Сложное предложение. Сложносочинённые предложения.
Группа: ТЗ-11
Преподаватель: Гребеньщикова А.В.
Тема: Сложное предложение. Сложносочинённые предложения.
Цель: - Приведение в систему знаний о предложении как синтаксической единице;
- формирование навыков пунктуационного разбора простого и сложного предложения;
пунктуационной зоркости, мышления, памяти, речи, внимания;
- воспитания интереса к предмету, литературе родного края, коммуникативных компетенций.
Методическая цель: Обмен опытом в сфере применения активных и интерактивных методов и приёмов.
Задачи:
- эмоционально подготовить студентов для работы на уроке;
- актуализировать опорные знания и умения по теме: «Предложение»;
- создать условия для формулировки темы, целей урока студентами;
- обеспечить восприятие, осмысление, запоминание знаний по теме урока;
- установить правильность и осознанность усвоения нового материала;
- обеспечить усвоение способов действия на уровне применения теоретических знаний;
- проанализировать и оценить успешность достижения цели.
Тип урока: комбинированный
Вид учебного занятия: теоретическое интерактивное.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, наглядный.
Техники:
Активно-продуктивного чтения, репродукции знаний.
Методы:
создания благоприятной атмосферы на уроке, мыследеятельности, смыслотворчества, рефлексивной деятельности.
Приёмы:
«Пожелание весёлых пальчиков», «Жокей и лошадь», «Кубик Блума», «Четыре угла», «Магазин», «Кроссворд», «Зарядка».
Формы работы:
Индивидуальная, групповая, фронтальная.
Обеспечение урока: презентация; карточки для приёмов: «Магазин», «Жокей и лошадь»; кубик Блума; учебники.
Структура урока:
№ п/п Этапы урока Время
Мин. Деятельность учителя Деятельность студентов
1 Организационный момент 2 Приветствие. Метод создания благоприятной атмосферы на уроке «Пожелание весёлых пальчиков». (Приложение 1)
Отметка отсутствующих (по журналу) Приветствуют
2 Проверка домашнего задания 15 Приём «Жокей и лошадь» (приложение 2)
Игра «Магазин» (приложение3) – слайд 1 Выполняю задание (без отметки)
Выбирают задания, выполняют на отметку.
3. Изучение нового материала 15 Приём «Аукцион» (приложение 4) – слайды 2, 3,4
План урока – слайд 5
Сложное предложение.
Союзные предложения.
Бессоюзные предложения.
Сложносочинённые предложения.
Типы сложносочинённых предложений:
А) с соединительными союзами;
Б) с разделительными союзами;
В) с противительными союзами.
Кубик Блума (приложение 5) – слайд 6 Формулируют тему урока, цель, записывают план урока.
Работа в группах
4 Закрепление изученного8 Объяснительная работа по упражнению учебника 714
Метод «Четыре угла» (приложение 6) - слайды 7,8,9,10,11 Индивидуально у доски выполняют упражнение
Выполнение теста – работа в группе
5 Подведение итогов 2 Выставление отметок за домашнее задание.
Чтение учителем алтайской сказки «Сто умов» (приложение 7), по которой был составлены задания для игры «Магазин» и метода «Четыре угла».
За работу на уроке в группах Отметки выставляет преподаватель
Если «5», то письменное задание дома не выполняют
6 Домашнее задание 1 Подготовка по плану урока, упр.722 (для всех), дополнительное – (дифференцированное) задание: составить тест по теме урока, кроссворд или рисунок – слайд 12 Записывают домашнее задание
6 Рефлексия 2 Метод рефлексивной деятельности «Зарядка» (Приложение 8) – слайд 13 Выполняют
Приложение 1
Метод создания благоприятной атмосферы на уроке «Пожелание весёлых пальчиков»
Заглянуть друг другу в глаза и, подняв руки на уровне груди, соприкоснуться ладонями обеих рук. Затем поочерёдно коснуться одноимённых пальцев соседа, произнося на каждое прикосновение любое пожелание по очереди, начиная с большого пальца. Можно сопровождать следующими словами: «Желаю (большие пальцы) успеха (указательные) большого (средние) во всём (безымянные) и везде (мизинцы). Здравствуйте! (ладони)».
Приложение 2
Приём «Жокей и лошадь»
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор – А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Карточки к уроку
Дополнение
- второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и подчёркивается пунктиром.
Определение
– второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой, чей и подчёркивается волнистой линией.
Обстоятельство
– второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где, куда, откуда, как, зачем и другие и подчёркивается пунктир – точка.
Подлежащее
– главный член предложения, который отвечает на вопросы кто, что и подчёркивается одной чертой.
Сказуемое
– главный член предложения, который отвечает на вопросы что делать, что такое предмет и др. и подчёркивается двумя чертами.
Побудительное предложение
предложение передаёт волю говорящего, побуждение к действию
Повествовательное предложение
предложение сообщает о реальном или желаемом событии.
Вопросительное предложение
предложение заключает в себе вопрос и служит для получения новой информации.
Восклицательное предложение
предложение передаёт эмоциональное отношение говорящего к содержанию сообщаемого: восторг, радость, огорчение и т.д.
предложение не имеет эмоциональной окрашенности,
Невосклицательное предложение оно передаёт «нейтральное» отношение говорящего к содержанию сточки зрения эмоций.
Определённо-личное предложение
- это односоставное предложение с главным членом сказуемым в форме 1,2 лица единственного и множественного числа.
