Из опыта реализации опытно-экспериментальной программы «Тьюторское сопровождение учащихся старшей школы в процессе обучения по индивидуальным учебным планам».





Из опыта реализации опытно-экспериментальной программы «Тьюторское сопровождение учащихся старшей школы в процессе обучения по индивидуальным учебным планам».









Автор: учитель химии и биологии
ГБОУ АО КШИ «АМКК»
Колосова Анна Леонидовна

В настоящее время одним из основополагающих принципов образования является принцип индивидуализации обучения учащихся по индивидуальным образовательным программам или по индивидуальным учебным планам. Индивидуализация образования обеспечивает обучающемуся возможность формирования собственных образовательных смыслов и целей. Заказ на индивидуализацию образовательной позиции исходит не столько от государства и культуры сколько от самого человека, его индивидуальных представлений о самореализации.
Цель образовательного процесса – предоставить ученику множественный выбор образовательных траекторий. Данный подход в образовании позволяет ученику сориентироваться в мире образования и дальнейшей профессиональной деятельности. А помочь учащимся сориентироваться в образовательном пространстве может помочь педагог – тьютор.
Одной из форм дифференцированного обучения является, обучение по Индивидуальным учебным планам (ИУП).
ИУП – это совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения, обучающимися из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Федерального базисного учебного плана.
На базе учреждения, в котором я работаю, в 2013 был открыт 10 класс, в котором реализовывалась опытно-экспериментальная программа «Тьюторское сопровождение учащихся старшей школы в процессе обучения по индивидуальным учебным планам». Так как я была классным руководителем в данном классе, то я стала одним из участников реализации данной программы.
Необходимость создания такого класса в нашем учреждении объяснялась тем, что в одном классе оказались «физики» и «лирики». Это было выяснено в результате диагностики, отражающей образовательные запросы будущих десятиклассников. Проанализировав образовательные запросы ребят, их родителей, а также ресурсное обеспечение учреждения администрацией корпуса был разработан проект школьного учебного плана на основании, которого были созданы ИУП учащихся.

При реализации данной экспериментальной программы в нашем учреждении можно выделить несколько этапов.
Подготовка к формированию ИУП.
Этот этап был начат в 9 классе и включал в себя целый ряд мероприятий:
родительские собрания, проводимые в целях разъяснения образовательной политики администрации и для определения учебных предпочтений;
анкетирование учащихся 9 классов для определения учебных предпочтений;
психологическая диагностика, направленная на профессиональное самоопределение учащихся;
моделирование разных вариантов учебного плана в соответствии с образовательными запросами родителей и учащихся;
Информирование родителей о возможностях дальнейшего получения образования в рамках корпуса.
На этом этапе была проведена огромная индивидуальная разъяснительная работа с каждым девятиклассником и его родителями с целью подготовки их к процедуре составления ИУП.
Формирование ИУП
Этот этап был осуществлен в сентябре (начало 10 класса). Перед формированием индивидуальных планов с учащимися и их родителями был проведен круглый стол, на котором были озвучены рекомендации по составлению ИУП и предложен его проект. Образец ИУП представлен в таблице 1.

Таблица 1 Проект Индивидуального учебного плана
Ф.И.О. обучающегося __ Иванов Иван Иванович__
Федеральный компонент (базовые учебные предметы)
Предмет
Кол-во часов
Я выбираю

Русский язык
1
+

Литература
3
+

Иностранный язык
3
+

Алгебра и начала анализа
3
+

Геометрия
2
+

Информатика и икт
1
+

История
2
+

Обществознание
2
+

Физика
2
+

География
1
+

Биология
1
+

Химия
1
+

Физическая культура
3
+

ОБЖ
1
+

Общее количество часов
26
26


Региональный компонент
Экономика
0.5
+

Компонент образовательного учреждения
(элективные учебные предметы)
Методы решения тестовых задач (математика)
1
+

ОВС (огневая, строевая подготовка)
1
+

Право. Основы правовой культуры
1
+

Подготовка к ЕГЭ «Комплексный анализ текста»
1
+

История (профильный уровень)
2
+

Физика (профильный уровень)
3


«Глобальные проблемы человечества» (география)
1


«Страноведение» (английский язык)
0,5
+

Итого
37
33

Примечания: Укажите, какие курсы вы еще желаете изучать? Информатика.


