опытом.
Различные формы развития творческих способностей учащихся я пыталась использовать на протяжении всей своей педагогической деятельности. С каждым годом численность вновь прибывших учащихся в нашей школе уменьшается, а количество детей с умственной отсталостью возрастает. Поэтому последние три года я провожу работу по соотнесенности умственной отсталости и девиантным поведением.
1.5. Диапазон опыта
В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения  на словесные, наглядные, практические. Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.
На своих  занятиях я применяю активные методы, учитывая содержание материала, дидактические цели, возрастные особенности учащихся. Мне и моим ученикам нравятся занятия нетрадиционные, на которых сочетаться могут одновременно несколько активных форм, где можно проявить творчество, показать свой интеллект. Мой опыт применим как к системе занятий, так и внеклассной деятельности.

1.6. Теоретическая база опыта.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ.

Классик педагогики Я. Коменский сформулировал важный принцип природосообразительности, что ребенка нужно обучать и воспитывать на основе знания особенностей его человеческой природы.
Жан Жак Руссо на первое место поставил природный фактор детской души. Он считал, что основные трудности психологического развития ребенка и пагубные отклонения в его поведении вызваны непониманием взрослыми возрастных своеобразий детского ума, чувств и желаний.
А. Адлер, один из ближайших учеников З. Фрейда, является основоположником социально психологического подхода к исследованию психики ребенка. Он первый из классиков психологии ХХ в. начал фундаментальное изучение проблемы трудных детей А. Адлер считал, что «не слепые инстинкты, а чувство общности с другими людьми – основная сила, определяющая жизнь и поведение человека. Если чувство общности у ребенка слабо развито, очень рано начинают формироваться невротические комплексы, отклонения в развитии личности и поведении».
Знаменитый создатель эпигенетической теории Эрик Эриксон сочетал исследование глубинных индивидуальных структур личности с изучением социального влияния на человека. Эриксон писал в своих работах, что он сосредоточивался на психиатрическом содержании девиантного поведения.
Изучению агрессивных, тревожных и других трудных детей посвятила свои работы Мелани Клейн.
В первые годы советской власти советскими учеными был проявлен большой интерес к детской преступности. В работах, посвященных трудным подросткам, обращалось внимание на особенности эмоционально-потребностной сферы личности, ценностные ориентации, особенности самоутверждения подростков.
Одним из первых исследователей был П.П. Бельский, получивший эмоционально-потребностную сферу несовершеннолетних, отклоняющихся от норм в своем поведении. Однако его теоретические позиции были недостаточно отчетливы. Он придерживался теории Л.И. Петражицкого, но многое брал и от З. Фрейда, К. Левина, Ч. Ломброзо.
Несмотря на это, он внес важный вклад в исследование эмоционально-потребностной сферы личности несовершеннолетнего правонарушителя.
А.С. Макаренко, педагог-исследователь, не только на практике показал возможность коррекции личности несовершеннолетних правонарушителей и малолетних преступников, но и теоретически обосновал необходимость решения проблем трудновоспитуемости, переоценки ценностей, развития потребностно-мотивационной сферы личности.
Л.С. Выготский поднимает одну из важных проблем в психологии – воспитание личности – связь сознания с аффективно-потребностной сферой.
Более глубокое проникновение в мотивационно-потребностную сферу несовершеннолетних правонарушителей мы встречаем в исследованиях Г.Г. Бочкаревой. На основе исследований она показывает, что в мотивационной сфере правонарушителей доминирующими оказываются низкие мотивы, которыми высшие – нравственные – в силу их слабости не могут противостоять.
Г.Н. Жаворонков исследовал проблему аффекта неадекватности. Он делает вывод, что «изменение способов удовлетворения основных потребностей и качественная их перестройка является важным фактором в перевоспитании подростков».
Таким образом, мировая психология старается синтезировать, а не противопоставлять в едином процессе психического развития факторы духовного и телесного, природного и социального. Наиболее важной является проблема духовного развития людей, в наибольшей степени способная привести к сокращению случаев девиантного поведения. К числу последних, значимых исследований следует отнести работы по межполушарной асимметрии, позволяющие глубже понять сущность процесса психического развития человека и особенности различных видов отклоняющего поведения.
Трудности в поведении подростков объясняются сочетанием результатов не правильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности ученые называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательные влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых.
Оказавшись за школьной партой, ребенок удовольствия от занятий не получает, оценка учителя часто бывает отрицательной, от родителей ни заинтересованности, ни поддержки ожидать не приходится. Естественной реакцией на подобные развитие событий становится негативное отношение к учебной ситуации, уходы из класса, прогулы, конфликты с учителями, агрессивное отношение к другим детям.
Пробелы в знаниях нарастают, учащиеся остаются на повторный год обучения. Некоторые по 2-3 раза в разных классах или в том же. Оставшись с самим собой, дети становятся на путь правонарушений: бродяжничают, воруют, издеваются над слабыми, животными, идут на убийства. Последствие – наказание в стенах школы закрытого типа.
Трудности школьника часто бывают обусловлены неразвитостью не только мотивации, но и познавательной сферы личности (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения). Подростки не могут учиться либо из-за общего низкого уровня умственного развития, либо из-за непреодолимых недостатков отдельных познавательных психических процессов.
Такие дети отличаются поведенческой пассивностью на уроках, редко обращаются к учителям с вопросами, редко поднимают руку для ответа, не выполняют заданий без требования учителей, часто отвлекаются.
Отстаивание в учении лишает их радости познания, им скучно на уроках, они не испытывают в учебе, им тягостно заниматься, они с неохотой идут в школу, многие прогуливают, совершают правонарушения, идут на преступления.
В познавательном плане для таких учеников характерно:
наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях;
наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы ученика на столько, что он не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний учебных умений и навыков;
недостаточный уровень развития и воспитания личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность, саморегуляцию, необходимые для успешного учения.
Ярко выраженными признаками неуспеваемости девиантных подростков являются увеличение числа ошибок при выполнении школьных заданий и частое обращение за помощью, снижение интереса к школьным предметам, неблагополучие в межличностных отношениях.
Исходной точкой педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков в учебной деятельности является глубокая диагностика их познавательности, состояния эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, образовательно-коррекционная деятельность в ходе учебно-воспитательного процесса представляет собой единый процесс эмоционального, оперативного и содержательного свойства, что дает возможность корректировать не только внешнюю сторону учебно-познавательной деятельности, проявляющейся в выполнении учебных заданий, но и внутреннюю, выражающуюся в отношении учащихся к учебному предмету и школе.
На сегодняшний день количество источников о девиантном поведении увеличилось. В ней широко описаны особенности психики детей, разработана коррекция поведения и воспитания, даются рекомендации по данной проблеме.



ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5% от общей детской популяции. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и не с одинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными, иногда включающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах психической деятельности, особенно резко в мыслительных процессах.
Наиболее многочисленной, перспективной и изученной группой умственно отсталых детей являются дети с легкой степенью умственной отсталости. Эти дети – преобладающий контингент учащихся специальной коррекционной школы VIII вида, которые оказались в нашем учреждении из-за различных девиаций в поведении.
Исследования А.Р. Лурии, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер и др. показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом. Особенности психики умственно отсталых исследованы достаточно полно. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.
Можно отметить, что все особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные). Умственная отсталость имеет ряд общих клинических признаков и характеризуется различной глубиной психического недоразвития, в связи с этим она подразделяется на различные степени. Ведущий признак - общее недоразвитие всех сложных форм психической деятельности. При этом патологическом состоянии - врожденном или приобретенном в возрасте до 3-х лет - страдают интеллект, мышление, восприятие, память, внимание, речь, двигательная и эмоционально-волевая сферы. Умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, но это не означает, что оно не поддается коррекции, умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей. В.И. Лубовский, М.С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений.
Дебильность - самая легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект этих детей и нарушенная эмоционально-волевая сфера не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы. У таких детей чаще всего:
нарушена устная речь;
нарушена письменная речь;
недоразвита аналитико-синтетическая функция высшей нервной деятельности;
трудное овладение навыками счета;
нарушена общая и мелкая моторика;
неспособность к анализу и обобщению.
Для детей с умственной отсталостью в степени дебильности важным является правильная и четкая ежедневная организация быта и труда. Дети данной категории при специальном обучении могут овладеть некоторыми элементарными специальностями. Могут освоить навыки самообслуживания и жить самостоятельно, но под чутким руководством.   Психические особенности детей с умственной отсталостью. Вследствие органического поражения головного мозга  дети с умственной отсталостью получают неполные и искаженные представления об окружающем мире, их социальный опыт беден. Очень часто встречается снижение зрения, слуха и другие сопутствующие дефекты, которые не позволяют осуществлять восприятие окружающего мира полноценно. Отмечается нарушение обобщенности восприятия, его замедленный темп по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.  Таким детям требуется на много больше времени, чтобы воспринять нужный материал (текст, картинку). Им тяжело выделять главное. Они почти или совсем не могут понять внутренние связи между логическими частями, персонажами в произведении или выявить причинно-следственные связи. Отмечается замедленный темп узнавания всего предъявляемого материала.  Дети часто путают схожие предметы, графически сходные буквы, цифры, сходные по звучанию слова,  звуки родного языка. Мышление, которое является главным инструментом познания, у умственно отсталых школьников недостаточно сформировано и имеет свои отличия в сравнении с нормально развивающимися детьми.   Осуществляя операции сравнения, дети их проводят по несущественным признакам. Фактически невозможно для них выделение различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Установление сходства предметов тоже дается очень сложно.   У детей с умственной отсталостью наблюдается не критичность мышления,  они не могут  самостоятельно адекватно оценить свою деятельность или работу. Они не замечают своих  собственных ошибок,  не понимают своих неудач,  всегда довольны собой. У них отмечается сниженная активность всех мыслительных процессов и слабость регулирующей роли мышления. Запоминание, сохранение и воспроизведение информации (основные процессы памяти)  имеют свои особенности.   Дети запоминают только внешние, случайно зрительно воспринятые признаки. С большим трудом и только под контролем взрослого детьми запоминаются и осознаются внутренние логические связи различных ситуаций. У детей с умственной отсталостью только в школьном возрасте  формируется произвольное запоминание чего-либо.  Так же у детей данной категории существует эпизодическая забывчивость вследствие  переутомления нервной системы, из-за общей ее соматической ослабленности.   Речь тоже имеет свои специфические особенности. Нарушена фонетическая, лексическая, грамматическая ее стороны.  Нарушен звукобуквенный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и синтез, восприятие и понимание обращенной речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.   У умственно отсталых детей сильнее, чем у нормально развивающихся сверстников, выражены нарушения внимания. Наблюдается его малая устойчивость, замедленная переключаемость, трудности распределения внимания. При умственной отсталости непроизвольное внимание является ведущим.   При возникновении трудностей в какой-либо деятельности умственно отсталые дети не пытаются их преодолеть. Они бросают работу, указывая на то, что им скучно и не интересно. Не пользуются подсказками и обращенной к ним помощью. Если же задача посильна, то она поддерживает интерес и внимание детей. Отмечается недоразвитие целенаправленной деятельности. Они не могут без специального обучения ее планировать.     У всех детей данной категории отмечается резкое ограничение представлений об окружающем мире и жизни в целом. Их интересы примитивны, так же как и потребности и мотивы.  Все эти черты личности и психики умственно отсталого ребенка затрудняют формирование адекватных отношений со сверстниками и взрослыми.   Таким образом, для умственно отсталых детей характерно развитие на аномальной основе, что обуславливает его замедленность, своеобразные черты и значительные отклонения от нормального развития. Все умственно отсталые дети имеют ярко выраженное недоразвитие познавательной сферы, поэтому необходимо такое развивающее обучение, при котором у умственно отсталых обучающихся осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач.
В наше учебно-воспитательное учреждение поступают дети, в основном, с легкой степенью умственной отсталостью.


