Программа курса дополнительных образовательных услуг по русскому языку «Школа развития речи»


Программа
курса дополнительных образовательных услуг
по русскому языку
«Школа развития речи»
для 3,4 классов
(на основе программы «Речь» Мали Л.Д., Арямовой О.С., Климовой С.А., Песковой Н.С.)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательной школы «Речь», созданной под руководством Мали Л.Д., Арямовой О.С., Климовой С.А., Песковой Н.С. Срок реализации программы 1 год (количество часов – 34, в неделю – 1 час). Программа предназначена для детей 8 – 10 лет, 3 – 4 классы.
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Цель и задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом – носителем этого языка.
Языковое образование и речевое развитие учащихся – это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Безусловно, усвоение лингвистических знаний – это только одно из условий развития речи. Не менее важное значение имеет также эмоциональное и литературное развитие школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем мире, что, в свою очередь, связано с такими качествами личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие.
На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника – умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст – повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание – являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания.
Таким образом, основная цель обучения родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Задачи обучения русскому языку:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
В программу русского языка включены знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются детьми в процессе речевого общения. Такой принцип отбора программного материалу по русскому языку можно определить как частотно-речерой. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура, типы речи (повествование, описание, рассуждение), стили речи, изобразительно-выразительные средства речи.
Поскольку все стороны языка – фонетическая, грамматическая, словообразовательная, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в классе проводится изучение всех подсистем языка, при этом каждая из них изучается не изолированно, а как составная часть такого сложного явления, какое представляет собой язык. Системно-концентрический принцип построения курса позволяет осуществить усвоение учебного материала крупными частями (блоками), выделение которых из целостной системы обязательно основывается на связях и зависимостях между его компонентами.
Успешность обучения родному языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к родному языку и познавательных умений: поставить познавательную задачу, найти способ ее решения, провести анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила, сравнивать, обобщать, точно формулировать вывод, применять правило в условиях разной степени сложности. Важно формировать у детей общие подходы к решению орфографических,
грамматических, речевых задач. Ученик активен в процессе познавательной деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихсяОсновные методы обучения:
частично – поисковый;
исследовательский;
деятельностно-творческий;
игровой;
проектный.
Учащиеся должны уметь:
определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;
писать сочинения: повествование, рассуждение, описание;
владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;
работать со словарями;
соблюдать орфоэпические нормы речи;
использовать знания и умения в повседневной жизни для устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета, для написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Содержание курса
Речевой этикет и правила устного общения 4 ч.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Стили речи. 20 ч.
Монолог. Диалог. Предложение с прямой речью 5 ч.
Исследовательская работа 5 ч.
Итого: 34 ч.
Тематическое планирование (4 класс)
№ п/пТема занятия Речевой этикет и правила устного общения(4 часа). 1 Речь – отражение культуры и развития человека. 1
2 Голос, движение, мимика, жесты. Отражение индивидуальных особенностей человека. 1
3 Практика устного общения в повседневной жизни. 1
4 Практика устного общения в специально создаваемых ситуациях. 1
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.
Стили речи (20 часов). 5 Стили речи. Анализ текста: тема, заголовок, структурные части, смысловые связи между частями, ключевое (опорное) слово.1
6 Работа над выразительностью письменной речи. Пишем письма. 1
7 Совершенствование речевых умений. Типы текста. 1
8 Совершенствование речевых умений. Деление текста на абзацы. 1
9 Работа над выразительностью письменной речи. Текст. Связь абзацев в тексте. 1
10 Прием противопоставления в тексте. 1
11 Изложение с элементами сочинения. 1
12 Сочинение – повествование. Сказки. 1
13 Сочинение – повествование по заданному плану. 1
14 Сочинение – рассуждение. 1
15 Сочинение – повествование по теме «В нашем классе». 1
16 Сочинение – описание. 1
17 Сочинение – рассуждение. 1
18 Изложение с элементами сочинения. 1
19 Сочинение по заданной теме «Мои друзья». 1
20 Выборочное изложение. 1
21 Изложение с творческим заданием «Антон и Харитон». 1
22 Сочинение по заданной теме «Что мне рассказала капелька дождя». 1
23 Составление телеграммы с поздравлением бабушке и учительнице. 1
24 Включение в сочинение элементов описания и рассуждения. 1
Монолог. Диалог. Предложения с прямой речью. (5ч.). 25 Составление монолога по заданной теме. 1
26 Составление диалога по заданной теме. 1
27 Составление предложений с прямой речью. 1
28-29 Написание сочинения по заданной теме с использование предложений с прямой речью. 2
Исследовательская работа (5 ч.). 30 Порядок проведения исследования, оформление работы. 1
31 Выдающиеся люди нашего города. 1
32 Творчество моего народа (песни Белгородчины). 1
33 Подготовка доклада по заданной теме. 1
34 Защита исследовательских работ. 1
Тематическое планирование (3 класс)

п/п урока Тема занятия Тема текста, основная мысль, опорные слова. 1
Типы текстов. 1
Слово имеет значение. Прямое и переносное значения слова. 1
Изобразительные средства языка. Сравнение. Метафора. 1
Загадка. Обучение сочинению загадок. 1
Изобразительные средства языка. Олицетворение. 1
Изложение с языковым разбором текста. 1
Сочинение сказки. 1
Стихотворная речь. 1
Раз, два, три, четыре, пять. Учись считалки сочинять. 1
Сочинение-описание по готовому началу, коллективно составленному плану и опорным словам. 1
Связь между предложениями в тексте. Повторы в тексте и пути их устранения. Связь между предложениями в тексте. Работа с деформированным текстом. 1
План. Виды плана. Составление планов разных видов. 1
Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану. 1
Типы текста. Описание, сравнительное описание. 1
Сочинение. Сравнительное описание. 1
Редактирование сочинений. Речевые ошибки. 1
Типы текста. Повествование. 1
Сочинение-повествование. 1
Редактирование сочинений. Речевые ошибки. 1
Типы текста. Рассуждение. 1
Сочинение рассуждение. 1
Редактирование сочинений. Речевые ошибки. 1
Поздравляю тебя…Вас… 1
Составление поздравлений ко Дню рождения, к Новому году, к 8 марта. 1
Пересказ: полный, краткий, выборочный. 1
Аннотация. Составление аннотации любимой книги. 11
Диалог и монолог. 1
Подготовленная речь. Приемы подготовки. 1
Что такое вежливость. Добрые дела - добрые слова. 1
Похвала. Не забудьте похвалить. 1
Пиши правильно. Работа с орфографическим словарем. 1
Произноси правильно. Работа с орфоэпическим словарем. 1
Употребляй слова правильно. Работа с толковым словарем. 1
Литература.
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
2. Ладыженская Т.А. Программа курса «Детская риторика» (для четырехлетней начальной школы)
3. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках: Учеб. для 3 кл. четырёхлет. нач. шк./ Г.И. Сорокина, И.В. Сафонова, Р.И. Никольская, Н.В. Ладыженская; Под ред. Т.А. Ладыженской – М.: Просвещение, 2000.
4. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
5.Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
6. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
7. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
8. Соколова Т. Н. Школа развития речи. Курс "Речь". 3 класс. Рабочая тетрадь (комплект из 2 книг).
9. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
10. Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.
11.Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.
12. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г.