Методическая разработка «Развитие у дошкольника восприятия художественного произведения через знакомство с биографией автора»


Содержание
Введение………………………….………………………………………………..3
1. Особенности восприятия художественного произведения дошкольником..3
2. Роль взрослого при знакомстве с художественной литературой…………...4
3.Знакомство дошкольников с биографией писателя…………………………..5
4.Когда лучше всего знакомить ребенка с творчеством автора………………..6
5.О времени и месте ознакомления детей с биографией творца………………6
6.О формах и типах ознакомления детей с жизнью писателя…………………6
Заключение…………………………………………………………………….….7

Введение
Любая книга — умный друг:
Чуть утомит, она смолкает;
Она безмолвно поучает,
С ней назидателен досуг
Невозможно переоценить роль художественной литературы в процессе становления личности ребёнка. Книга служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения.[4]
Педагоги говорят о том, что необходимо с раннего детства развивать интерес к художественной литературе.[3] Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает всё то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. И большую роль в мировосприятии ребенка играет художественная литература. Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен – популярные рассказы о многообразии мира людей или о диковинках живой природы, учебные книги или художественные, энциклопедии и занимательные книги. Конечно, для современного ребёнка доступны более зрелищные, а потому привлекательные способы передачи информации – телевидение, интернет, музеи. Они могут стать не только ярким дополнением, но и актуальным средством развития познавательного интереса наряду с главным способом познания – чтение книг.
Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.[7]
1. Особенности восприятия художественного произведения дошкольником.
Восприятие художественного произведения – сложный психический процесс, который предполагает способность узнать, понять произведение. Восприятие художественной литературы – этот вид активной деятельности. А дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Ребенок не может быть просто послушным «глотателем» готовых пассивных знаний, он все время должен пребывать в положении исследователя. Особенность познавательной деятельности дошкольника в том, что ведущим является эмоциональный компонент. Поэтому при знакомстве с художественной литературой важна, в первую очередь, эмоциональная реакция ребёнка на произведение (радость, удивление, интерес и др.) . Психологи выделяют два типа отношения к художественному миру произведения. Первый – эмоционально-образный – представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребёнка на образы, стоящие в центре произведения. Второй – интеллектуально-оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.[4]
Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм восприятия. Постепенное обогащение опыта, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности через художественную литературу, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
2. Роль взрослого при знакомстве с художественной литературой.
Взрослый является посредником между писателем и ребёнком, так как дошкольник ещё не читатель, а только слушатель, поэтому взрослый должен так читать или рассказывать произведение, чтобы увлечь ребёнка, вызвать в его сознании картины и образы, созданные писателем, заставить переживать прослушанное. Основная задача воспитателя во время художественного чтения или рассказывания - обеспечить полноценное восприятие детьми литературного произведения. Все должно быть подчинено этой цели: и выразительность передачи, и организация детей, и методические приемы проведения занятия.[10]
В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию литературного произведения: обратиться к их личному опыту. Чтобы вызвать в памяти соответствующие впечатления и наблюдения, или предварительно рассказать о фактах и явлениях, которые послужили сюжетом произведения, показать картины, связанные с содержанием произведения.[3]
Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги, поэтому важны беседы о прочитанном. Беседы проводятся с целью усиления воздействия художественного произведения на ум и чувства детей, для того чтобы дать возможность вспомнить и вновь пережить содержание книги.[5]
Книги, предназначенные для дошкольников, обязательно содержат иллюстрации, которые занимают равноправное место с текстом. Не читающий ребенок обращается, прежде всего, к картинкам, но многое в их содержании он может упустить, неправильно понять, поэтому нужно воспитывать наблюдательность, умение рассматривать картинки.[1]
3.Знакомство дошкольников с биографией писателя.

