Развитие воображения младших школьников как условие полноценного восприятия художественного текста
ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования»
Кафедра развития образовательных систем
Областной банк данных
Развитие воображения младших школьников как условие полноценного восприятия художественного текста
Автор: Белова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов
МОУ Вохтожскаясредняя общеобразовательная школа №2
Вологда
2010 г.
Содержание.
Список ИПМ.
ИПМ-1 Теоретическая интерпретация опыта………………………………………………………………………………….
ИПМ-2 Комплекс методов и приёмов для развития воображения детей младшего школьного возраста при работе с художественным текстом разных жанров………………….
ИПМ-3 Тематическое планирование на основе программы М. В. Головановой, В.Г. Горецкого, Л. Ф. Климановой (2 класс) с указанием возможных форм работы, направленных на развитие воображения и творческого мышления второклассников на уроках литературного чтения. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
ИПМ-4 Методы и приёмы для развития воображения у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения…………………………………………………………………………………………………………………
ИПМ-5 Развитие воображения в процессе чтения сказки.………………………………………………………………..
ИПМ-6 Развитие воображения в процессе чтения стихотворного текста ………………………………………….
ИПМ-7 Развитие воображения в процессе чтения прозаического текста - рассказа…………………..
ИПМ-8 Результативность…………………………………………………………………………………………………………………
Словарь ключевых понятий…………………………………………………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………………
Приложения:
Приложение 1………………………………………………………………………………………………………
Приложение2…………………………………………………………………………………………………………..
ИПМ-1 Теоретическая интерпретация опыта.
С каждым годом всё более тревожной становится ситуация не только с падением интереса к книге и чтению, но и со снижением культуры и стиля этого чтения. По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране уменьшилось за последние10 лет с 49% до 26%.
Одной из основных задач учителя начальных классов является научить детей читать и привить им любовь к чтению. Тексты художественных произведений - прекрасный материал для создания образов, а младший школьный возраст является сензитивным для развития воображения. Поэтому в опыте работы мы связываем проблему развития детского чтения с проблемой развития активного воображения.
Каким образом организовать работу над художественным произведением, чтобы, с одной стороны, привить любовь к чтению, с другой стороны, способствовать развитию воображения?
Сущность опыта - разработка комплекса методов и приёмов, направленных на развитие воссоздающего и творческого воображения с целью повышения уровня восприятия художественного произведения.
Новизна опыта: - в отборе, описании, систематизации, адаптации, корректировке методов и приёмов для развития воображения младших школьников при работе с художественными текстами разных жанров: сказки, стихотворения и рассказа;
-в разработке дополнения к тематическому планированию по литературному чтению во 2-м классе, где предусмотрены задания по развитию воображения на каждом уроке.
Научная основа.
Под воображением В.Д. Шадриков понимает «психический процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». «Продуктом представления является образ-представление, или вторичный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств». Очень близки к представлениям образы воображения. К.Д.Ушинский считал, что сущность воображения состоит в комбинировании образов- представлений. «Но всё же воображение более творческий процесс, развивающийся во времени, в котором зачастую можно проследить сюжетную линию. Представливание выступает механизмом воссоздающего воображения. Но помимо него есть ещё и различные формы творческого воображения, которые несводимы к представлению».
В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Таким образом, нельзя не согласиться с выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.
Нами была проанализирована программа В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой с точки зрения возможностей для развития воображения. Данная программа дополнена разнообразными заданиями, направленными на развитие воображения детей.
Результативность.
Опыт работы показывает положительную динамику по двум направлениям:
-развитие воображения у младших школьников;
-повышения уровня восприятия художественного текста.
Возможности и условия использования.
Данный опыт может использоваться учителями начальных классов, работающих не только по указанной программе, при соблюдении следующих условий:
Учителю нужно изучить уровень развития психических способностей своих учеников с помощью школьного психолога;
Работа учителя по развитию воображения обучающихся должна проводиться систематически;
Творческие приёмы на уроках литературного чтения должны звучать комплексно, т.к. в них нет «резких» границ, они естественно перетекают один в другой;
Учитель должен уметь создать на уроке творческую атмосферу;
Развитие воображения и формирование представлений происходит на основе рассказа учителя. От того, насколько яркой и образной будет речь педагога, во многом зависит яркость и отчётливость представлений и образов воображения у школьников;
Творческие высказывания детей не должны подвергаться оценке. Они безусловно принимаются учителем, иногда мягко корректируются, направляются.
Ограничения.
Менее эффективной будет работа с классами большой наполняемости.
Трудоёмкость.
Для учителя трудоёмкость состоит:
-в создании банка данных методов и приёмов для развития воображения.
-изучение детей с помощью психолога.
Для детей трудоёмкость не увеличивается, наоборот, использование этих методов и приёмов повышает их интерес к предмету.
Риски.
Задания творческого характера предполагают достаточную открытость личности младшего школьника. Не все дети готовы к такой работе. У многих присутствует страх самовыражения. Учитель очень деликатно работает с такими детьми, не вторгаясь в их личностную сферу, постепенно вовлекая их в творческий процесс.
Педагог обязательно осуществляет личностный подход, всегда имея в виду, что одни функции у ученика развиты лучше, другие хуже, у детей разная скорость формирования вторичных образов, разная их яркость(чёткость), разная длительность их сохранения.
ИПМ-2 Комплекс методов и приёмов для развития воображения детей младшего школьного возраста при работе с художественным текстом разных жанров.
Все творческие приёмы строятся на деятельности воображения читателя. Именно оно является ведущим в постижении литературного произведения при помощи избранного приёма. Каждый из названных приёмов содержит в себе определённую систему заданий.
Методы и приёмы развития воображения в процессе чтения лирического стихотворения:
словесное рисование, мысленный экран, иллюстрирование, сочинение- миниатюра, хокку, синквейн, иллюстрирование, формулирование вопросов ,поиск подходящих эпитетов и сравнений, определение настроения.
Методы и приёмы, развивающие воображение при работе над художественным текстом
Методы и приёмы развития воображения в процессе чтения сказки: появление волшебной палочки, объединение двух сказок в одну, использование старых предметов в новых вариантах превращение себя и членов семьи в героев сказки, а порой и в неодушевлённые предметы, составление фантастических сказок о себе, проведение аналогий между разными сказками, постановка проблемного вопроса, изменение конца сказки, составление сказки-наоборот,подбор схема-тических изображений человеческих эмоций, «Изобретатель»,воображае-мая экранизация и др.
Методы и приёмы развития воображения в процессе чтения рассказа: прогнозирование, составление картинного плана, диафильма, составление вопросов к тексту, монолог, диалог, пересказ от первого лица, от лица одного из героев рассказа, написание мини- сочинений, отзывов, писем герою рассказа, обращение к автору с просьбой, иллюстрирование, чтение с остановками ,пантомима, «Архимед», «Веер», «Превращения», «Сценарий»
Развитие воображения ученика-читателя;
Повышение уровня восприятия художественного текста.
ИПМ-3. Тематическое планирование на основе программы М. В. Головановой, В.Г. Горецкого, Л. Ф. Климановой (2 класс) с указанием возможных форм работы, направленных на развитие воображения и творческого мышления второклассников на уроках литературного чтения.
Литературное чтение (136 ч.)
М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова
Дата Тема урока Работа для развития воображения и творческого мышления
Устное народное творчество (14 ч.)
1.Знакомство с понятием «устное народное творчество». Русские народные песни. Потешки.
2. Скороговорки, приговорки, считалки и небылицы. Особенности каждого из жанров.
3. Загадки. Принцип составления загадки.
4. Пословицы и поговорки. Отличительные особенности.
5. О сказках. «Лиса и тетерев» (русская народная сказка). Работа над содержанием. Чтение по ролям.
