Методический доклад на тему «Двигательная активность детей: значение, содержание и требования ФГОС»


Методический доклад на тему «Двигательная активность детей: значение, содержание и требования ФГОС»
Автор – Замышляева Галина Сергеевна, воспитатель
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательное учреждение «Детский сад №1
комбинированного типа пгт.Верховье»
На современном этапе развития российского общества основной направленностью становится повышение качества человеческого капитала, человеческого потенциала страны и отдельного региона. В свою очередь стартовой основой данного направления, безусловно, является развитие и совершенствование дошкольного образования, так как именно период от рождения до поступления в школу является, по всеобщему признанию специалистов, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Поэтому от качества организации воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении во много зависит успех в реализации данного направления.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015), воспитанием признается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
При этом требования и содержание процесса воспитания в рамках деятельности дошкольных учреждений определены в Приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384), где приоритетной задачей развития системы дошкольного образования указано обеспечение его качества и равных стартовых возможностей при поступлении в школу.Одновременно достижением, неким ориентиром, системы дошкольного образования должно стать развитие личности ребенка в поликультурном пространстве, сохранение его физического, психического и социального здоровья. При этом проблемным аспектом современной системы дошкольного образования, на которое требует более пристального внимания, это снижение уровня здоровья детей и эмоциональной комфортности к старшему дошкольному возрасту вследствие возникающих учебных перегрузок.
Таким образом, принимая во внимание указанные обстоятельства актуальности и законодательно обоснованных требований к деятельности дошкольного образовательного учреждения в части сохранения и приумножения здоровья детей при осуществлении воспитательной деятельности, становится обоснованным развитие направлений деятельности, как самого дошкольного образовательного учреждения, так и работы воспитателей, непосредственных участников практической деятельности при работе с детьми, а так же выбор моей темы самообразования, связанной с повышением использования различных видов двигательной активности и физических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста.
Итак, деятельность детского сада в целом и работающих воспитателей и специалистов в отдельности, призвана обеспечить реализацию Программы в вопросах развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей, образовательные области, такие как социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Так что же заложено с правовой и содержательной точки зрения в понятие «Физическое развитие»? Пункт 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяет, что физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
различным видам деятельности, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), деятельности по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
При этом необходимо учитывать в качестве основного принципа реализации Образовательной программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Поэтому в ходе работы по теме саморазвития, связанной с повышением использования различных видов двигательной активности и физических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста, приоритетными стали направления и виды деятельности позволяющие реализовывать данный принцип.
В моей практической деятельности нашли применение формы как:
прогулки-походы (как на территории детского сада, так и за его пределами);
различные виды гимнастики (такие как утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, пальчиковая, дыхательная и др.);
различные виды двигательной активизация детей на площадке (например, с использование подвижных игр и спортивного инвентаря и др.);совместные мероприятия со специалистом физического воспитания и др.
1. В ходе организации и проведении такой формы повышения двигательной активности детей как прогулки-походы решается целый ряд, взаимосвязанных задач, таких как знакомство детей с улицами, жилыми домами и общественными зданиями населенного пункта, их назначением, одновременно, закрепляя правила уличного движения, правила поведения на улице, стимулирование детей интереса и любви к своему месту жительства, заботу о его красоте, чистоте, и, что особенно важно, походы-прогулки через повышение двигательной активности детей способствуют укреплению их здоровья.
2. Гимнастика, как форма повышения двигательной активности детей, представляет собой систему специально подобранных упражнений, всесторонне воздействующих на организм человека, усиливающих его основные функциональные процессы, способствующих его гармоническому развитию, повышению жизненного тонуса. Путем гимнастических упражнений формируются жизненно-необходимые двигательные навыки. Красота и точность движений, развиваются основные двигательные качества – ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость.
3. Важнейшее значение, как в физическом, так и в психическом развитии дошкольника имеет игровая деятельность. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего игрового результата, положительной оценке воспитателя. Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей. 
4. Совместные мероприятия со специалистом физического воспитания имеет важное значение в развитии двигательной активности детей, что должно найти отражение в планировании. Вот пример планирования движений для детей подготовительной группы, составленного в соответствии с нормой их естественной потребности в движении: утренняя гимнастика до занятий(8-10 мин.); физкультурные минуты на каждом занятии (2-4 мин.); игры и упражнения между занятиями (8-18 мин.); подвижные игры на прогулке (30-40 мин.); физкультурное занятие (35-40 мин.); самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями: утром, после завтрака, на прогулке, после сна, на вечерней прогулке, бодрящие, коррегирующие, тактильные гимнастики после сна(8-10 мин.).
Не следует забывать, что развитие личности в дошкольном возрасте происходит под влиянием не только дошкольного учреждения, но и семьи, средств массовой информации и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими его сверстниками и взрослыми людьми. В процессе развития личности ребенка-дошкольника доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. Ведь именно с близким взрослым (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Основные ценности ребёнок воспринимает в семье; там формируются его идеалы, его привычки, его отношение к жизни, в том числе в формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни.
Одной из базовых идеи Российского дошкольного образования, определённых Федеральным образовательным стандартом Дошкольного образования, является понимание семьи как важнейшего институте воспитания, факторе развития и образования ребенка старшего дошкольного возраста. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей и есть основной принцип дошкольного образования - сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.
Таким образом, реализация процесса интеграции, невозможна без взаимодействия педагогического коллектива и родителей воспитанников. Поэтому развитие двигательной активности предусматривает взаимодействие с родителями через проведение консультаций, подготовки памяток, совместные мероприятия, досуги и др.
Подводя итоги, необходимо отметить, что дошкольное детство - особый период в жизни ребенка. Именно в это время закладывается фундамент здоровья будущего взрослого человека, формируются физические качества, двигательные умения и навыки. Основными задачами дошкольных учреждений является охрана и укрепление здоровья дошкольника, его всестороннее, своевременное и гармоничное развитие, функциональное совершенствование основных физиологических систем детского организма. Немаловажную роль в системе физического воспитания играют прогулки-походы; различные виды гимнастики; различные виды двигательной активизация детей на площадке, подвижные игры, совместные мероприятия со специалистом физического воспитания и др.
В каждой из образовательных областей в разных видах деятельности воспитатель может обратить внимание детей на те или иные правила сохранения здоровья. В ходе непосредственно образовательной деятельности, наблюдения, исследовательской деятельности, при чтении художественной литературы педагог может рассматривать проблемы культуры здоровья человека, правил безопасного поведения. Все это оказывает большое влияние на развитие представлений детей о здоровье. Другими словами, как для деятельности образовательного учреждения, так и отдельного воспитателя важно не просто проводить занятия по здоровьесберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия детей, воспитателей, специалистов и конечно же родителей, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни.
Литература:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".