Статья по литературному чтению на тему Система творческих заданий на уроках литературного чтения

Иванова О.В.
учитель начальных классов
КГУ средняя школа №40
г. Петропавловск, СКО

Система творческих заданий на уроках литературного чтения.
Литературное чтение является одним из мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя», т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества. Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств.
С этой целью на уроках литературного чтения практикую разнообразные виды творческих работ.
Творческое пересказывание.
Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т.к. пересказчику неизвестны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.
Работа с иллюстрацией к тексту. Ученикам устно предлагается нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Детям эта творческая работа очень нравится, и они ее с удовольствием выполняют.
Книжки-малышки. Одно из самых интересных заданий для ребят– это работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет свое название, которое представлял и защищал автор на конкурсе книжек в классе. В этих книжках– малышках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.
Творческие сочинения. Для развития творческих способностей использую написание детьми сочинений. Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму.
Сочинение сказок, рассказов, мифов. Очень важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются.
Одним из видов сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о книге. В нем ученик может не только высказать оценку прочитанному, но и глубже усвоить смысл произведения.
Работа с читательским дневником. В особой тетради (Дневнике) ученики записывают фамилию автора и название книги. Он может записать тут же имена главных действующих лиц, чтобы при надобности (например, для рассказывания в классе) легче было вспомнить содержание книги. Желательно, чтобы тут же были рисунки ученика в связи с прочитанным и соответствующие подписи под рисунками. Учащимся, более сильным, можно рекомендовать написать отзыв к наиболее понравившемуся произведению.
Живая картинка. Один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное.
Продолжение произведения (придумывание конца).
Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец.
Театрализация – это особая форма перевоплощения в изображаемый образ. Дети с удовольствием принимают участие в инсценировании произведения. Самостоятельно распределяют роли , готовят костюмы, афиши.
Работа с кроссвордами. Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям.
Коллаж. Обычно этот вид работы применяю на уроках обобщения материала по разделу. Дети подбирают картинки, связанные с пройденными произведениями, цитаты, мудрые высказывания. Целесообразно проводить данную работу в группах.
Кроме того, на уроках широко использую синквейны, акростихи, письма от читателей (в своих письмах ребята дают советы героям произведений, высказывают свое мнение о прочитанном т.п), составление диафильмов по произведению, презентация своего любимого героя, прочитанной книги.
Все задания творческого характера, о которых шла речь выше, помогают мне в своей педагогической практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулирует развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение и сохранить высокую мотивацию на протяжении всего урока, а главное привить интерес к предмету.
15