6. «Лиса и журавль» (русская народная сказка). Работа над выразительным чтением.
7. «Лиса и козёл» (русская народная сказка). Чтение по ролям.
8. «Петушок и бобовое зёрнышко» (русская народная сказка). Выразительное чтение сказки, работа по содержанию.
9. «У страха глаза велики» (русская народная сказка). Работа над главной идеей сказки, инсценирование.
10.«Каша из топора» (русская народная сказка). Отличительные особенности бытовых сказок.
11. «Гуси-лебеди» (русская народная сказка). Чтение цепочкой, обмен мнениями.
12. Анализ сказки «Гуси-лебеди», ответы на вопросы по тексту.
13. «Два Мороза» (русская народная сказка). Работа над содержанием, главная мысль.
14. Русские народные сказки. Обобщение. Волшебные, бытовые, сказки о животных.
Русские писатели (25 ч.)
1. Стихотворения А.С.Пушкина о зиме. Сравнение различных поэтических зарисовок зимнего пейзажа.
2. А.С.Пушкин. «У Лукоморья дуб зелёный…»Беседа по содержанию, работа над выразительным чтением.
3. А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Чтение сказки, обмен впечатлениями.
4. Составление по плану характеристики героев сказки А.С.Пушкина.
5. Обобщающий урок по произведениям А.С. Пушкина. Конкурс на лучшего знатока произведений Пушкина.
6. Стихи В.А.Жуковского. Работа над выразительным чтением.
7.И.А.Крылов. «Лебедь, Щука и Рак». Понятия «басня», «мораль басни».
8. И.А.Крылов. «Чиж и голубь». Выразительное чтение, мораль басни.
9. И.А.Крылов. «Стрекоза и Муравей». Беседа по содержанию, работа над выразительностью чтения.
10. Басни И.А.Крылова. Обобщающий урок.
11. В.И.Даль «Старик-годовик». Сказка- загадка, чтение, беседа по содержанию, иллюстрирование
12. В.И.Даль. «Девочка Снегурочка».Чтение сказки, беседа по содержанию.
13. Деление сказки «Девочка Снегурочка» на части, озаглавливание каждой части.
14. К.Д.Ушинский. «Любопытство». Чтение по ролям, беседа по содержанию.
15. К.Д.Ушинский. «Ветер и Солнце». Чтение, нахождение главной мысли.
16.Л.Н.Толстой. «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья». Работа над пониманием прочитанного.
17.Л.Н.Толстой. «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза», «Лгун». Чтение, беседа по содержанию.
18.Л.Н.Толстой «Филипок». Чтение цепочкой, обмен мнениями.
19.Л.Н.Толстой «Филипок». Составление плана, деление текста на части.
20.Обобщающий урок. Рассказы Л.Н.Толстого. Знакомство с биографией писателя.
21. «Люблю природу русскую» (стихи Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, А.Н.Плещеева). Беседа о природе в стихах русских поэтов. Выразительное чтение.
22.Стихи Ф.И.Тютчева о весне. Выразительные средства поэзии.
23. Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной…» Выразительное чтение, иллюстрирование.
24. Стихи А.А.Фета, А.К.Толстого об осени. Сравнение описания осени в стихах разных поэтов.
25. Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую», конкурс на лучшего чтеца.
Составьте сказку из трёх потешек.
Составим свою загадку.
Вспомните другие сказки о лисе. Придумайте похожую сказку про других животных.
Сказка продолжается: придумайте, как подружить лису с журавлём.
Задайте шуточные вопросы героям сказки.
Приём«Архимед».Подумайте, как выбралась бы лиса из колодца, если бы ей не попался глупый козёл.
Сказка с новым концом. Как закончилась бы сказка, если бы курочки не было рядом? Кто помог бы петушку?
Чтение с разной интонацией. Оживление картины. Пантомима.
Творческое задание «Сценарий». Придумать сценарий к фильму-сказке «Каша из топора».Как по-другому можно использовать топор?
Игра «Изобретатель» Придумайте сказочный вид транспорта, на котором бы передвигались сестрица со спасённым братцем, убегая от Бабы-Яги.
Представьте себе лица морозов в начале и в конце сказки. «Пантомима»
«Салат» из сказок. Мы попали в страну сказок. Кого мы встретим, путешествуя по ней? Представьте, что два Мороза встретили солдата из сказки «Каша из топора».
Путешествие во времена А.С.Пушкина. Словесное рисование. «Мысленный экран».Сочинение-миниатюра «Зима»
Каким вы себе представляете волшебный дуб? Кто ещё мог бы жить в Лукоморье? Придумайте, какие они, «невиданные звери», чьи следы «там, на неведомых дорожках»?
Сказка продолжается: старуха сама пришла к синему морю, стала кликать золотую рыбку… Что будет дальше?
Что мог бы попросить старик у золотой рыбки?
Представьте, что у старухи совсем другой характер. Какой стала бы сказка?
Иллюстрирование любимого произведения А.С.Пушкина.
Каким вы представляете мальчика с пальчик? Знаете ли вы ещё какую-нибудь сказку о мальчике с пальчик?
Превратим басню в сказку со счастливым концом.
Придумайте более счастливое окончание басни.
Игры «Пантомима», «Изобретатель» Как спасти чижа?
Заменим героев басни. Кто мог бы оказаться на их месте?
Придумаем всё же счастливый конец этой басни.
Напишите отзыв об одной из басен И.А.Крылова.
Придумайте продолжение сказки. А что было бы, если старик- годовик перепутал всех своих птиц?
Выбрать подходящую эмоцию для героев в разные эпизоды сказки. Представьте, что Жучка не услышала крик девочки Снегурочки. Как же ей выйти из леса?
«Аналогия» Какие похожие сказки вы вспомнили?
Составление картинного плана.
Инсценирование.
Что можно сделать с помощью ласки и доброты?
А что с помощью силы? Если бы вы оказались на необитаемом острове, то как бы вам помогли Ветер и Солнце?
Сочинение «Дружба в нашей семье».
А если бы вы попали в похожую ситуацию, то как бы вы повели себя?
Чтение с остановками. Прогнозирование.
Составление картинного плана.
Путешествие во времена Л.Н.Толстого. Что бы вы спросили у писателя?
Словесное рисование. «Мысленный экран».
Мини-сочинение «Моё любимое время года».
Какой вы представляете себе Зиму, а какой Весну, читая стихи?
Найдите в словаре настроений и отношений слова, отражающие настроение стихотворения.
ИПМ-4 Методы и приёмы для развития воображения у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Воображение и эмоции
-Использование схематических изображений человеческих эмоций.
Задача детей заключается в том, чтобы как можно точнее подобрать для данного героя, для данной конкретной ситуации эмоциональный образ. Сначала дети пытаются изобразить на своем лице выбранную эмоцию и объяснить, почему именно это схематическое изображение эмоции он считает наиболее подходящим. Например, при изучении сказки “Девочка Снегурочка” детям предлагается найти на схеме эмоцию, характеризующую всех главных героев, проанализировать отдельные эпизоды и показать их эмоциональную значимость.
Эпизод 1. Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят…
Эпизод 2. Вот и слышат старики - пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну - глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок.
Эпизод 3. Как узнал про лису старик, так Жучку прибил и со двора согнал.
-Иди,- говорит,- куда хочешь. А мне ты в сторожа не годишься!
Эпизод 4.Вот и пошла Жучка, плача, со старикова двора, а пожалели о Жучке только старушка да девочка Снегурочка.
На последнем уроке изучения данного произведения учащимся предлагаю выбрать наиболее понравившийся эпизод и подобрать к нему соответствующую эмоцию или эмоции.
-Упражнение “Что означает интонация”.
Это упражнение развивает воображение на слуховые образы.