Характеристика нарушений при легкой степени умственной отсталости.

Легкая умственная отсталость – наименьшая степень психического недоразвития, наиболее ее распространенная форма, она составляет 75 –89% от всей популяции умственно отсталых. Предполагается, что подавляющее количество заболеваний является эндогенными или семейными по своему происхождению. В части случаев наследственное предрасположение провоцируется негрубыми экзогенными вредностями. Легко умственно
отсталые дети, обладающие удовлетворительным вниманием и памятью, способны к обучению по программе коррекционной школы, основанной на конкретно –наглядных методах обучения. Они осваивают профессиональные навыки низкой квалификации и при определенных условиях самостоятельно трудятся на обычном производстве. Диапазон интеллектуальной недостаточности у легко умственно отсталых субъектов составляет в показателях IQ50 – 69.
Структура психических нарушений легкой степени умственной отсталости складывается из особенностей недоразвития практически всех психических проявлений.
Расстройства мышления – первейший признак умственной отсталости. Недоразвитие мышления умственно отсталых детей, в частности, определяется тем, что оно формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической деятельности. Умственно отсталые индивиды мыслят конкретно, не отделяя существенное от второстепенных признаков в предмете. Мыслить образами и понимать метафорический смысл информации индивиды с легкой умственной отсталостью не способны. Они не могут абстрагироваться от конкретики, что необходимо в процессе обобщения, выявления закономерностей явлений.
Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны малодифференцированность, бедность переживаний. Как отмечает С.С. Ляпидевский и Б.И. Шостак, его "чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя.
Эмоции умственно отсталого индивида часто бывают неадекватными, непропорциональными воздействиям внешнего мира по своей динамике. У одних наблюдается чрезмерная легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому. У других – чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественному поводу. Большое влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения – проявление их личностной незрелости. Они высоко оценивают лишь тех, кто приятен, или то, что доставляет удовольствие. Эмоциональная косность умственно отсталого индивида тесно связана с косностью интеллектуальной. По мере развития личности ребенка эти отношения меняются.
Среди черт личности важнейшей является воля, проявляющаяся в сознательных и целенаправленных действиях. Даже самое элементарное действие имеет достаточно сложную структуру. Человек должен весьма четко представлять себе цель действия, возможные препятствия на пути к ее достижению и способы их преодоления. Кроме того, что не менее важно, он должен стремиться к достижению той или иной цели. С необходимостью осуществлять волевые действия умственно отсталые учащиеся встречаются ежедневно, так как школьная жизнь предъявляет к ним множество разнообразных требований. Школьник должен соблюдать режим дня (вовремя вставать, умываться, приступать к занятиям и т. п.), дисциплину на уроке, решать задачи, писать диктанты, делать уроки и т. д. Все это выполняется умственно отсталым ребенком с гораздо большим трудом, чем его нормальными сверстниками. Развитие у умственно отсталых школьников волевых качеств происходит в результате длительного, умелого, терпеливого труда учителей и воспитателей вспомогательных школ. Названные трудности обусловлены слабостью воли умственно отсталых детей. В основе этого явления лежат два основных фактора: слабое осознание целей и отсутствие необходимых побуждений к их достижению. Отсюда следует, что смысл индивидуального подхода в процессе формировании у умственно отсталых учащихся эмоционально волевой сферы состоит не
только в правильной, четкой постановке целей и доведении их до сознания ребенка, но и в формировании побуждения.

Особенности речи.

Речь – необходимая основа человеческого мышления; мыслительные процессы развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. С другой стороны, процесс постепенного овладения речью является одним из основных показателей нормального психического, а отчасти и физического развития ребенка. При несложных формах олигофрении формирование речи идет путями, близкими к формированию речи в норме, но отстает по срокам. Картина речевого нарушения зависит от степени умственной отсталости, с одной стороны, и от наличия, помимо общего недоразвития всех мозговых систем, более грубой локальной патологии со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речевому акту (речеслуховая и речедвигательная).
Наиболее характерными чертами детей с умственной отсталостью являются:
а) инертность, обнаруживающаяся в особой устойчивости старых, ранее выработанных связей, в их стереотипном, персеверативном проявлении;
б) слабость активного торможения, с чем связана импульсивность одних детей и вялость, торможение других;
в) общее недоразвитие всей психики.
Следствие этих свойств – неустойчивость, отвлекаемость внимания, недостаточность процессов синтеза и анализа.
Все указанное ограничивает расширение жизненного опыта ребенка, развитие его интересов и потребность в общении с окружающими. В речевых проявлениях такие дети еще менее инициативны, не пользуются даже теми небольшими возможностями, которые у них имеются, сами в контакт не вступают, на настойчивый вопрос часто отвечают или кивком головы, или случайным словом (одним из слов вопроса или названием предмета, который попал в поле их зрения).
Речь ребенка – с возрастом постепенно развивается, но все же остается своеобразно нарушенной. С приближением к школьному возрасту, в связи с вопросом об обучении умственно отсталого, он обычно попадает к логопеду; анализ его речи обнаруживает бедность и элементарность словаря, его конкретность. Бедность словаря выражается в преобладании употребления существительных и глаголов, в отсутствии обобщающих слов. Пассивный словарь оказывается больше активного, последний с трудом актуализируется; иногда для произнесения слова требуется наводящий вопрос. Речь маловыразительна, монотонна, звукопроизношение характеризуется нечеткостью и диффузностью.
Исаев Д. Н. в своей работе «Умственная отсталость у детей и подростков», 2003 год, пишет: «...легко умственно отсталые дети приобретают элементарные речевые навыки с задержкой, но большинство из них овладевают способностью использовать речь в повседневных целях и поддерживать беседу. Однако, для их речи характерны фонетические искажения, ограниченность лексикона, недостаточность понимания слов («слова-клички»), неточное знание употребляемых слов. Слово не используется в полной мере как средство общения. Активный лексикон крайне ограничен, перегружен штампами... В тяжелых случаях отмечаются признаки общего речевого недоразвития. Отстающая в своем развитии речь умственно отсталых детей не может быть ни адекватным средством общения, ни обозначения, ни полноценным орудием мышления».