Подпись обучающегося _____
Подпись родителя (законного представителя)______
Дата_____

Проект данного ИУП включал в себя - обязательные предметы, предметы по выбору и свободно формируемую часть.
Ребятам на работу с проектом ИУП было выделено 10 дней. По истечении данного срока, проекты ИУП, подписанные родителями были сданы на обработку.
Проанализировав ИУП ребят, мы получили следующую картину. Она представлена в таблице 2.
Таблица 2 Компонент образовательного учреждения
Методы решения тестовых задач
ОВС (огневая, строевая подготовка)
Право. Основы правовой культуры
Комплексный анализ текста
Физика (профильный уровень)
История (профильный уровень)
Глобальные проблемы человечества
Страноведение

20 человек
20 человек
15 человек
17 человек
13 человек
14 человек
3 человека
6 человек


Как вы видите, наиболее востребованными предметами оказались физика, история, право, методы решения задач, ОВС, комплексный анализ текста. Причем ребята выбрали различное сочетание данных предметов.
Так как разброс предметов получился не очень большой, у нас получился индивидуально – групповой подход в реализации данных индивидуальных учебных планов. На обязательные учебные предметы ребята ходили классом. На предметы вариативной части группами или индивидуально.
Кроме этого у ребят была часть свободно формируемая, т е оставалось время, которое ребята планировали самостоятельно. С учетом своего направления. Это была научно-исследовательская деятельность, спортивные секции, занятия в библиотеке, занятия в патриотических клубах и т д.

Реализация ИУП.
Данная программа реализовывалась в течение 2 лет (на протяжении 10-11класса). В классе четко прослеживалось два образовательных маршрута: физико-математический и историко-правовой, хотя выделилась группа ребят, которые сочетали предметы из двух указанных выше маршрутов (например, история и физика).
На каждый учебный год составлялось учебное расписание, которое позволяло ребятам посещать занятия по выбранным ими предметам. Кроме этого у ребят оставалось достаточное количество времени для самостоятельной работы.
В процессе реализации ИУП, ребята по мере изменения их дальнейших образовательных планов, корректировали их.
Хочу немного остановиться на роли тьютора, ведь именно он помогал обучающемуся сформировать и реализовать образовательную программу. В нашем случае получилось так, что один тьютор курировал группу ребят со схожими интересами и потребностями.
Образование по ИУП подразумевает постоянную социально-образовательную активность старшеклассников, им требуется постоянно самостоятельно организовывать себя, регулярно совершать выбор, аргументировать его, рефлексивно соотносить свои решения и результаты. Кроме этого, как показала практика, сами учащиеся в большинстве случаев не готовы к самостоятельному продуктивному планированию своего времени. На данном этапе роль тьютора просто огромна.
При грамотной работе тьютора – старшеклассники обучаются в комфортных психологических условиях, прослеживается и проектируется индивидуальный образовательный маршрут, присутствует взаимопонимание с родителями. В результате образовательная политика корпуса соответствует родительскому запросу и достигает максимального эффекта для самих учащихся. Кроме того, большое внимание уделяется тьюторской деятельности, при подготовке учащихся к ЕГЭ.
Формы работы тьютора при индивидуальном сопровождении ребят были самыми разнообразными: тестирование, индивидуальная беседа, индивидуальная и групповая тьюторские консультации, тренинг, образовательное событие и т. п.


4. Анализ реализации ИУП. Подведение итогов.

На мой взгляд, опыт реализации программы был успешным.
Благодаря программе, повысился уровень сформированности таких компетенций, как способность выбирать и принимать решение; проектная; коммуникативная и здоровьесберегающая . Более ответственным стало отношение к учёбной деятельности, повысилась общественная активность. Работа над программой заставила многих проанализировать свою учебную жизнь, поступки, черты характера, изменить свой режим дня, поставить новые цели и задачи не только обучения в школе, но и дальнейшей жизни, и следовать им.
О результатах реализации проекта говорят и показатели итоговой аттестации учащихся:
Предмет
Средний балл

Математика (профильная)
46

Русский язык
70

Английский язык
44

Физика
47,2

История
53,3

Обществознание
57,4


Кроме этого результатом успешной реализации программы являются такой показатель, как доля учащихся, поступивших в высшие учебные заведения:
Количество учащихся в классе
20

Количество ребят, планирующих поступление в высшие учебные заведения.
19

Количество ребят, поступивших в высшие учебные заведения
14


Проанализировав данные показатели, можно сделать вывод о том, что обучение по ИУП позволяет достичь высоких результатов и подготовить выпускников школы к жизни в высококонкурентной среде.



Использованные источники:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена Приказом Минобразования России от 18. 07.2002, № 2783.)
Опытно-экспериментальная программа «Тьюторское сопровождение учащихся старшей школы в процессе обучения по индивидуальным учебным планам». Авторы: Е. В. Балагина, О. Б. Голованова. АО ИОО , 2013г.
Учебный план среднего общего образования ГБОУ АО КШИ «АМКК» 10- 11 класс., 2013г.
Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: материалы международной научно-практической конференции (28-30 марта 2012 г., г.Пермь) / под общ. ред.Л.А. Косолаповой; ред. кол.: Т.Я.Шихова, Н.В. Юняева, Т.П. Гаврилова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. –Пермь: ПГГПУ, 2012. –205с.
Индивидуальные учебные планы: опыт регионов/ Ю. Ю. Власова. – М.: Просвещение, 2012. – 95 с. – (Работаем по новым стандартам).


Заголовок 115