Учащиеся читают отрывок из произведения А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
с разными интонациями: “по-доброму”, “грустно”, “ласково”, “сердито”, “безразлично”, “жалобно”. Каждый ребенок должен читать со своей интонацией, пытаясь придать свою эмоциональную окраску тексту.
Аналогичное задание можно использовать и при чтении прозаического произведения “Какая бывает роса на траве” Л.Н. Толстого.
… Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
-Игра “Пантомима”.
Эта игра является развивающей и оптимизирующей эмоциональный фон за счет активизации воображения.
В ходе изучения басен И.А. Крылова “Стрекоза и муравей”, “Чиж и голубь”, “Лебедь, Рак и Щука ” использую эту игру.
Все дети становятся в круг. По очереди каждый выходит в середину круга и с помощью мимики и жестов показывает какое - либо действие из басен. Остальные ребята должны были угадать, какой персонаж и из какой басни был задуман ведущим. Победителями определялись те дети, которые наиболее верно изображали задуманную сценку.
-Упражнение “Оживление картины” аналогично игре “Пантомима”, но с усложненным сюжетом.
Данное упражнение хорошо развивает воображение и используется при изучении русских народных сказок “Петушок и бобовое зёрнышко”, “Лиса и тетерев”, “У страха глаза велики”, «Лиса и журавль», «Каша из топора». Каждому ряду предлагаю конверт с названием сказки, с определенным сюжетом из нее. Затем учащиеся показывают немую сцену, иллюстрирующую сюжет картины. Противоположные команды должны объяснить, что они увидели, назвать произведение. Затем команда артистов объясняет, что они изображали, после чего команды меняются местами.
Воображение и интересы
Не секрет, что учитель должен так построить урок, так преподнести учебный материал, чтобы изучаемое произведение вызывало у ребят неподдельный интерес. Для этого можно использовать следующие упражнения и игры:
-Игра “Архимед”.
Эта игра, основанная на активной работе фантазии, является прекрасным средством стимулирования к учебной деятельности. При изучении произведений детям предлагается ряд проблем. Задача ребят дать как можно больше идей для решения этих проблем. Например, при работе над произведением Л.Н. Толстого “Как мужик убрал камень” предложить разрешить следующую задачу: Как бы вы решили эту проблему?; при чтении отрывка из рассказа А.П.Гайдара “Чук и Гек”: Как можно было узнать содержание потерянной телеграммы?
-Игра “Изобретатель”
Эта игра наряду с фантазией активизирует мышление. Данная игра использовалась при знакомстве с русскими народными сказками. Детям предлагалось несколько задач, результатом которых должны явиться изобретения. Сказка “Гуси-лебеди» ” - придумай сказочный вид транспорта, на котором бы передвигались сестрица со спасённым братцем, убегая от Бабы-Яги.
Сказка К.И.Чуковского “Федорино горе” – придумай, как помочь Федоре отмыть посуду.
Сказка С.Я.Маршака «Теремок» - разработай проект теремка, в который поместился бы и медведь.
-Игра “Веер”
используется для развития фантазии и навыков комбинаторики для детей младшего школьного возраста.
Детям предлагалось несколько карточек с изображением предметов или сказочных героев. Слева изображен один предмет, справа - три. В центре ребенок должен нарисовать три сложных предмета (фантастических), в которых как бы соединились предметы из правой и левой половины. При изучении произведения С.В.Михалкова «Лифт и карандаш», слева был нарисован (написано слово) лифт, а справа карандаш, колесо, руль. Дети пытались соединить эти предметы, придумав новый механизм, и объяснить, как он действует.
Аналогично произведение С.В.Михалкова «Мой щенок». Слева - щенок, справа- одеяло, лестница, клей.
-Игра “Превращения”
Эта игра направлена на развитие изобретательности ребенка, то есть воображения в сочетании с творческим мышлением. Она расширяет область представления ребенка об окружающем мире. Данная игра построена на универсальном механизме детской игры - имитации функций предмета. Например, при изучении произведения Н.Н.Носова «Живая шляпа» детям предлагалось с помощью мимики, пантомимики, имитации действий с предметами превратить обыкновенный предмет (например, шляпу) в совершенно другой предмет, с другими функциями.
Воображение и личность
Общеизвестно, что воображение тесно связано с личностью и ее развитием. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития - это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.
Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.
-Игра “Сценарий”.
За короткий промежуток времени дети совместно должны придумать сценарий к фильму. Каждый ребенок предлагает название одного или двух предметов (персонажей) из изучаемого произведения. Затем дети придумывают историю, в которой должны фигурировать все названные предметы ( персонажи).
-Игра “Наоборот”.
При изучении любого произведения, учащиеся должны поменять характеры героев и представить, какая бы получилась сказка. Например, представить, что старик не отпустил рыбку в море, а принёс её домой. Или представить, что девочка в сказке «Гуси-лебеди» не упрямилась, а сразу же поела ржаного пирожка, предложенного ей печкой.
Кроме вышеописанной работы над развитием воображения и его взаимосвязи с эмоциями, интересами и личностными качествами, широко использую такие приемы, как словесное рисование, написание творческих работ, иллюстрирование произведений.
-Словесное рисование
Для повышения эмоционального уровня художественного текста, для развития воображения можно использовать словесное рисование, которое проводится по вопросам или заданиям такого типа: “Как вы представляете себе обстановку в какой-то момент действия? Представьте себе, что все это нарисовано на картине. Расскажите так, будто все это находится перед вашими глазами”
-Картинный план.
Словесные картины (преимущественно - устные, реже - письменные) “рисуются” к тем эпизодам, которые наиболее существенны в понимании идейного замысла произведения; так же иллюстрировались описания природы в поэтических произведениях, портреты героев. К одному рассказу “нарисовать” две-три картины - иллюстрации, таким образом, получается картинный план, который отражает самые важные моменты произведения.
- Воображаемая экранизация
Это один из вариантов словесного рисования: учащимся можно предложить словесно нарисовать ряд кадров, вообразив, будто рассказ проходит перед их глазами на экране. Воображаемую экранизацию можно провести с участием практически всех учащихся.
-Инсценирование
Это одна из сложных, но интересных форм творческой перестройки текста. Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чтение по ролям. При пересказе дети передают лишь диалоги, а ведущий (ребенок) кратко обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.
Применяя различные приёмы для развития воображения второклассника, необходимо учитывать специфические особенности различных литературных жанров. Поэтому мы более подробно остановились на описании методической работы в процессе чтения сказки, лирического стихотворения и рассказа.
ИПМ-5 Развитие воображения в процессе чтения сказки.
За основу своей работы по развитию активного воображения в процессе чтения сказки на уроках литературного и внеклассного чтения мы взяли интереснейший опыт, изложенный в книге Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»(6).
Автор предлагает развивать детей по семи направлениям, одним из которых является развитие мышления и воображения, но объясняет, что «предлагаемые семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше»
То есть учителя и родители могут самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся им важными, интересными и полезными для конкретного ребенка или конкретной возрастной группы детей. Взрослые могут по предложенному образцу составить свою схему, отражающую специфику тех задач, которые они собираются решать со своими детьми. Понятно, что нас заинтересовало четвёртое направление, в котором говорится о развитии воображения и образного мышления, т.к. оно непосредственно связано с темой работы.
В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, ну что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать… Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
Мы же предлагаем подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари(23) и рекомендации авторов ТРИЗ (1)
Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Вспомним классификацию способов воображения: гиперболизацию, агглютинацию, имперсию( всё наоборот) и другие. Вот где поможет знание этих приёмов.
Обращаем внимание на развитие ребенка до такого уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для младшего школьника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной.
- «Волшебная палочка».