Особенности восприятия, внимания и памяти.

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У умственно отсталых позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у умственно отсталых выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Как отмечают Л. В. Занков и В. Г. Петрова, слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом.
Воспроизведение - процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память у умственно отсталых слабо развита. Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. У детей с умственной отсталостью отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия-представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности умственно отсталых

Недоразвитие психомоторики.

Обычно у умственно отсталых лиц имеется недоразвитие психомоторики, проявляющееся в замедлении темпа развития локомоторных функций, в непродуктивности и недостаточной целесообразности последовательных движений, в двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны, особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, жестикуляция и мимика.

Овладение трудовыми навыками.

При благоприятных обстоятельствах легко умственно отсталый подросток способен овладеть профессиями, требующими способностей к практической деятельности, т. е. неквалифицированным и полуквалифицированным ручным трудом (маляра, слесаря, швеи).

Мотивация

Мотивация учебной деятельности в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена и обновлением содержания обучения, и постановкой задач формирования у школьников с умственной отсталостью приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления трудового, нравственного воспитания школьников, формированию у них активной жизненной позиции.
Для умственно отсталых характерны низкий уровень осознанности мотивов, быстрая сменяемость, неустойчивость ведущих мотивов, объясняющаяся сильной зависимостью мотива от ситуации, затрудненность процесса опосредования мотивов, связанная с неумением поставить и осознать цель, нарушение смыслообразования мотивов, при котором мотив остается лишь знаемым и не побуждает к действию.
Незрелость мотивационной сферы умственно отсталых школьников характеризуется слабостью мотивов учебной деятельности и их неустойчивостью, мотивы деятельности усваиваются формально, не становясь собственными мотивами и стремлениям.
В настоящее время большинство педагогов и психологов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Ученые, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями.
В связи с этим вопрос о способах формирования мотивов учебной деятельности звучит в современной школе наиболее остро и актуально.
Развитие мотивации учебной деятельности умственно отсталых детей является задачей, которая должна быть первостепенной на протяжении всего обучения в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением.

Современное обучение должно быть гуманным и индивидуализированным. Логопедические занятия должны быть направлены на развитие творческих способностей учащихся, а этому способствуют именно коллективные способы обучения. Сама жизнь ставит перед нами цель: научить детей владеть языком на коммуникативном уровне, то есть уметь общаться с разными людьми в различных ситуациях. Поэтому работа в парах постоянного или сменного состава как нельзя лучше помогает учителю достичь наибольших результатов в решении этой проблемы.
Задачи обучения.
Устранить пробелы в знаниях.
Научить мыслить логично, творчески.
Сделать учебный материал более доступным и убедительным для обучающихся.
Развивать и воспитывать личностные качества (самостоятельность, настойчивость, организованность, саморегуляцию), необходимые для успешного учения.
Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.
Формировать и развивать положительное отношение, интерес к обучению.
Проанализировав возможности школьников, я пришла к выводу, что использование различных методов и приемов в развитии творческих способностей учащихся в процессе обучения будет более эффективным при условии, если:
процесс усвоения ЗУНов и развития творческих способностей личности будет включать в себя такие этапы как:
Мотивация деятельности обучающихся по развитию творческих способностей.
Копирование (усвоение образца типичного действия и овладения его простейшим переносом на решение аналогичных задач).
Репродуктивно-творческий этап (перенос (пока с помощью учителя) известного приема в новую учебную ситуацию).
Конструктивно-творческий этап (сочетание преобразующей деятельности с творческой).
процесс обучения будет организован с учетом принципов личностно-ориентированного подхода к образованию; активизации творческой деятельности воспитанников и педагогики сотрудничества;
структурирование содержания обучения будет осуществляться на основе взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей личности учащихся через поэтапную реализацию диалоговых форм и методов (диалог-образец, пошаговое составление диалога, создание ситуации общения, личностно-смысловой диалог как средство со-развития учителя и учащегося).

1.7. Трудоемкость опыта.
Трудоемкость опыта заключается в ограничении доступности применения компьютерных технологий, ограниченность в обеспеченности кабинета оборудованием  и наглядными пособиями. 
Кабинет оборудовала наглядными пособиями сама в 2012-2013 учебном году. Мультимедийный проектор был установлен к 1 сентября 2013 года. Свободного доступа к интернету для учащихся и учителя в школе нет. Поэтому школьники не могут участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах. Из-за ограниченных знаний воспитанников выезд на областные и районные олимпиады  не представляется возможным.  Обучающиеся с умственной отсталостью принимают активное участие в школьных мероприятиях, конкурсах, праздниках. Несколько лет участвовали в областной сельскохозяйственной выставке, представив на ней свои работы из природного материала, выращенные на пришкольном огороде овощи, ягоды.           
 Доступность опыта проявляется в том, что на логопедических занятиях есть возможность предлагать учащимся дифференцированные задания, используя нетрадиционную форму их проведения,  дать возможность для творческого самовыражения ученику, как на занятиях, так и во внеурочное время.
Перед началом работы над опытом у учащихся были исследованы:
1. Познавательные интересы
- интерес к чтению проявили 10% учащихся;
- 90% учащихся не любят читать.
2..Другие индивидуальные особенности учащихся:
- уровень обученности (усвоенные знания и приобретенные умения);
- учебные умения (приемы умственной деятельности);
- состояние здоровья.
Эти исследования помогают мне в создании более эффективных условий для реализации педагогического опыта.

