Программа работы с одаренными и со слабыми учащимися по русскому языку в 8-9 классах



«Бекітемін» / «Утверждаю»
№ 23 мектеп-лицейінің директоры
Директор школы № 23

--------------------------------------------

Программа работы
с одаренными учащимися
по русскому языку
на 2015-2016 учебный год
Учитель русского языка и
литературы: Байгуттиева Г.К.


2015-2016 учебный год
Цели и задачи программы
Цель - создание благоприятных условий для формирования и развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
Задачи:
-обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности;
-совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки,
-создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Реализация программы призвана способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
- повышению качества образования и воспитания школьников;
-   формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
Основные мероприятия программы
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённыхдетей;
- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;
- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
Обоснование проблемы
 Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущиунификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда,отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе.
Концепция подпрограммы        
        Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
·  имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
·  имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
·  испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
 Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.
 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
·        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
·        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
·        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
·        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
·        принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися:
         групповые занятия с одаренными учащимися;
          факультативы;
         предметные кружки;
         кружки по интересам;
        конкурсы;
          курсы по выбору;
         участие в олимпиадах;
         работа по индивидуальным планам;
         занятия в профильных классах
         интеллектуальные марафоны
Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути и реализуется в действии.
План работы с одаренными учащимися по русскому языку
Учителя русского языка и литературы: Байгуттиевой Г.К
№п/п     Мероприятия Форма проведения Срокипроведения
1 Составление банка данных одаренных детей по русскому языку и литературе список Сентябрь
2   Разработка планов работы по русскому языку и литературе с одаренными учащимися Индивидуальные планы Сентябрь
3 Изучение интересов и склонностей обучающихся; уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, академической, творческой, художественной Анкетирование, собеседование
(психолог) Сентябрь
4 Участие в неделе языков народа Казахстана Участие в конкурсе чтецов и внеклассных мероприятиях Сентябрь
5 Подготовка к школьной олимпиадепо русскому языку и литературе Практические занятия Сентябрь-октябрь
6 Подготовка к участию в городских олимпиадах, предметной олимпиаде «Русский медвежонок» Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад Сентябрь-ноябрь
7 Участие в неделе русского языка и литературы. Участие в открытых уроках и внеклассных мероприятиях В январе
8 Нетрадиционные формы уроков, внеклассные мероприятия, с целью стимулирования познавательной активности Участие в открытых уроках и внеклассных мероприятиях В течение года
9 Консультационная работа на уроке и во внеурочное время. Индивидуальная и групповая работа по предмету В течение года
10 Творческие задания, доклады, проекты, индивидуальные задания. Самостоятельная работа учащихся В течение года
11 Организация работы в Интернете по поиску и использованию информации, подготовка к урокам Индивидуальная работа В течение года
12 Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей Карточки, тесты, творческие работы В течение года
13 Создание портфолио учащихся « Творческие работы по русскому языку и литературе» Творческие работы учащихся В течение года
14 Отбор педагогических технологий для организации обучения мотивированных детей Использование приемов критического мышления В течение года
15 Подготовка к ВОУД Тестирование В течение года
16 Планирование работы на следующий год Составление плана Май