Вначале мы, взрослые, оперируем волшебной палочкой в различных ситуациях (помогаем Колобку стать невидимкой или, наоборот, великаном и т.д.). А затем, обученный владению «волшебной палочкой», маленький читатель сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
-объединение двух коротких рассказов или сказок в одну с новым сюжетом. Сразу же оговоримся, что это нелегкая работа и для нас, взрослых. Посудите сами: нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые: учитель или родители, если речь идёт о домашнем задании.
Каждая личность - клад фантазии. Убеждены в том, что у ваших детей достаточно изобретательности. В целом изобретательство относится к развивающему обучению. Эта деятельность положительно влияет на активизацию резервных возможностей личности. В данном случае школьник изобретает, то есть придумывает что-то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях. А изобретать можно и нужно разнопланово:
- придумывать старые предметы в новых вариантах (указка учителя- это волшебная палочка, парта-лодка, класс- машина времени)
- превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы (мама - цветок, я - Иван-царевич, папа – тучка, сосед по парте Вася-серый волк, учительница- фея и т.д.); - составлять фантастические сказки о себе.
- «Постановка проблемного вопроса».
Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка? Чем закончилась сказка «Морозко»?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли). К примеру:
- А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? Дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему;
- Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку…
- «Метод аналогий».
Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление и является одним из способов воображения, что очень необходимо и для будущего школьника, и для взрослого человека.
Дети любят смотреть по телевизору мультсериал «Том и Джерри». По окончании просмотра полезно спросить: «А в каких сказках тоже встречаются мышки и кошки?». Ребенок начинает вспоминать и проводить параллели. Другой пример. После чтения сказки «Золушка» дети при вашем участии называют таких же добрых, трудолюбивых, красивых героинь из других сказок. Это может быть и Красная Шапочка, и Крошечка-Хаврошечка, и сестрица Аленушка и т.д.
Прежде чем перейти к разработкам, нужно изучить творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора. Их описание поможет более широко и разнопланово использовать полюбившиеся детям тексты. В приложении есть список этих методов. (Приложение1) В книге Л.Б. Фесюковой рассказывается о каждом из них, а мы покажем на примере работы со сказками, которые содержатся в учебнике «Родная речь» 2 класс, 1-е полугодие, как эти методы можно применить для развития воображения детей и формирования из них полноценных читателей.
Приведём отрывки уроков литературного чтения, на котором проводится такая работа.
Тема урока: «Петушок и бобовое зёрнышко»
Цели: ознакомить детей с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко»; совершенствовать чтение , развивать речь , воображение , внимание; воспитывать стремление заботиться об окружающих.
На этом уроке можно использовать приём «Сказка с новым концом» Учитель после первого чтения сказки и обмена впечатлениями, спрашивает детей: А что было бы, если курочки не было бы дома, и она не увидела, что петушок подавился, «не дышит, не слышит, словно мёртвый лежит»? Этот вопрос вызывает у детей в воображении страшную картину гибели петушка, но вслух они боятся это произнести и предлагают различные варианты его спасения:
Петушок помог себе сам,
неподалёку находилась хозяюшка,
хозяин позвал врача,
петушок не торопился, когда клевал бобовые зёрнышки, поэтому не подавился.
В конце урока хорошо сказку инсценировать в виде пантомимы, передавая жестами и мимикой чувства героев сказки.
Тема урока: Русская народная сказка «У страха глаза велики».
В этой сказке много звуковых образов. Слово передаёт, как плещется вода в вёдрах бабушки, внучки, курочки и мышки. Это помогает ребятам ярко представить ситуацию, услышать переданные словом звуки, вызывает их смех. Дети получают удовольствие от чтения, возникает желание перечитать сказку, показать голосом змоциональную окраску произведения, рассмешить слушателя, посмеяться самим над беспричинным страхом героев. Инсценировать эту сказку очень весело, можно передавать с помощью мимики и голоса все чувства героев. Задание: придумать другой конец сказки.
Тема урока: В.И.Даль, сказка «Девочка Снегурочка». Задание: Составить картинный план (сценарий мультфильма) к этой сказке, работая в группах по 4-5 человек. Поскольку литература и мультипликация в последнее время особенно плотно «сотрудничают» друг с другом, этот факт нельзя обойти вниманием современному учителю. Дети с интересом берутся за такую работу, их воображение активизируется. Появляются различные точки зрения, различные моменты сказки видятся детьми по-разному. Учитель приветствует разный подход к созданию сценария, поощряет творчество и самостоятельность. Конечно, дети постоянно работают с текстом сказки, перечитывают её, углубляются в содержание. Безусловно, такая работа содействует формированию полноценного читателя.
Продолжением работы на уроке могут быть творческие домашние задания:
-придумать сказку по заданному сюжету (аналогия);
-придумать сказку про зайца (традиционный характер, эпитеты) (типизация);
-описать чудесное превращение (если бы я стал великаном) (гиперболизация);
- сочинить сказку на основе сюжетов других сказок (сказки перепутались) (агглютинация);
-составить сказку - наоборот (положительный герой становится отрицательным);
Сказка предоставляет богатейшие возможности для развития творческого воображения детей младшего школьного возраста. Ведь сказка сама продукт воображения писателя-сказочника. Надеемся, что количество и качество приёмов для развития воображения маленьких читателей в процессе чтения сказки будет расти и совершенствоваться.
2.2 Развитие воображения в процессе чтения стихотворного текста
Рассмотрим, каким образом во время чтения стихотворного текста на уроках литературного и внеклассного чтения можно развивать воображение младших школьников, в нашем случае – учеников 2-го класса. В основном, стихи, которые читают дети в первой книге «Родная речь» Горецкого, Климановой, это классические лирические произведения, небольшие по объему: А.С.Пушкин (3 стихотворных отрывка о зиме), В.А.Жуковский «Жаворонок», «Жил маленький мальчик», пейзажная лирика Ф.И.Тютчева, А.А.Фет «Ласточки пропали» и др.
Кроме того, предложены шуточные стихи С.В.Михалкова и А.Л.Барто, которые интересны для читателя начальной школы. В результате осмысления этих текстов, у младших школьников должно сложиться яркое и глубокое представление об одном из родов литературы – лирическом.
Нашу работу мы начнем с чтения стихотворных произведений, посвященных описанию природы. Ведь в любой программе по литературному чтению есть темы, рассматривающие явления природы в разное время года.
Но часто дети без особого интереса читают произведения о природе и переживания героев, связанных с изменениями в его внутреннем мире. Можно ли сделать уроки, посвященные этой важной теме, интересными, неожиданными, не нудными для ребенка? Безусловно. Это будет зависеть и от самих произведений, и от способов работы с текстом, и от умения организовать диалог о стихотворении, разбудить детское воображение. Учеников начальной школы привлекают тексты, в которых есть интересные герои, содержатся увлекательные события, присутствует какая-то тайна, которую ребенок хочет разгадать сам.
Иногда его заинтересовывает язык автора произведения, передающий особые оттенки переживаний и чувств. В этом плане дети с большим желанием читают игровые, шуточные, юмористические стихи. Мы считаем, что они и должны в первую очередь оказаться в центре внимания читателей данного возраста. Конечно же, нельзя обойти вниманием и лирические стихотворения, которые обогащают круг ребенка, его духовный мир, учат сопереживанию и пониманию внутреннего мира другого человека.
Ученик начальной школы без богатого читательского опыта не может сразу проникнуться настроениями поэта, переживаниями лирического героя. К этому читателя нужно готовить, постепенно включая в его читательский круг малое количество лирических произведений. Желательно при их выборе учитывать интересные темы, раскрывающие красоту природы. Так же можно давать в одном тематическом ряду сразу и шуточное стихотворение и лирическое. Это могут быть стихотворения о дожде, солнце, ветре, грибах, деревьях, цветах, бабочках, птицах, цветах, радуге, то есть о том, что понятно второкласснику, что он наблюдает в реальном мире. Вот поэтому так важно в процессе чтения стихотворных текстов, использовать приемы, активизирующие воображение маленького читателя. Это содействует более глубокому погружению в текст, получению от чтения эстетического удовольствия. Конечно, приёмы, используемые учителем в данном случае, отличаются от тех, которые применялись в процессе чтения сказки. Это обусловлено спецификой жанра, и мы не можем это не учитывать.