1.8. Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а также применении специальных средств (приемов, форм работы) с целью развития творческих способностей обучающихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов обучения.  
 

















РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Учебно-воспитательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей учащихся. Одна из задач учителя-логопеда, опираясь на психологические особенности учащихся определенного возраста, последовательно формировать у них системное мышление, познавательный интерес к учебной деятельности.
Для достижения хороших результатов в обучении и воспитании школьников с нарушением интеллекта необходима такая организация педагогического процесса, которая побуждала бы их руководствоваться в своих действиях не только мотивами, связанными с необходимостью выполнять требования учителя, но и мотивами, порождаемыми их собственными потребностями и интересами. Как бы низок не был уровень общего развития учащихся с нарушением интеллекта, у них имеются свои, пусть ограниченные, потребности и интересы. При удовлетворении этих потребностей и интересов они проявляют необходимую активность и адекватное отношение к встающим перед ними задачам. И это понятно: нельзя стремиться в своих действиях к определённой цели и в то же время игнорировать её.
Для реализации этих задач я использую разнообразные проблемные и игровые задания. Игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия быстрых решений в разнообразных ситуациях. В игру включаю викторины, шарады, кроссворды.
Я выбирала наиболее целесообразные приемы и методы коррекционного воздействия на каждого конкретного учащегося, исходя из его потенциальных возможностей и уровня развития.
Приемы и методы коррекционного воздействия.

1. Инструкция должна соответствовать уровню понимания речи. Она должна быть четкой, короткой, ее необходимо давать пошагово.
2. Необходимо использовать во время занятий яркий сенсорный материал.
3. Деятельность, предлагаемая ученику, должна быть предметной (наличие возможности рассмотреть и потрогать дидактический материал).
4. Помощь, оказываемая обучающему, должна быть строго дозирована.
5. При затруднениях в освоении новых навыков следует вернуться к предыдущим.
6. Необходимо использовать собственную мотивацию.
7. Необходима похвала за выполненное задание.
8. Занятия проводятся в соответствии с реальным уровнем развития, а не в соответствии с его возрастом.
 9. Для оценки качественного уровня выполнения заданий следует фиксировать его результаты.

Для стимулирования самостоятельной речевой деятельности учащихся обращаюсь к следующим видам работы: постановка вопросов к прослушанному или прочитанному тексту, озаглавливание текста, определение основной мысли, выделение наиболее важной части высказывания для понимания общего содержания; пересказ эпизодов, относящихся к характеристике какого-либо лица; выражение своего отношения к прослушанному, оценка поступков героя, завершение незаконченного рассказа.
Применение этих форм обучения повышает познавательную активность, учит самостоятельному приобретению знаний и умений излагать свои мысли. Такие навыки учащиеся затем используют при подготовке к конкурсам, различным внеклассным мероприятиям.
Таким образом, я считаю, что рациональное сочетание логических приемов и методов коррекционно-развивающего воздействия приводит к осознанному усвоению знаний и развитию мышления, памяти, речи учащихся, способствуют формированию творческой мыслительной деятельности учащихся и в свою очередь повышает интерес к школьному обучению.

















РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Развитие творческих способностей учащихся на логопедических занятиях позволили мне добиться главного: повысить качество обучения, заинтересовать учеников в изучении школьных предметов.
Всегда стараюсь добиваться того, чтобы дети учились не ради отметки, а ради постижения нового, неизведанного.                                                                           
Результаты выглядят следующим образом:

Диаграмма 1. Освоение учащимися образовательных программ

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Диаграмма 2. Показатель «Повышение познавательной активности обучающихся по предметам»
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Диаграмма 3. Уровень техники чтения обучающихся


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Для повышения мотивации к изучению школьных предметов формирую устойчивый интерес к учению в целом через систему внеклассной работы. Ученики участвуют в предметных декадах, конкурсах, театрализованных представлениях, общешкольных праздниках, мероприятиях.


Данная работа по обобщению опыта способствовала совершенствованию методической работы, обеспечению учебно-воспитательного процесса, повысила мое личностное профессиональное развитие. За публикацию внеклассного мероприятия по теме «Литературная игра» получила свидетельство. Адрес публикации: http: //worldteacher.ru/2482-986.html


Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. Через занятие и внеклассную работу я пытаюсь помочь обучающимся открыть в себе такие способности, о которых они раньше не подозревали. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, и специальные творческие занятия. Все это должно быть направлено на развитие у учащихся потребности в творческой деятельности, в стремлении к самоактуализации через различные виды творчества. Это необходимо делать потому, что по запросам времени государству нужны образованные и коммуникабельные люди.




Выводы

Практическая задача развития творческих способностей учащихся в моем педагогическом опыте реализовывалась через использование и систематизацию различных методов и приемов на логопедических занятиях. На основе анализа и обобщения моего опыта и изучения литературы можно сделать следующие выводы:
В процессе работы необходимо учитывать уровень ЗУНов учащихся;
Эффективность работы обеспечивают разнообразие методических форм и приемов работы.
Правильное высказывание повышает у учащихся веру в себя, развивает творческое воображение.

Я самостоятельно, без методической помощи, работала над обобщением собственного опыта по теме «Развитие творческих способностей умственно отсталых обучающихся с девиантным поведением». Я продолжу работу по совершенствованию методов и форм коррекционно-развивающей работы как урочной, так и внеурочной деятельности.
Материал опыта можно рекомендовать для ознакомления и внедрения в свою практику как педагогам, работающим с девиантными детьми, так и учителям общеобразовательных и коррекционных школ.

























