Грамматическая тема: Словосочетание Лексическая тема: Язык – мой лучший и худший друг
Грамматическая тема: Словосочетание
Лексическая тема: Язык – мой лучший и худший друг
Цель: повторение и обобщение знаний, умений, навыков учащихся по теме «Словосочетание»
Задачи:
Образовательные:-
- формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, умений определять способы связи слов в словосочетании;
Развивающие: - формировать умение оценивать свои учебные действия и их результаты;
- развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению языка.
Оборудование: тесты, интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер, рабочий лист.
Тип урока: обобщение
Структура урока
I. Организационный момент.
V. Минута поэзии. (Проверка домашнего задания)
II.Сообщение темы
III. IV.Постановка цели
VI.Повторение и закрепление по слайдам
VII.Словарная работа
VIII.Обобщение
А) тестовая работа
Б) Заполнение графы «Узнал»
IX.Задание на дом
Х.Комментирование оценок
А) Самооценка учеников
Б) Оценка учителя
Ход урока
I.Организационный момент.
Начнем урок с проверки домашнего задания. Дома надо было выучить сихотворения о языке. Выделить оттуда несколько с/с и сделать разбор.II. Минута поэзии ( Проверка домашнего задания)
III. Сообщение темы
-- Это было домашним заданием. Вы , наверное , догадались и можете назвать тему сегодняшнего урока… Мы завершили изучение темы «Словосочетание».Сегодня мы повторим и обобщим эту тему , а также проверим ваши знания. А лексическая тема урока «Язык – мой лучший и худший друг» Если мы откроем «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, то увидим там 6 значений у слова «язык» и 9 – у слова «слово». Слово – это отдельная единица языка, которая служит для называния предмета, действия, и устное публичное выступление, и самую способность говорить (владеть словом), и обещание (слово дать), и беседу (задушевное слово). О том, что такое язык, рассказывает притча о древнегреческом баснописце Эзопе. Познакомимся мы с ней позже, а сейчас повторим теоретический материал.
IV. Повторение теоретического материала
Что такое словосочетание?
Чем отличается словосочетание от слова?
Из каких частей (слов) состоит словосочетание?
Какие слова предложения не является словосочетанием?
Какие виды словосочетания знаешь? Примеры
Назови способы связи в словосочетаниях. Что такое согласование?
Что такое управление?
Что такое примыкание?
V. Закрепление темы по слайдам
1.Найдите словосочетания
I.1.в нашем лесу II. 1.вечная мерзлота III. 1. резкого ветра
2.на прогулке 2.синие и красные 2.от тучи
3.шёл и думал 3.у дома 3. налетел ветер
4.поздним вечером 4. расшумелись деревья 4.закружил и забросил
5.у юннатов 5. лежали на земле 5. слушайте внимательно
2.Заполнение таблицы «Виды словосочетаний по характеру главного слова»
Таблица заполняется примерами из текста(работа у доски).
ЯЗЫК
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп рабом философа Ксанфа. Однажды философ Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них блюда. Ксанф спросили, почему Эзоп подаёт только языки. Эзоп ответил: «Ты велел приготовить самый лучший обед, а что может быть лучше языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания, посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка.» В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приготовил к обеду самое худшее. Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велели приготовить самый худший обед. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»
Именные Глагольные Наречные
3.Цифровой диктант.
Учитель диктует словосочетания,указывая в каждом главное слово.
Задача учащихся-определить правильность высказывания ; записать в тетради номера словосочетании и поставить + или – (например:1+,2-,…)
1.Опытный наставник. Главное слово-наставник.
2.Первая стипендия. Главное слово – стипендия.
3.Бабушкин совет. Главное слово-бабушккин.
4.Заполнить анкету. Главное слово-заполнить.
5.Думать о будущем. Главное слово – будущем.
6. Известный зрителям. Главное слово – зрителям.
В результате у учащихся в тетрадях, должна появиться такая запись: 1+,2+,3+,4+,5-,6-(слайд)
4. Выпишите из текста по 5 примера(словосочетания) на каждый способ связи.
Согласование Управление Примыкание
Синтаксический разбор предложения Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.
5.Игра «Перевёртыш»
1.Замени в словосочетании главное слово так, зависимое слово стало употребляться в переносном значении:
Прямое значение Переносное значение
Железный гвоздь Глухая собака Спящая красавица Сладкий пирог Золотые часы Чёрная шаль 2.Замени словосочетания «существительное+ существительное » словосочетаниями «глагол+существительное» и «прилагательное+существительное» .Укажите в словосочетаниях главное и зависимое слова. Определите способ связи в словосочетаниях.
«существит.+ существит. » «глагол+существительное» «прилагательное+существительное»
Воспоминание о каникулах Прогулка по лесу Запись решения Завершение работы Берег моря Свет солнца Небо без облаков VI.Домашнее задание: 1.Написать сочинение-миниатюру на тему «Осень в моем городе». Выписать из текста по 3 примера на каждый способ связи.
2. Повторение правил
VII.Комментирование оценок
А) Самооценка учеников
Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Кто как усвоил тему «Словосочетание»?
- На доске на цветных листах 2 пословицы.
На зеленом: «Дело мастера боится» (вы уверены в своих знаниях)
На жёлтом: «Добрый разум не наживают разом» (Есть пробелы небольшие, надо ещё поработать)
- Выбираем ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям, и поднимаем полоску соответствующего цвета.
Б) Оценка учителя