Первые лирические стихи, с которыми знакомятся ученики 2 класса – это стихи А.С.Пушкина о зиме. Они даются на одном уроке, что с одной стороны создает определенные трудности: сложно на 1, 2 уроках осмыслить 3 достаточно серьезных для детского восприятия стихотворения. А с другой стороны, позволяет увидеть, представить в воображении 3 зимних пейзажа, сравнить их между собой.
Тема урока: «Образ зимы в стихотворениях А.С. Пушкина»
Учебные задачи:
Углубить представление о пейзаже в литературном произведении;
Увидеть разнообразие зимнего пейзажа, описанного языком великого поэта;
В начале урока учитель, настраивая детей на восприятие стихов, проводит краткую беседу о красоте природы в разные времена года и дает задание: послушать стихи в исполнении учителя или специальных подготовленных учеников и выбрать то, которое им особенно понравилось. После чтения идет обмен впечатлениями.
Дети говорят, почему им понравилось то или другое стихотворение. Учитель выслушивает все ответы.
У. Теперь прочитайте стихи еще раз самостоятельно и подумайте, какое основное настроение у каждого стихотворения и что вы представляете, читая стихи.
У каждого из учеников есть «Словарь настроений и отношений». В нем 123 прилагательных, отражающих нюансы настроений и отношений. Этот словарь помогает детям подбирать слова для выражения своих мыслей в речи, развивает устную речь.( Приложение 2)
Дети: Первое стихотворение бодрое, озорное, легкое, жизнерадостное, смешное.
-Второе стихотворение торжественное, волшебное, красочное, приподнятое, великолепное.
-Третье стихотворение величественное, восторженное, таинственное, замирающее.
Определяя настроения, подбирая подходящие названия им, ученики обязательно обращаются к тексту. Они подчеркивают те слова и выражения, которые доказывают их мысли. Для того чтобы представить картины, описанные поэтом, прибегаем к словесному рисованию. Словесное рисование - один из основных приемов, привлекающих воображение детей к осмыслению стихотворения. Оно выявит то, что ученики поняли, или, может быть, не поняли в тексте.
Как организовать работу над словесным рисованием так, чтобы активизировать воображение школьников, сделать картину более яркой?
У. – Представьте, что мы можем перемещаться во времени, и сейчас, с помощью нашего воображения мы попадем во времена А.С. Пушкина, в тот самый день, когда происходит действие в первом стихотворении. Раз. Два. Три… Что вы видите вокруг себя?
Дети: - Выпал первый снег, крестьянин впервые выехал на своих дровнях (санях), чтобы проторить санный путь, но лошадка бежит медленно, не торопится (плетется рысью как-нибудь).
Д. – Вдруг навстречу ему, или наперерез, летит кибитка удалая. Кибитка – легкая повозка, а управляет ей ямщик – он сидит на облучке, в тулупе, в красном кушаке.
Уч. – Яркая картина, не правда ли? Представьте, что удалая кибитка летит, бразды пушистые взрывая, как это?
Д. – Легкий пушистый снег разлетается во все стороны, а после остаются бразды – борозды в снегу.
Уч. Переходим к другой картине, описанной Пушкиным. На улице бегает дворовый мальчик, как он играет?
Д. – Он вообразил, что он – конь. В салазках (в санках) у него Жучка. Она сидит, ей, наверное, нравится, что мальчик ее везет.
Уч. Веселая игра! Но почему малышу и больно и смешно?
Д. – Он заморозил пальчик, заигрался и забыл о том, что мерзнут руки.
Уч. – А кто еще есть в этой картине?
Д. – Мама, она грозит ему в окно, потому что он шалун, ему пора домой, да и пальчик замерз.
Уч. А почему мальчик выбрал эту игру?
Д. – Он видел, как «летит кибитка удалая», ему захотелось так же промчаться, да и первый снег – всегда радость.
Уч. – Всё увидели? Теперь возвращаемся в наше время. Раз. Два. Три… Прибыли. Понравилось вам путешествовать во времени? Сейчас мы прочитаем другое стихотворение А.С.Пушкина, а во время чтения включим свой «мысленный экран», и вообразим на нем все, о чем прочитаем. Как будто посмотрим фильм.
Чтение стихотворения под музыку, или «жужжащее чтение»
Какие образы появились на вашем мысленном экране?
Д. Мы видим, как старик Север с лохматой бородой дохнул холодным воздухом, завыл ветром. Идет волшебница Зима. Она красивая, в зимних одеждах, румяная, с большой ледяной короной. Зима сеет снег, может быть, он валит из ее широких рукавов, она все за собой покрыла волнистыми коврами, снежными клоками повисла на суках дубов, сровняла реку с берегами пухлой пеленой снега. Река недвижная, потому что покрыта льдом. И вдруг, яркая вспышка – блеснул мороз. Это может быть и луч солнца, осветивший снежные поля, и блеск инея на деревьях.
Ученики, конечно, не дадут сразу подробного описания возникших картин, но учитель, добавляя, развивая мысль ученика, фантазируя вместе с детьми, поможет создать им образ.
Уч. – А теперь – прочитайте третье стихотворение, и постарайтесь ответить, что видите, что слышите по мере погружения в текст.
Д. – Пушкин называет мороз трескучим, и мы слышим легкое потрескивание деревьев, или деревянных домов. Так бывает в очень морозную ночь. Автор восхищается красотой зимней ночи, небо сравнивает с шитым пологом. Мы тоже любим смотреть на звездное небо. Оно такое величественное и необъятное. Мы видим темные дома, закрытые ворота, так и чувствуется, какие «тяжкие» замки на затворах. Еще недавно шумели и кричали торговые люди, а сейчас тишина. Лишь только лает страж дворовый, да цепью звонкою гремит. Слышен лай собаки, звон цепи, потрескивание мороза.
Выполняя словесное рисование, дети постоянно обращаются к текстам, перечитывая отдельные фрагменты неоднократно. В конце урока обязательно надо обратиться вновь к целостному чтению стихотворения. Зачем? Для соотнесения собственного состояния в настоящий момент с первичным восприятием стихотворения. А также, чтобы ответить на вопрос: «Какое же стихотворение в данный момент им ближе по настроению?» Предлагаем выучить дома этот отрывок наизусть.
Завершить подобный урок можно иллюстрированием в тетради, либо сочинением миниатюры «Зима». Исследуя стихотворения А.С. Пушкина, ученики учатся постигать глубину произведения. Они понимают, что в нескольких строках помещено большое количество образов. И визуальных, и слуховых, и чувственных. Кропотливая, вдумчивая работа воображения во время чтения формирует привычку к дальнейшему творческому поиску, связанному с пониманием незнакомых литературных произведений, а так же созданием текста собственного сочинения.
Тема урока: Образ детства в лирическом стихотворении. Учебная задача: развивать умение понимать замысел поэта, авторские приемы создания образа текста.
Осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение.
Учить сопереживанию, вызвать эмоциональный отклик в душах детей. Время проведения – II четверть, возраст – 2 класс, количество часов – 1.
Одной из классических литературных тем является тема детства. К ней обращаются на каком-то этапе жизненного пути все писатели и поэты. Этой теме посвящено лирическое стихотворение С.В. Михалкова «Мой секрет». Вначале ученики знакомятся со стихотворением: внимательно читают его для себя, отмечают непонятные места. Затем стихотворение читается вслух 1-2 хорошо читающими учениками. Возникающие во время слушания текста вопросы дети задают после чтения.