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты
1. Программа РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы от 22 ноября 2012 г.
2. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Учебники, монографии, брошюры
3.Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция психического развития у детей», учебно-методическое пособие.  М «гном-пресс» 2002
4. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие/ Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240с. – (Коррекционная педагогика).
5. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющего поведения: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
6. Катаева А.А..,Стребелева Е.А. «Дошкольная олигофренопедагогика», учебник для студентов высш.уч.зав. М,Владос 2001
7. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с.
8. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
9. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе.- Волгоград: Учитель, 2007.
10. Смирнова Т.Т. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н /Д.: «Феникс», 2004. –103 с.
11. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. – 508 с.
12. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
13. Цветкова Р.И. Психология трудного подростка: Учебное пособие / Хабаровский госуд. пединститут. – Хабаровск, 1990. – 78 с.
14. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ И.С. Якиманская: М., 1996. – 95 с.
 
Периодические издания
15. Бегашева Н.И. Психолог в специальной школе для подростков с отклоняющимся и криминальным поведением // Журнал практического психолога, - 1999. - № 12. - С. 18-31.
16. Даринская В.М. Влияние личностных оценок и эмоционального состояния ребенка на раскрытие его творческого потенциала и развитие способностей // Семейная психология и семейная терапия. – 2001. - №1.- С. 16-19.

Электронные ресурсы
17. Власова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Н. В. Власова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). http// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(дата обращения: 10.10.2012)
Приложение 1.
Диагностика учебной мотивации
Таблица 1

Диагностика учебной мотивации учащихся

Инструкция. Оцени, насколько верны для тебя следующие высказывания. Для этого обведи кружком нужный балл:
0 баллов – неверно;
1 балл – частично верно;
2 балла – в целом верно
3 балла – абсолютно верно.
№ п/п
Вопросы
Баллы



0
1
2
3

1.
Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель
0
1
2
3

2.
Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире
0
1
2
3

3.
Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться
0
1
2
3

4.
Для меня важно получить хорошую оценку
0
1
2
3

5.
Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция
0
1
2
3

6.
Знания помогают развивать ум, сообразительность, смекалку
0
1
2
3

7.
Если ты учащийся, то обязан хорошо учиться
0
1
2
3

8.
Я проявляю интерес только к отдельным предметам
0
1
2
3

9.
Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников
0
1
2
3

10.
Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться
0
1
2
3

11.
Приходиться учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей
0
1
2
3

12.
Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решаю трудную задачу, хорошо выучиваю правило и т.д.
0
1
2
3

13.
Хочу знать, как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком
0
1
2
3

14.
Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе жизни
0
1
2
3

15.
На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы
0
1
2
3

16.
Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде)
0
1
2
3

17.
Мне нравятся такие формы урока, как игра, конференция, викторина, диспут, презентация и т.д.
0
1
2
3

18.
Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи
0
1
2
3

19.
Много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.)
0
1
2
3

20.
Учеба в моем возрасте – самое главное дело
0
1
2
3




Таблица 2

Ключ к анализу компонентов учебной мотивации

Мотивы
Номера ответов

Познавательные
2,8,15

Коммуникативные
3,9,16,17

Эмоциональные
1,10,21

Саморазвития
6,13,19

Позиция учащегося
7,14,20

Достижения
5,12

Внешние (поощрения, наказания)
4,11,18


Результаты диагностики:

Результаты исследований свидетельствуют о том, что познавательные интересы учащихся находятся на низком уровне 10%, коммуникативные – 23%. Интересна для учащихся организация работы на уроке в режиме «сотрудничества». Также немаловажную роль играет эмоциональный мотив (учитель должен нравиться, обстановка на уроке – доброжелательная, излишняя строгость мешает в обучении) – 30%, мотив саморазвития – низок 12%. Позиция учащегося – большинство ответили, что учиться действительно необходимо – 30%, собственные достижения повышают самооценку – 45%, но при этом совсем неважно получать хорошие оценки, главное – поощрения педагога и родителей.
В итоге уровень мотивации учебной деятельности учащихся за три года обучения в школе закрытого типа составил 45 % .









Приложение 2.
Творческая задача



Творческая задача по русскому языку


Зачем огород городить?

В Древней Руси, чтобы защититься от врагов, поселения огораживали стеной из бревен.
Реши: какие слова произошли от слова огородить, если их значения:

1) крупный населенный пункт










2) участок земли для выращивания овощей













Подумай, как можно объяснить правописание безударных гласных в этих словах.
















Приложение 3
Внеклассное мероприятие

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА»
Цели: развитие познавательной и творческой активности школьников.
Задачи:
1) повысить интерес к изучению литературы и чтению книг;
2) вовлечь учащихся в творческую деятельность

ХОД ИГРЫ
СЛАЙД 1
Игра начинается с просмотра мультфильма «У Лукоморья дуб зеленый».
Ведущий. Этими строчками А.С. Пушкина мы начнем литературную игру.
Мне нужно 5 участников. Для этого необходимо набрать 3 балла во время отборочного тура.
Отборочный тур.
1. Как обычно заканчиваются сказки?
2. Назовите русского баснописца.
3. Как звали няню Пушкина?
4. Автор поэмы «Мороз, Красный нос».
5. В кого превратился андерсеновский гадкий утенок?
6. Кто напал на сказочную Муху-Цокотуху?
7. Кто дал царевне отравленное яблоко?
8. Чем занимались семь богатырей?
9. Жилище старика со старухою.
10. Как прозвали Василису?
11. Князь-богатырь из поэмы Пушкина, спасший от злых сил свою невесту Людмилу.
12. Каким искусствам обучался Лермонтов в детстве?
13. Какой рассказ Чехова назван прилагательными-антонимами?
14. Мастер, подковавший блоху.
15. Близкий друг Винни-Пуха.
16. На каком музыкальном инструменте играл былинный Садко?
17. Любимица семи гномов.
18. Сказочный персонаж, исполняющий желания.
19. Птица, которую спасла Дюймовочка.
20. Русский поэт, автор стихотворения «Белеет парус одинокий».

Ведущий. Итак, у нас 5 участников. Занимайте свои места. Послушайте условия игры. Все 5 участников проходят 3 конкурса, по итогам которого игрок, набравший меньше баллов, выбывает. В последующих 3 конкурсах участвуют 4 игрока, выбывает тот, кто наберет меньше баллов. Последние 2 конкурса определят победителя (по итогам всех конкурсов). Представляем членов жюри
Мы начинаем игру.