Каждый должен знать, что биография писателя связана напрямую с его творчеством. А биография писателя, который пишет рассказы для детей, тем более. Человеку, который пишет о детях и для них, трудно отвлечься  от опыта своего детства и от детских переживаний[12]. Многие могут задать вопрос, зачем ребенку нужно кроме произведений автора знакомиться с его биографией. Интересный вопрос. В первую очередь знакомство деток с биографией играет и воспитательную роль. Ведь биография автора - это один из примеров служения человека искусству, пример жизнестойкости автора. Это и отображает отношение автора к своему творчеству, к людям, к социальному устройству своего времени. К тому же, биография пригодится и взрослому и ребенку. Взрослый сможет благодаря знакомству с биографией глубже понять его мысли, желания, творчество, его социальную роль. Благодаря этому же ребенок может читать произведения автора с большим упоением и осознанностью. [9]Причем после прочтения биографии писателей все знакомство с творчеством этого автора проходит с большей эмоциональной красочностью. Дошкольнику можно объяснить, что такое биография, к примеру, таким образом. Вы расскажите ему, что биография - это история жизни, жизнеописание, сама жизнь. Данное понятие можно вводить в речь детей в старшем дошкольном возрасте, объясняя его смысловую нагрузку. А во всех остальных случаях нужно использовать слова-синонимы.
4.Когда лучше всего знакомить ребенка с творчеством автора
Это можно начать делать уже с четырехлетнего возраста ребенка. Здесь многое зависит от степени развития ребенка, от педагогического дара взрослого, который должен уметь выбрать необходимые эпизоды биографии и в доступном виде преподнести все ребенку.[8] Нет никакой необходимости в дошкольном возрасте проводить знакомство детей с полной биографией творца. В этом возрасте ребенку достаточно поведать краткие содержания жизни писателя.
5.О времени и месте ознакомления детей с биографией творца
Рассказывать биографию нужно и на специальном занятии, которое посвящено полностью биографии автора. А также рассказывать о биографии автора необходимо и перед тем, как читать ребенку произведения этого автора, тогда ознакомление с жизнью автора проходит в более короткой форме. В пределах десяти минут.
6.О формах и типах ознакомления детей с жизнью писателя
Сообщают о биографии автора ребенку на этапе подготовки к правильному осознанию и восприятию произведения. Для настроя ребенка на более внимательное и длительное прослушивание произведения, для пробуждения его чувств и эмоций, интереса к чтению, нужно рассказать короткий эпизод из жизни писателя. Это может быть эпизод, который связан с историей содержания данного произведения, может быть вообще выдержка из жизни автора. Это может быть рассказ не только о творчестве и работе писателя, а и о его личной жизни или даже о периодах детства. Такие моменты особенно интересны детям еще не достигшим старшего школьного возраста. Ведь каждый ребенок, понимая, что писатель когда-то также, как и он, был маленьким, отождествляет себя с автором и еще глубже проникается его жизнью и его творчеством.
Заключение
Развитие познавательных, или интеллектуальных способностей ребенка – постоянная забота родителей и воспитателей. Процесс воспитания интереса и любви к художественному слову эмоционально обогащает познавательную деятельность ребенка, расширяет его кругозор, способность самостоятельно систематизировать знания, делать выводы, использовать их в прогнозировании результатов.
Список литературы
Белинский В.Г. Избранные педагогические произведения. Изд-во АПН РСФСР, 1948.
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика — Синтез, 2005. - 72 с.
Гурович Л. и др. Ребенок и книга. Спб., 2005.
Н.В. Дурова Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста./Пособие для педагогов, воспитателей, родителей. – М.:Мозаика-Синтез, 2000.
Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературного произведения//Избр. Психологические труды.-М., 1986. – Т. 1. – С.66.
С.Ю. Кондратьева. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика №12. с. 39. 2007 г.
Куксова Н.А. Художественное чтение в детском саду. Минск. 2001.
Теплов Б.Г. – избр. Труды в 2 –х т. М., 1985. – Т.1
Ушакова О.Г. Знакомим дошкольника с литературой. М., 2008.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2003.