Д. – Что это за удивительная страна? Почему люди простились с этой страной навсегда? Почему автор, отправляясь в дорогу, берет с собой бумагу, ручку, карандаш и общую тетрадь?
Важно, чтобы ученики учились задавать вопросы к тексту, это необходимо делать как можно чаще, на каждом уроке, не бояться сказать: «Я не понял это место», обращать внимание на неясные, непонятные фрагменты произведения. С вопросов, с непонимания, начинается путь к глубокому осмыслению нового прочитанного произведения. Все вопросы, проблемы, гипотезы, задаются на уроке вслух, их рассмотрение выносится на общее обсуждение. Мнения учеников по содержанию предмета ведут к организации диалога, сотворчеству, сопереживанию.
Не надо забывать, что первое переживание начинается с целостного впечатления. Лишь потом можно расчленять текст, т.е. переходить к его толкованию. Само это произведение дает возможность для развития воображения, так как сам автор создал в своем стихотворении образ Страны Фантазий и Проказ, которую каждый читатель может представить по своему, так как у каждого есть такая страна – их собственное детство. Это стихотворение хорошо подходит для того, чтобы дети сформулировали к нему вопросы, так как оно называется «мой секрет», и в самом названии есть загадка, тайна, что так любят дети. Отвечая на вопросы школьники, школьники постигают замысел автора, понимают, что эта страна существует лишь в воспоминаниях поэта. А вот когда он отправляется в страну детства, будучи взрослым человеком, он пишет детские стихи, и во время этого посещает страну фантазий мысленно, в своем воображении.
После того, как стихотворение понято детьми, дается задание: Придумать свою волшебную страну и написать о ней мини-сочинение. Это задание активизирует творческое воображение детей, способствует более глубокому осознанию и пониманию стихотворного текста.
ИПМ-6 Развитие воображения в процессе чтения прозаического текста - рассказа.
По наблюдениям специалиста в области детского чтения Л.И.Беленькой, известно, что 8-9 –летние читатели, наблюдая за развитием сюжета в повествовательном произведении, воспринимают его фрагментарно, они видят лишь отрывочные его эпизоды, часто останавливаются на деталях поступков героев. Поэтому необходимо учитывать психологические особенности ребенка – читателя при подготовке вопросов и заданий к прозаическим текстам, помещенным в учебнике Родная речь 2 класс. Читателям этого возраста свойственен повышенный интерес к необычной, неожиданной, особой обстановке, в которой действуют герои повествовательном произведении. Дети с большим желанием следят за развитием событий, стремятся узнать, чем закончится та или иная история, у них часто возникает потребность счастливого конца приключений героев, ситуации, когда добро побеждает зло, а главный герой становится победителем в схватке с силами зла.
Особое внимание к сюжету формирует мотивацию читательской деятельности. Важно в данном случае делать выбор в пользу интересных для читателя – младшего школьника рассказов с захватывающим сюжетом, с «изюминкой», которая привлекла бы внимание даже тех детей, которые не любят читать. Учитывая задачи нашей работы, мы должны показать возможности развития воссоздающего и творческого воображения при чтении прозаического текста.
Необходимо, чтобы педагог, зная текст, и думая о развитии воображения детей, строил диалог на уроке таким образом, чтобы вопросы будили воображение ребенка, захватывали читателей своей остротой и необычностью. Такие вопросы могут вызвать не только интерес (а что дальше?) но и концентрировать внимание читателя на переживаниях персонажей, формировать особое отношение к их поступкам, т.е. делать их чтение качественным, полноценным.
При чтении прозаического произведения работа воображения начинается сразу же после того, как дети узнают название рассказа. Учитель задает вопрос: «Как вы думаете, о чем может идти речь в рассказе с таким названием?» Выслушиваются все ответы детей. Еще один прием – чтение с остановками, прогнозирование. Надо останавливаться на самом интересном месте, где происходит поворот в сюжете. Учитель: «Как вы думаете, как дальше будут развиваться события?» Составление картинного плана – один из способов активизации воображения. Дети, используя приемы словесного рисования, описывают обстановку, в которой происходит события, портреты главных героев, могут подумать об изменении сюжетной линии, используя опорное высказывание «А что было бы, если…»
Очень важна работа по формированию умения задавать вопросы к тексту. Это умение необходимо для общего развития детей. Оно учит их быть внимательными при чтении, читать вдумчиво, погружаясь в текст, что отвечает задаче повышения качества чтения.
Одним из приемов создания образов в процессе чтения рассказов является монолог, диалог, инсценирование, пересказ от первого лица, от лица одного из героев рассказа, написание мини-сочинений, отзывов, писем герою рассказа, обращение к автору с просьбой, иллюстрирование.
Тема урока: Переживания героев и юмор в рассказе Н.Н.Носова «Живая шляпа».
Знакомство с повествовательным произведением имеет свою специфику. Учитель, как грамотный читатель, должен направлять и корректировать весь путь «погружения в текст» своих учеников, следить за всеми ответами детей, их открытиями, работой их воображения. Событие, которое автор положил в основу рассказа, содержит «изюминку», остроту и необычность, вызывает ответные эмоции, поэтому привлекает всех детей.
Задачи урока: - проследить за развитием действий в рассказе;
-развивать воображение и образное мышление;
-прививать любовь к чтению;
В начале урока в классе появляется Незнайка(кукла).
Незнайка: Здравствуйте, ребята ! Вы узнали меня? Я - Незнайка. Какие книги про меня вы читали? А знаете ли вы, кто придумал меня и моих друзей из Цветочного города? Писатель Николай Николаевич Носов. Он писал книги не только о нас - сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы . Посмотрите, сколько на выставке книг этого замечательного автора! Сегодня на уроке вы прочитаете очень интересный рассказ Н.Н.Носова, который называется «Живая шляпа». Пусть ваша учительница расскажет вам о нём. А я, пожалуй, пойду в свою сказочную страну. Пока! До свидания!
Учитель: Ребята, Незнайка вам сказал, что рассказ Н.Н.Носова называется «Живая шляпа». О чём, как вы думаете, пойдёт речь в рассказе с таким странным названием? (1-прогнозирование)
Дети обязательно заинтересуются и предположения будут самые неожиданные: «Может быть, это волшебная шляпа, которая умела превращать одни предметы в другие? Или это шляпа фокусника?»
Учитель выслушивает всех, а затем переходит к «чтению с остановками»(2) в самых интересных местах . Первая остановка после слов «позади что-то плюхнулось- упало на пол».
Уч. – Ну, как, сбылись ваши предположения?
Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Выслушав детей, учитель читает рассказ до конца.
Дети слушают очень внимательно, а в конце обязательно звучит смех и раздаётся вздох облегчения, когда котёнок Васька выскочил из шляпы.
Обмен впечатлениями.
Уч. Думаю, что рассказ вам понравился. Смешная это история или грустная? Какие чувства она вызвала у вас?
Д. История смешная, потому что мальчики испугались маленького котёнка, который сидел под шляпой.
Уч. А почему вы не испугались?
Д. Мы уже знаем, кто под шляпой.
Чтение рассказа детьми «цепочкой». По ходу чтения идёт работа по содержанию .
Уч. Зачем Вадик и Володя стали «пугать» шляпу?
Д. Они боялись, что шляпа к ним поползёт.
Уч. Как они это делали?
Д.Кричали, стучали кочергой и лыжной палкой, швырялись картошкой.
Уч. Как бы вы поступили на месте мальчиков? Представьте себя на их месте и подумайте, как узнать, кто под шляпой, не трогая её руками.(«Архимед»-3)
Дети предлагают различные способы.
Уч. А просто подойти и поднять шляпу вы смогли бы?
Д. Наверное, нет. Ведь это страшно. А вдруг шляпа и в самом деле живая?