СЛАЙД 2
1 конкурс-разминка «Имена»

Конкурс проводится по принципу игры «Города». Ведущий называет имя любого литературного персонажа из какого-нибудь произведения, например, Тарас (Бульба, «Тарас Бульба»). Пояснять обязательно. Затем продолжают игроки. Они должны назвать имя, начинающееся последней буквой предыдущего имени. Засчитываются только полные ответы, т.е. нужно указать не только имя, но и произведение, и автора.


СЛАЙД 3
2 конкурс «Заглавие»

В течение 3 минут игрокам необходимо как можно больше записать художественных произведений, в названии которых содержатся имена числительные (раздаются листочки игрокам).


СЛАЙД 4
3 конкурс «Кто я?»

Участникам зачитывается по частям словесный портрет литературного героя, которого они должны отгадать. (Словесный портрет записан на экране). Дается три попытки. С каждой попыткой баллы снижаются. Игроки записывают ответ на листочках. Затем проверяются ответы и подсчитываются баллы.


СЛАЙД 5
Словесный портрет 1:
«Великий русский князь, потомок Игоря, воин, удачливый полководец. Его имя было подобно грому для кочевых племен, враждовавших с Русью, хота обозначало «святой». (5 баллов)

СЛАЙД 6
«Его боялась даже могущественная Византия. Во время одного из походов этот полководец разгромил византийское войско и взял штурмом столицу, оставив свой знак на воротах города» (3 балла)

СЛАЙД 7
«Полководец этот был почти непобедим, но, несмотря на это, погиб весьма нелепой смертью – его укусила змея» (1 балл)

СЛАЙД 8
Ответ: Вещий Олег («Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина)

СЛАЙД 9
Словесный портрет 2:
«Знаменитый русский богатырь крестьянского происхождения, уроженец лесной зоны средней полосы России. Обладал огромной силой, имел богатырского коня, местонахождение которого было указано кудесниками». (5 баллов)

СЛАЙД 10
«В составе еще двух знаменитых богатырей изображен на известной картине русского художника. Стал одним из самых популярных героев былин». (3 балла)

СЛАЙД 11
«33 года был частично парализован. После лечения кудесниками по дороге в столицу совершил два великих подвига: разогнал рать под Черниговом и пленил Соловья-разбойника». (1 балл)

СЛАЙД 12
Ответ: Илья Муромец.


Ведущий. Слово предоставляется жюри
По итогам трех конкурсов выбывает


СЛАЙД 13
4 конкурс «Угадай-ка»

Каждый игрок загадывает литературного героя из какого-либо произведения. Выходит и пантомимическими средствами изображает этого героя другим участникам. Оценивается правильность ответа и артистичность.


СЛАЙД 14
5 конкурс «Эстрада»

Участники соревнуются в знании стихотворений. Оценивается количество и качество исполнения, артистичность. Стихотворение оценивается по пятибалльной системе.


СЛАЙД 15
6 конкурс «Галерея»


СЛАЙД 16

На экране изображены портреты писателей и поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.П. Чехов, Н.А. Некрасов, С.А. Есенин, А.А. Фет, И.С. Тургенев) Все портреты пронумерованы. Игроки получают подсказку с фамилиями, именами, отчествами писателей и поэтов. Задача заключается в том, чтобы правильно подписать портреты. На выполнение дается 3 минуты. Оценивается правильность и быстрота.

Ведущий. Слово предоставляется жюри
По итогам 6 конкурсов из игры выбывает
У нас остается 3 игрока. Последние конкурсы определят победителя.



СЛАЙД 17
7 конкурс «Библиотека»

СЛАЙД 18
На экране вы видите список произведений. Необходимо правильно подписать автора. (Список авторов раздается участникам). Время на выполнение 3 минуты.

СЛАЙД 19
8 конкурс «У Лукоморья дуб зеленый»

Нашу игру мы начинали с просмотра мультфильма. Игрокам нужно вспомнить отрывок, найти и исправить ошибки в тексте. Каждая исправленная ошибка оценивается 1 баллом.

СЛАЙДЫ 20, 21
Подведение итогов игры.

Ведущий. Слово предоставляется жюри
Награждение победителей.

СЛАЙД 22
ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!

































Приложение 4
Внеклассное мероприятие

«ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОЕДИНОК»
(Познавательная игра)


Цели: формировать познавательный интерес к родному языку; развивать речь, память, логическое мышление; расширять кругозор учащихся.

Оборудование: проектор, раздаточный материал, текст сценок, листочки, ручки, фломастеры.
ХОД ИГРЫ


Ведущий. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а он уже слышит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык.
Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт – целое море слов, океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаем о том, чего еще не видели (и, возможно, никогда не увидим). А что такое русский язык? Русский язык – это национальный язык русского народа. Это наш родной язык, мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его с экранов телевизора.
А как вы думаете, хорошо ли мы его знаем? Вот это мы сейчас и выясним. Сегодня мы собрались здесь не только с целью посоревноваться и определить победителя, но и затем, чтобы лишний раз убедиться в том, что «нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К.Г. Паустовский).
Наша познавательная игра будет проходить следующим образом. Участники разделятся на две группы. А судить, кто лучше справится с заданием, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли (представляет членов жюри)



Конкурс «Эрудитов»

1. В состав какого молочного продукта входит коровий рог? (творог)
2. Какое животное ходит во фраке? (рак)
3. Какое средство передвижения можно моментально вырезать из скатерти? (катер)
4. Как из ствола дерева без единого инструмента быстро сделать стол? (убрать букву в)
5. В каком цветочке разместилась целая страна? (настурция)
6. Какая часть линейки очень быстро тает на солнце? (средняя часть – иней)
7. Какой овощ обязательно нужен для изготовления каблуков? (лук)
8. Какое очень опасное устройство вмонтировано во все иллюминаторы кораблей и самолетов? (мина)
9. Какое нежное, сладкое фруктовое лакомство входит в состав железа? (желе)
10. Кто всегда живет во дворце? (вор)
11. С какой рыболовной снастью всегда ходит оленевод? (невод)
12. Какое водопроводное устройство спрятано внутри каждой подушки? (душ)
13. Что занимает ровно половину острова? (ров)
14. Какие две буквы могут мгновенно превратить бегущего лыжника к камень? (буквы Б и У – булыжник)
Конкурс «Найти вторую половину»

Ведущий. На экране вы видите первую часть пословиц. Найдите ее продолжение среди записанных частей пословиц на листочках. В этом конкурсе максимум можно заработать 4 балла.

