Урок по обучению грамоте на тему А.С.Пушкин — слава и гордость России (1 класс)
Цель урока:
Сформировать и закрепить имеющиеся знания об А.С.Пушкине и его творчестве, формировать специальные читательские навыки, понятие о литературных сказках.
Развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.Пушкина, интерес к самостоятельному чтению.
Развивать творческое воображение, память, эстетическое восприятие, речь.
Развивать навыки работы в группе.
Воспитывать чувство любви, добра, радости общения друг с другом на основе произведений, способность к сопереживанию.
Оборудование: презентация, выставка книг, иллюстрации к сказкам, отрывки текстов сказок, рисунки.
Ход урока
Организационный момент 1слайд
Игра «Улыбнись солнышку»
Сообщение темы и задач урока
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен гениальному человеку, поэту, творчество которого известно каждому с раннего детства. Попробуйте угадать, о ком идет речь? (Ответы детей.)
– Прав оказался тот из вас, кто назвал имя А.С. Пушкина. Сегодня мы познакомимся с биографией писателя, вспомним его произведения. 2 слайд
"Весь мир знает имя Александра Сергеевича Пушкина, читает его произведения. А.С. Пушкин – слава и гордость России”. Как вы понимаете это? А что мы знаем о нем?
3.Работа над материалом урока
слайд
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве, в 1799 г. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду. Александра Сергеевича обучали всему и воспитывали дома.
К семи годам он уже знал и французский язык. В его семье все любили читать, и эта любовь передалась и ему. Александра Сергеевича была няня Арина Родионовна. Он ее очень любил. Арина Родионовна знала много народных песен, прибауток, сказок, которые с удовольствием слушал и запоминал маленький Саша, а когда вырос, стал их записывать, собирать, изучать. Когда Александру Сергеевичу исполнилось 12 лет, его отдали учиться в лицей в Царское село, это недалеко от Петербурга. В этом лицее учились только способные дети знаменитых семей. В лицее он проучился 6 лет. Там у него появилось много друзей. В лицее он начал писать стихи, которые были посвящены друзьям, близким, много стихов написано о природе.
4 слайд Пушкин прожил короткую жизнь. Зимой в 1837 году состоялась дуэль между Пушкиным и французом Дантесом, который служил в русской армии. Александр Сергеевич защищал честь своей семьи. Он был тяжело ранен, и через несколько дней он умер. Хочется добавить, что Пушкин прожил короткую жизнь, но сделал очень много. Его имя известно всему миру. Его произведения любят читать и дети и взрослые. Он пишет понятно, простыми словами, выразительными фразами. Он учит нас добру, справедливости. Александр Сергеевич любил русскую землю и русский народ, и этому учит нас.
И сегодня мы отправимся с вами в сказочную страну, придуманную Александром Сергеевичем для вас, называется она "Лукоморье”.
5 слайд В этой стране будем не только все больше и больше узнавать о великих творениях гениального человека, но и пробовать сами создавать ее.Каким вы представляете Лукоморье? (Ответы детей.)
– Транспорт тоже волшебный. А какой волшебный транспорт вы знаете? (Ступа, ковер-самолет, бочка, конь…)
– Нам остается выбрать транспорт, вспомнить все правила поведения в транспорте, в незнакомых местах, мы готовимся к полету. Готовы? Итак, закрываем глаза, считаем: 5, 4, 3, 2, 1 – в Лукоморье мы летим! 6 слайд
Учитель: Мы попали в одну из сказок Пушкина. Дедушка просит нас о помощи. Ребята, поможем деду? Нужно ответить, как называется эта сказка и сколько лет прожил старик. 7 слайд (чтение «Шторка») Слайд 8
Учитель: Молодцы, ребята! Продолжаем путешествие по сказочной стране. Что бы успеть помочь всем жителям страны и вернуться домой мы разделимся на группы. (дети выбирают разноцветные листики дуба и объединяются в группы по цвету листочка)
Задания для групп.
Угадать названия сказок по прочитанному отрывку и собрав слово которое входит в название.
1 группа слайд9
Корабельщики в ответ:
"Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
(слово Салтан) слайды 10,11
2 группа слайд 12
Вынырнул подосланный бесенок,
Замяукал он, как голодный котенок:
"Здравствуй, Балда-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
(слово Балда) слайды 13, 14
Учитель: Бесенок предложил поиграть в игру, которую его Балда научил.
Игра-физкультминутка слайд 15
3 группа слайд 16
Вот мудрец перед ДадономСтал и вынул из мешка
Золотого петушка.
“Посади ты эту, птицу, -
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой
(слово петушок) слайды 17,18
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Мы познакомимся с еще одной сказкой А.С.Пушкина, отрывок которой вы сможете прочитать в Азбуке. Слайды 19,20,21
Ну что ж, ребята, пора и нам возвращаться. Закрываем глаза, считаем: 5 , 4 , 3, 2, 1 – снова в школу мы летим!
4. Итог урока
Учитель: Понравилось вам наше путешествие? Что вы нового для себя узнали? Произведения Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. Александр Сергеевич первым из русских поэтов стал писать простым народным языком. Он умел видеть прекрасное и необычное во всем. Мы не прощаемся с этим гениальным человеком. Мы будем идти по тропинкам стихов поэта, и как сказочные богатыри, расти не по дням, а по часам. А Пушкин будет с нами всегда, всю жизнь.
Корабельщики в ответ:
"Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Вынырнул подосланный бесенок,
Замяукал он, как голодный котенок:
"Здравствуй, Балда-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Вот мудрец перед ДадономСтал и вынул из мешка
Золотого петушка.
“Посади ты эту, птицу, -
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.
С а л т а
н Б а л д
а п е т у
ш о к Отдел образования
Администрации Петровского района
Г. Донецка
Донецкая общеобразовательная школа I-II ступеней №110
Открытый урок в 1 классе по обучению грамоте на тему:
«А.С.Пушкин – слава и гордость России».
Подготовила:
учитель начальных классов
ДОШ I-II ступеней №110
Шевченко И.А.