Уч..Посмотрите, как меняется настроение мальчиков .Д. В начале рассказа настроение спокойное, ребята раскрашивали картинки и не видели, как котёнок попал под шляпу. Потом они испугались, потому что подумали, что шляпа живая.
Уч. С помощью каких слов автор показал их страх?
Д. Мальчики заикались - «жи-жи-жи-вая шля-шля-па», «тряслись от страха», «закричали и бегом из комнаты».
Д.В конце настроение у них радостное, потому что они увидели котёнка Ваську и поняли, что это он двигал шляпу.
Уч. Как надо читать этот рассказ?
Д. Нужно голосом показывать настроение героев.
Чтение выразительное, по ролям.
-Какие ещё рассказы о котёнке мы читали?
Д. Рассказ Л.Н.Толстого «Котёнок».
Творческое задание.
-Упражнение «Пантомима». Разыграйте эту историю без слов, с помощью мимики и жестов.
-Представьте, что на котёнка упала коробка или лёгкий тазик. Что будет?
-Измените конец рассказа. Пусть дома не окажется картошки.
-Сочините рассказ «Случай с моим котёнком».
-Создайте диафильм (мультфильм).
Подведение итога урока.
Такую работу можно организовать неоднократно в процессе чтения других рассказов, в которых обязательно развиваются события, изменяется герой. (На горке. Н.Н.Носов, Филипок. Л.Н.Толстой и др.)Есть уверенность в том, что в любом классе начальной школы можно найти место для подобного диалога , творческой деятельности учеников, поскольку они любят находиться в роли авторов, создателей нового «произведения», новой интерпретации готового текста, а эти упражнения не могут обойтись без самой активной работы воображения, развивая его и формируя из детей полноценных читателей. Нами разработано тематическое планирование с указанием возможной работы для развития воображения и творческого мышления второклассников на уроках литературного чтения.
ИПМ-7 Результативность
В 2009 учебном году проводилось исследование двух параллельных классов с традиционной образовательной программой, в одном из которых целенаправленно велась работа по развитию творческого воображения детей при работе с текстом на уроках литературного чтения.
Цель исследования - выявить влияние работы по развитию творческого воображения на состояние чтения и различные аспекты психического развития младших школьников.
Обследование каждого класса проводилось дважды с интервалом в четыре месяца. Измерению подвергались: уровень развития воображения и уровень восприятия художественного текста.
После индивидуальной обработки данных методик были выявлены среднегрупповые значения каждого из показателей и проведено сравнение как между классами в рамках прошедшего периода, так и «прирост» значений, показателей за время, прошедшее между двумя обследованиями, что может служить показателем различной скорости развития исследуемых свойств.
Существует достаточно много методик исследования особенностей воображения.Мы исследовали уровень сформированности воображения детей с помощью теста П.Торренса «Круги».
Кроме того была проведена проверка восприятия второклассниками художественного текста с помощью рекомендаций, изложенных в книге Г.М.Первовой «Проверочные работы по чтению в начальных классах» (21) с целью обнаружения повышения качества восприятия детьми художественного текста после специально организованной работы по развитию воображения детей в процессе текстовой деятельности на уроках литературного чтения.Школьникам предлагалось дорисовать круги, добавив к ним дополнительные линии так, чтобы в итоге получились интересные предметы или сюжетные картинки, а также придумать интересное название для каждой картинки. На выполнение задания отводилось 10 минут.
В качестве критериев отслеживались следующие показатели креативности: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.
В эксперименте участвовали учащиеся двух классов Вохтожской средней школы №2 поселка Вохтога Вологодской области: учащиеся 2 «А» класса, в котором на уроках литературного чтения использовалась методы и приёмы по развитию творческого воображения (экспериментальная группа-28человек) и учащиеся параллельного класса 2 «Б», у которых уроки литературного чтения проводились в традиционной форме (контрольная группа- 24 человека). Всего в исследовании принимали участие 52 младших школьника.
Исследование проводилось в два этапа: в начале учебного года (сентябрь 2009) и в конце второй четверти ( декабрь 2009). Результаты тестирования сравнивались между собой.
В результате исследования, полученные индивидуальные данные по следующим критериям: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность заносились в таблицу и обрабатывались с помощь первичных математических методов статистической обработки.
Обобщенные данные первого этапа исследования (констатирующий эксперимент) представлены в таблице 1.
Таблица 1. Средние значения показателей развития творческого мышления у учащихся ___________________(сентябрь 2009).___________________
группа беглость гибкость оригинальность разработанность
экспериментальная 8,8 5,8 8,1 14,4
контрольная 8,9 5,7 8,3 16,1
Следует отменить, что подавляющее большинство детей и в экспериментальной и в контрольной группах выполнили от 7 до 10 заданий
( соответственно 84% и 83% ), .чем обусловлены высокие средние значения по шкале беглости. Этот показатель не является специфическим для выявления креативности и полезен, прежде всего, тем, что позволяет понять другие показатели. Низкие значения беглости ( соответственно 16 % и 17 % ), связаны, в ряде случаев, с детальной разработанностью ответов в рисуночных заданиях, а также наблюдаются у заторможенных, инертных или недостаточно мотивированных испытуемых. (Критерий гибкости, оценивающий способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного проблемы к другой, использовать разнообразные стратегии решения проблем, представлен более низким средним показателем как в экспериментальной, так и в контрольной группе.
Критерий оригинальности, который характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных, также отличается весьма несущественно. Испытуемые, получившие высокие баллы по оригинальности, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью.
Показатель разработанности, детализации идей отличается на 1,9 баллов. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской деятельности.
Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволяет сделать вывод о том, что на начало учебного года и контрольная и экспериментальная группы практически не отличались по средним показателям беглости, гибкости, оригинальности и разработанности. Средние значения находятся в пределах возрастной нормы с учетом стандартного отклонения.
Повторное исследование проводилось в данных классах в декабре 2009 года с тем же составом учащихся.
Обобщенные данные этого этапа исследования (формирующий эксперимент) представлены в таблице 2.
(декабрь 2009).
группа беглость гибкость оригинальность разработанность
экспериментальная 9,8 8,4 12,8 22,1
контрольная 9,0 6,2 8,5 17,4
Следует отметить, что при повторном исследовании увеличилось количество детей, и в экспериментальной, и в контрольной группах, выполнивших от 7 до 10 заданий ( соответственно 97 % и 88 % ), чем обусловлены высокие средние значения по шкале беглости, однако в экспериментальной группе количество, успешно справившихся с заданиями, выше на 9 %, чем объясняется более высокий средний балл.
Критерий гибкости, оценивающий способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного проблемы к другой, использовать разнообразные стратегии решения проблем, представлен более высокими средними показателями, чем при первом тестировании, как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Разница между средними показателями по группам, составляющая 2,2 балла, объясняется увеличением количества учащихся, получивших более высокие баллы в экспериментальной группе. Средний показатель по группам по критерию оригинальности, который характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных при повторном исследовании отличается на 4,3 балла. Данная разница объясняется увеличением количества учащихся, набравших более высокие баллы в экспериментальной группе. Показатель разработанности, детализации идей, используемый только для оценки фигурных тестов, отличается на 4,7 балла, в пользу экспериментальной группы, что так же может обосновываться увеличением количества испытуемых в экспериментальной группе, набравших более высокие баллы по данному критерию. Анализ результатов формирующего этапа исследования позволяет сделать вывод о том, что при сравнительном анализе результатов повторного тестирования средние показатели в контрольной и экспериментальной группах по критериям креативности : беглости, гибкости, оригинальности и разработанности имеют отличия в сторону увеличения показателей в экспериментальной группе, причем, по критериям оригинальности и разработанности в значительной мере.