Календарно-тематическое планирование занятий
с одаренными учащимися по русскому языку в 9-ых классах.
Учителя русского языка и литературы: Байгуттиевой Г.К.
№ занятия Тема Планируемая дата проведения
1 Простое предложение и его грамматическая основа. 04.09.15
2 Предложения с обособленными членами. 11.09.15
3 Обращения, вводные слова и вставные конструкции. 18.09.15
4 Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах. 25.09.15
5 Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах. 02.10.15
6 Понятие о сложном предложении. 09.10.15
7 Союзные и бессоюзные сложные предложения. 16.10.15
8 Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. 23.10.15
9 Интонация сложного предложения. 30.11.15
06.11.15
10 Сложносочиненное предложение и его особенности. 11 Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). 13.11.15
12 Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. 20.11.15
13 Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений. Авторское употребление знаков препинания. 27.11.15
14 Сложноподчиненное предложение и его особенности. 04.12.15
15 Главное и придаточные предложения. 11.12.15
16 Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. 18.12.15
17 Указательные слова в главном предложении. 25.12.15
18 Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. 15.01.16
19 Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. 22.01.16
20 Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. 29.02.16
21 Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. 05.02.16
22 Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени. 12.02.16
23 Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия. 19.02.16
24 Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели. 26.02.16
25 Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными условия. 04.03.16
26 Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными. 11.03.16
27 Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными. 18.03.16
28 Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными степени и образа действия. 08.04.16
29 Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. 15.04.16
30 Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения 22.04.16
31 Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения 29.04.16
32 Бессоюзное сложное предложение и его особенности. 06.05.16
33 Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 13.05.16
34 Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью. Разделительные знаки препинания в них. 20.05.16
Календарно-тематическое планирование занятий
с одаренными учащимися по русскому языку в 8-ых классах.
Учителя русского языка и литературы: Байгуттиевой Г.К.
№ занятия Тема Планируемая дата проведения
1 Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация 04.09.15
2 Лексикология и фразеология 11.09.15
3 Однозначные и многозначные слова 18.09.15
4 Синонимы 25.09.15
5 Антонимы 02.10.15
6 Омонимы 09.10.15
7 Фонетика и орфоэпия 16.10.15
8 Словообразование и морфемика 23.10.15
9 Морфология. Морфологический разбор слова 30.10.15
06.11.15
10 Простое предложение, его грамматическая основа 11 Самостоятельные части речи. 13.11.15
12 Подлежащее и способы их выражения. 20.11.15
13 Служебные части речи. 27.11.15
14 Производные и непроизводные предлоги. 04.12.15
15 Частица. 11.12.15
16 Правописание частиц. 18.12.15
17 Тестирование. 25.12.15
18 Союз. 15.01.16
19 Тестирование. 22.01.16
20 Междометие. 29.02.16
21 Обращение. 05.02.16
22 Вводные слова. 12.02.16
23 Второстепенные члены предложения 19.02.16
24 Дополнение 26.02.16
25 Обстоятельство 04.03.16
26 Виды обстоятельств 11.03.16
27 Определение 18.03.16
28 Согласованные и несогласованные определения 08.04.16
29 Однородные члены предложения 15.04.16
30 Однородные члены предложения 22.04.16
31 Обособленные члены предложения 29.04.16
32 Обособленные определения.Обособленные обстоятельства. 06.05.16
33 Обособленные дополнения.Обособленные приложения. 13.05.16
34 Обособленные уточняющие члены предложения. 20.05.16

«Бекітемін» / «Утверждаю»
№ 23 мектеп-лицейінің директоры
Директор школы № 23

--------------------------------------------
Программа работы
со слабоуспевающими учащимися
по русскому языку
на 2015-2016 учебный год

Учитель русского языка и
литературы: Байгуттиева Г.К




Цели и задачи программы
Цель – формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.
Задачи:
Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
Развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков с самопроверки учащихся.
Активизация слабых учащихся.
Планируемые результаты программы
- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
- Внедрение новых образовательных технологий.
- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.
Основные компоненты содержания программы
1.Чтобы сформировать глубокий, устойчивый интерес к предмету необходимо развивать любознательность. Огромную роль в достижении этого успеха играет подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход, воображение, фантазию, мечту.
2.Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность. Развитие заинтересованности – это постепенный переход от работы по образцам (воспроизведение) к более сложной, требующей применения умений и навыков пользования словарями, справочниками и наконец, к самостоятельному творчеству, требующему проявления воображения. 3.Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.
4.Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни.
5.Использовать наглядный материал
План работы со слабыми учащимися по русскому языку
Учителя русского языка и литературы: Байгуттиевой Г.К
№п/п     Мероприятия Форма проведения Срокипроведения
1 Выявление детей с низкой учебной мотивацией Список Сентябрь
2   Разработка планов работы по русскому языку и литературе со слабыми учащимися Индивидуальные планы Сентябрь
3 Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы и встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. Индивид. сопровождение слабых детей В течение года
4 Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. Организация условий для работы с учащимися В течение года
5 Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока Практические занятия В течение года
6 Разработка опорных алгоритмов действий. Практические занятия.
7 Обязательно проверять в ходе урока степень
понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Практические занятия В течение года
8 Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учащихся. Беседы, репродуктивные методы. В течение года
9 Проводить индивидуальные консультации со слабоуспевающими учениками по состоянию их учебных дел; Индивидуальная работа по предмету В течение года
10 Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях. Учет пробелов в знаний В течение года
11 Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. Практические занятия. В течение года
12 Поставить в известность  непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость. Беседы В течение года
13 Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Индивидуальная работа В течение года
14 Диагностировать и анализировать результаты обучения .Мониторинг В течение года