Испокон века потом чтение
Сначала учение а речь короткая
Веревка хороша длинная не учатся и математики
Без букв и грамматики книга растит человека
Человеческое слово по полету
Видно птицу острее стрелы
Речи что мед, а дела – что полынь.


Конкурс «Один звук, марш!»

Ведущий. Этот конкурс состоит из трех частей. За каждое правильное задание команда получает по 1 баллу.

Часть 1. Из каждого слова «выньте» по звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением.
Например: горсть – гость.

Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.

(Ребята работают на листочках)

Часть 2. Теперь, наоборот, в данные вам слова добавьте по одному звуку, чтобы получилось совершенно новое слово.
Например: роза – гроза.

Стол, лапа, шар, клад, укус, усы, дар.

Часть 3. Теперь вам следует в словах заменить один согласный звук.
Например: корж – морж.

Ногти, булка, лапка, зубы, киска, галка, полено.


Ведущий. Слово предоставляется жюри для подведения итогов трех конкурсов.

Конкурс «Творческое задание»

Ведущий. А теперь попробуйте восстановить текст. За каждый текст без ошибок команда получает 3 балла.

ОТЕЛ

Нсатола отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лятсяко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи.
Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хотосяся ан хин.

ЛОТЕМ.

На дврое ражок. Варат пакрлоы змлею. Лястьи ан дерьяхев морког ляшестет.
Врбьоои пргтыаю оп чолсейнно лопянек. Хрошоо кажрим лотем!


Конкурс « Доскажи фразеологизм»

Ведущий. Послушайте фразеологизм и доскажите его в рифму. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
(«Водой не разольешь)

Мы исходили городок
Буквально (вдоль и поперек)

И так устали мы в дороге,
Что еле(волочили ноги).
Фальшивят, путают слова
Поют(кто в лес, кто по дрова)

Товарищ твой просит украдкой
Ответ списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь (медвежью услугу).


Конкурс «Составь пословицу»

Ведущий. Составьте из данных слов пословицы о языке, речи. Объясните их толкование. (Оценка – максимум 4 балла).
(Пословицы разрезаны на части).

Пословицы:

Речь вести – не лапти плести.
Язык до Киева доведёт.
Язык мал, а всем миром владеет.
Язык говорит, а голова и не ведает.
Язык – враг: прежде ума глаголет.
Речь красна слушанием.
Хорошая беседа дорогу коротает, как песня – работу.
Говорил день до вечера, а слушать нечего.

Конкурс «Сценка»
Ведущий. Я сейчас раздам вам текст. В течение 3-5 минут команде нужно подготовить сценку «На уроке» и «Рецепт». Пока команды будут готовиться, жюри подведет итоги конкурсов.
Сценка «На уроке»
Учитель. Расскажи, Петров, о сложном предложении.
Петров. Ну вот, значит, сложное предложение это значит так сказать предложение, которое, так сказать значит, состоит из двух или нескольких, значит, простых, сливающихся, значит, в одно целое по смыслу и в произношении. Сложные предложения бывают, ну как это?
Ага, вспомнил, сложносочиненными и сложноподчиненными. Сложносочиненными называются, значит, предложения которые вот это, ну, состоят из самостоятельных простых предложений, соединенных сочинительными союзами, а сложноподчиненные – это, значит, понимаете, ну вот, такие, в которых простые предложения соединяются, ну, как их, ну, подчинительными союзами.

Во время ответа учитель что-то посчитывал и оценивает ответ на «2».

Ученик. А почему Петров получил «2», ведь он ответил все как будто бы правильно?
Учитель. Петров получил «2» за культуру речи. Он из 80 слов употребил нужных 50 и «сорняков» - 30.

Сцена «Рецепт»
Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:
- В каком классе учишься, молодой человек?
- В седьмом «Бы».
- «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
- Жутко дружно, жутко весело.
- Жутко и весело! А учитесь-то хорошо?
- Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Порядок В пух и прах хвалит Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Врач дает ученику рецепт - учебник по грамматике русского языка.

Конкурс шифровальщиков

Ведущий. Расшифруйте спрятанное слово.

№ п/п

Примеры


Да

Нет


!!!

1
5 + 2 + 1 = 8
п
у



2
7 – 1 – 3 = 4
ц
р



3
10 + 5 – 8 = 8
х
е



4
2 + 7 = 7 + 2
в
ы



5
6 + 2 + 1 = 1 + 2 + 6
о
ф



6
5 – 3 = 10 – 7
й
с



7
7 + 1 + 1 = 10 – 2 + 1
х
а



8
8
· 6 + 1
о
я



9
10 – 5
· 7
д
л



10
1 + 2 + 3
· 9 – 2 – 1
м
н



11
10 – 5 – 4
· 5 – 4 – 1
ю
о



Ведущий. Предоставляем слово жюри.
( Жюри подводит итоги игры).


НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

Ведущий. Вот и закончился наш лингвистический поединок. Надеюсь, что он вам понравился, и вы узнали много интересного о родном языке.


















13PAGE \* MERGEFORMAT143815


Кузнецова Елена Валерьевна «Развитие творческих способностей умственно отсталых обучающихся с девиантным поведением»




Root Entry