Проверка восприятия художественного текста учениками 2 класса.
Уровни Замеры
2а
Экспериментальная группа 2б
Контрольная группа
1 обследование
сентябрь 2 обследование
декабрь 1 обследование
сентябрь 2 обследование
декабрь
Констатационный, или фактический 52% 46% 56% 50%
Фрагментарный - выборочно помнят то, что их заинтересовало 22% 20% 20% 20%
Аналитический - обдумывание текста 10% 14% 9% 13%
Чувственно- обобщённый - уровень суждений и оценок 16% 20% 15% 17%
Можно сделать вывод, что уровень восприятия художественного текста повысился в обоих классах, но в экспериментальной группе это повышение более очевидно. Конечно, за несколько месяцев трудно ожидать лучшего, но надеемся, что длительная систематическая работа по развитию воображения на уроках литературного чтения принесёт более ощутимые плоды в дальнейшем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.АльтшуллерГ.С., Шурстсман ,ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Как научиться изобретать.- М.,1961.
2.Амнуэль П. РТВ – это очень просто! Курс лекций.-М.,1999.
3.Асмус В.Ф. .Чтение как труд и творчество. Вопросы теории и истории эстетики.-М. ,1968.
4.Баханов Е.Н. Россия будет читать// Юность.- 2002.- №10.
5. Беленькая Л. Ребёнок и книга. О читателе 8-9 лет. Серия «Я вхожу в мир искусств».-2005.-№3.
6. Бердяев Н.А. Собрание сочинений. М.,1979.
7. Бородина В.А. Читательская социализация в контексте стандарта общего образования//Школьная библиотека.-2004. -№3.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.
9. ГраникГ.Г., КонцеваяЛ.А., БондаренкоС.М. Когда книга учит. -М., 1991.
10. ГраникГ.Г., СоболеваО.В.. Путешествие в Страну Книги. -Спб., 2003.
11.Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения //Вопросы психологии. - 1993.-№2.
12.Коновалова Л.И.Развитие читательского воображения школьников. –Автореферат дис. доктора пед. наук.- СПб, 1994.
13.Концепция программы для начальных классов «Школа России». КлимановаЛ.Ф., ГорецкийВ.Г., ГоловановаМ.В., Литературное чтение. –М., 2008.
14. Левидов А.М. Автор-образ-читатель. Ленинградский университет.- 1977.
15. Львов М.Р.Школа творческого мышления. -М., 1993.
16. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст.-М.,2005.
17.Маршак С.Я.. Воспитание словом. Собрание сочинений: в 8 томах, т.7.-М., 1971.
18. Некрасова-Каратеева О.Л. Детское творчество: культура, понимание, поддержка и развитие взрослыми.//Детское чтение: феномен и традиции в конце ХХ столетия. – СПб, 1999.
19.Новлянская З.Н. О способностях к литературному творчеству.// Искусство в школе.– 1996. – №4.
20.Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? - М., 1978.
21. Первова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах.-М.-2004.
22.Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. - М., 1999.
23.Родари Д. Грамматика фантазии. – М., 1978.
24. Соболева О.В. Беседы о чтении. (К проблеме понимания текста)// Начальная школа.-2007.- №8-12
25. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д.. Мастерская слова.-М., 1979
26. Субботина Л.Ю.. Развитие воображения детей. – Ярославль, 1997
27. Творчество как основа деятельности детской библиотеки. Материалы Всероссийской науч.- практич. конференции 20-23 ноября 2001 года. – Пермь, 2001.
28. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь-справочник для библиотекарей.- М.,2004.
29 . ТихомироваИ.И. Растим читателя-творца// Библиотечное дело. -2009. - № 10.
30. Ускова Г.А. Психолого –педагогическая диагностика младших школьников.- М.,2004.
31. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М.,2000.
32. Фридман Л.М., КулагинаИ.Ю. Психологический справочник учителя.- М.,1991.
33. Цукарь А.Я .Уроки развития воображения.-М.,2000.
34.Якимов И.А. Творческое чтение в системе начального литературного образования .Автореферат дис. канд. пед. наук.- М., 2007.
Приложение1.
Методы для развития воображения детей в процессе чтения сказки.
Знакомые герои в новых обстоятельствах.
Коллаж из сказок.
Сказка от смешного стишка.
Сказка от считалки.
Сказка от загадки.
Сказка от грамматической арифметики.
Сказка от фразеологизмов.
Сказка от задачки.
Из сказки - задачку.
Спасательные ситуации в сказках.
Сказки из мусора.
Сказки от МФА (метод морфологического анализа).
Сказки от странных историй.
Сказки от просто стишков.
Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.
Сказки от фантастических явлений.
Случайные сказки.
Сказки о бытовых предметах.
Сказки от «живых» капель и клякс.
Сказки о чудищах.
Сказки по смешанным образам.
Сказка продолжается.
Изменение ситуации в знакомых сказках.
Перевирание сказки.
Сказка, но по-новому.
Бином фантазии.
Эксперименты в сказках.
Цветные сказки.
Семейная сказка.
Сериал в сказке.
Решение противоречий в сказке.
Сказки о фантастических странах.
Сказки от шуточных вопросов.
Сказки о любимых игрушках.
Сказки о путешествиях. Сказки от превращений.
Краткие истории.
Сказки от одного слова.
Сказки о временах года, запахах, звуках.
Сказка по аналогии с другими.
Сказки по комическим рисункам.
Сказки по завуалированным картинкам.
Моделирование сказок.
Сказки с новым концом.
Сказка с середины.
Частица «не» и новая сказка.
Из сказки убежали все глаголы (существительные).
Сказки к волшебным рисункам.
По следам к сказке.
От точек - к сказкам.
Сказка от пословицы.
Гадание на кофейной гуще и сказка.
Гороскоп и сказка.
Имя и сказка.
Сказки про самого себя.
Приложение2.
Словарь эпитетов и сравнений
Белоснежный
Пушистый
Зеленоватый
Голубоватый
Ясный
Небесный
Солнечный
Ветвистый
Белоствольный
Низенький
Корявый
Таинственный
Острый
Единственный
Спрятанный
Теряющийся
Тенистый
Смешанный
Торчащий
Выглядывающий
Наклонённый
Незнакомый
Светлый
Свежий
Коричневый
Естественный
Весенний
Тёплый
Длинненький
Чёткий
Расплывчатый
Далёкий
Малюсенький
Осенний
Струящийся
ПроснувшийсяОчнувшийся
Изогнутый
Изогнувшийся
Бесконечный
Умытый
Небесный Синеватый
Большой
Холодный
Деревянный
Неожиданный
Озорной
Брызнувший
Ослепительный
Тоненький
Величественный
Тоскливый
Наступающий
Прошедший
Бедный
Тихий
Рожденный
Летящий
Дождливый
Резкий
Счастливый
Необыкновенный
Угловатый
Построенный
Разрушенный
Оранжевый
Тёмно-красный
Изумрудный
Золотистый
Сизый
Сине-зелёный
Сиреневый
Бледно-голубой
Бирюзовый
Жёлтый
Травяной
РозовыйЧёрный
Ярко-зелёный
Светло-жёлтый
Тёмно-голубой
Парящий
Пасмурный Фиолетовый
Густой
Редкий
Непроходимый
Необъятный
Родной
Чужой
Ускользающий
Завядший
Старый
замёрзший
Лучистый
Открытый
Неуловимый
Ослепительный
Берёзовый
Незнакомый
Ветреный
Ароматный
Вечный
Привычный
Звонкий
незамеченный
Пятнистый
Лиловый
Поющий
Танцующий
Смотрящий
Холодный
Мокрый
Расцветающий
Распускающийся
Молодой
Глухой
Серенький
Зябкий
Разбросанный
Радующий
Омрачающий
Затопленный
Лёгкий
Отражающийся