Календарно-тематическое планирование занятий
со слабоуспевающими учащимися по русскому языку в 8-ых классах.
Учителя русского языка и литературы: Байгуттиевой Г.К.
№ занятия Тема Планируемая дата проведения
1 Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова02.09.15
2 Правописание проверяемых согласных в корне слова09.09.15
3 Правописание непроизносимых согласных в корне слова16.09.15
4 Буквы и,у,а после шипящих 23.09.15
5 Разделительные Ъ и Ь 30.09.15
6 -Тся и -ться в глаголах 07.10.15
7 Личные окончания глаголов 14.10.15
8 Словосочетание. 21.10.15
9 Предложение. Грамматическая основа. 28.10.15
10 Члены предложения. Главные члены предложения. 18.11.15
11 Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения 25.11.15
12 Второстепенные члены предложения. 02.11.15
13 Знаки препинания в предложениях с однородными членами 09.12.15
14 Предложения с обращениями 23.12.15
15 Синтаксический разбор простого предложения 13.01.16
16 Синтаксический разбор сложного предложения 20.01.16
17 Двойная роль букв е,ё,ю,я. 27.01.16
18 Фонетический разбор слова 03.02.16
19 Однозначные и многозначные слова 10.02.16
20 Прямое и переносное значение слова 17.02.16
21 Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов 24.02.16
22 Буквы з и с на конце приставок. 02.03.16
23 Буквы о-а в корне -лаг- - -лож-. 09.03.16
24 Буквы о-а в корне -раст- - -рос- 16.03.16
25 Буквы ё-о после шипящих в корне 06.04.16
26 Буквы и-ы после ц. 13.04.16
27 Имена существительные собственные и нарицательные 20.04.16
28 Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа 27.04.16
29 Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа 04.05.16
30 Три склонения имён существительных 11.05.16
31 Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе 18.05.16
32 Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных 24.05.16
Календарно-тематическое планирование занятий
со слабоуспевающими учащимися по русскому языку в 9-ых классах.
Учителя русского языка и литературы: Байгуттиевой Г.К.
№ занятия Тема Планируемая дата проведения
1 Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова02.09.15
2 Правописание проверяемых согласных в корне слова09.09.15
3 Правописание непроизносимых согласных в корне слова16.09.15
4 Буквы и,у,а после шипящих 23.09.15
5 Разделительные Ъ и Ь 30.09.15
6 -Тся и -ться в глаголах 07.10.15
7 Личные окончания глаголов 14.10.15
8 Словосочетание. 21.10.15
9 Предложение. Грамматическая основа. 28.10.15
10 Члены предложения. Главные члены предложения. 18.11.15
11 Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения 25.11.15
12 Второстепенные члены предложения. 02.11.15
13 Знаки препинания в предложениях с однородными членами 09.12.15
14 Предложения с обращениями 23.12.15
15 Синтаксический разбор простого предложения 13.01.16
16 Синтаксический разбор сложного предложения 20.01.16
17 Двойная роль букв е,ё,ю,я. 27.01.16
18 Фонетический разбор слова 03.02.16
19 Однозначные и многозначные слова 10.02.16
20 Прямое и переносное значение слова 17.02.16
21 Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов 24.02.16
22 Буквы з и с на конце приставок. 02.03.16
23 Буквы о-а в корне -лаг- - -лож-. 09.03.16
24 Буквы о-а в корне -раст- - -рос- 16.03.16
25 Буквы ё-о после шипящих в корне 06.04.16
26 Буквы и-ы после ц. 13.04.16
27 Имена существительные собственные и нарицательные 20.04.16
28 Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа 27.04.16
29 Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа 04.05.16
30 Три склонения имён существительных 11.05.16
31 Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе 18.05.16
32 Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных 24.05.16