Неопределённо-личное предложение
– это односоставное предложение с главным членом сказуемым в форме 3 лица множественного числа, где сообщается о действии, которое выполняет неопределённый деятель.
Безличное предложение
– это односоставное предложение с главным членом сказуемым при котором нет и не может быть подлежащего.
Односоставное предложение
– это предложение, в котором грамматическая основа представлена одним независимым главным членом.
Приложение 3
Студентам учитель предлагает купить в магазине любое задание на выбор по материалу домашнего задания. Количество заданий-товаров:
5 вопросов-правил – 5 шт.
Тест – 6 шт.
Разбор предложения – 6 шт.
Составь текст – 6 шт.
Кроссворд - 2 шт.
Каждый участник подходит и берёт то, что ему интересно. Создаётся ситуация успеха.
Задания к уроку:
5 вопросов по теме прошедшего урока студент вытягивает как билеты.
Вопросы:
Простое предложение
Сложное предложение
Односоставное предложение
Дополнение
Определение
Обстоятельство
Подлежащее
Сказуемое
Побудительное предложение
Повествовательное предложение
Вопросительное предложение
Восклицательное предложение
Невосклицательное предложение
Определённо-личное предложение
Неопределённо-личное предложение
Безличное предложение
Обобщённо-личное
Односоставное предложение
2. Тест по теме: «Предложение»
1. Какое предложение соответствует данной синтаксической характеристике?
Пpocтoe, повествовательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми.
1) Он согрел чай и разбудил своих спутников.
2) К сожалению, пошел дождь и подул ветер.
3) Мне спокойно.
4) А на другой день вечером мы в Венеции.
2. Какое предложение соответствует данной синтаксической характеристике?
Сложное, состоит из трех простых, одно из которых безличное.
1) Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится .
2) Всем своим самобытным энциклопедизмом, простиравшимся от поэзии и изобразительного искусства до великих физико-химических открытий, М. В. Ломоносов, как никто другой, доказывал единство проявлений человеческого духа, искусства и науки, абстрактной мысли и конкретной техники.
3) Он приходил в середине обеда, да я только вас не решилась побеспокоить, ваше сиятельство.
4) Подморозило, ветер становился все сильнее, пролетал и первые снежинки.
3. Какое из предложений односоставное?
1) Слушатели много раз прерывали выступление вопросами.
2) Остальные лошади шли сзади.
3) Плеск речной волны.
4) Здесь толпится много матросов.
4. Какое из предложений односоставное?
1) Двое детей находились под присмотром бабушки.
2) Велено загонять лошадей.
3) По селу потянулись с капустой обозы.
4) Человек должен, наверное, узнать все прелести цивилизации.
5. Какое из предложений односоставное?
1) Петьке хорошо!
2) Цитата – дословная выдержка из какого-нибудь текста.
3) Никто не дерзнул отказаться от приглашения.
4) Судьбы свершился приговор.
Ответы:
1-1
2-4
3-3
4-2
5-1
3.Выполни разбор предложения и расставь знаки препинания:
Смотрю и глазам своим не верю!
Смотрю и глазам своим не верю!
Сама во весь рот улыбается зубы кажет.
Сама во весь рот улыбается зубы кажет.
Сунул охотник руку в нору схватил журавля за длинные ноги и вытащил его на свет.
Сунул охотник руку в нору схватил журавля за длинные ноги и вытащил его на свет (из алтайской народной сказки «Сто умов»).
4. «Сочиняем сказку» (интерактивный метод смыслотворчества)
Составь текст, используя разные предложения по цели высказывания, по интонации из данных словосочетаний:
Стало тепло, прилетел на Алтай, пошёл плясать, голодная лиса, журавлиной радости, глазам не верю, две ноги, глянул на лису, четыре лапы, в длинном клюве, свои зубы,, голову повесил, громче засмеялась, куда спрятал, ушей не видно (из алтайской народной сказки «Сто умов»).Разгадай кроссворд
(заполнение белых клеток)
1
2 3 4
5
6
7
8
9
12
13
14 15
1. второстепенный член предложения, зависящий от сказуемого и обозначающий признак действия или признак другого признака.
2. предложение, в котором отсутствуют какие-либо структурно необходимые члены, главные или второстепенные.
3. простое предложение, в котором основа состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого
5. вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное (крошечное создание, выросший цветок)
7. слово или сочетание слов, называющие того, к кому обращена речь
9. это слово или конструкция, входящие в состав предложения, но не вступающие с его членами в грамматическую связь
13. вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу (говорить улыбаясь, предложить войти)
14. главный член предложения, грамматически независимый ; обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым
1. предложения с одним главным членом только сказуемым или только подлежащим
4. главный член предложения, который обозначает действие, признак, качество, состояние предмета, названного подлежащим, грамматически зависит от подлежащего
6. второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей
8. раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний
12. второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы: «какой?», «чей?», «который?»
15.вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже (интересоваться искусством, находиться при сторожке)
Приложение 4
Приём «Аукцион»
Определите тему урока:
Они могут быть с союзами или без союзов – 5 баллов.
Части образуют единое смысловое, грамматическое и интонационное целое - 4 балла.
Состоят из двух и более частей – 3 балла.
Ответ: Типы сложных предложений.
Смысловые отношения выражаются значениями союзов– 5 баллов.
Их всего 3 типа– 4 балла.
Их части равноправны, не зависимы друг от друга – 3 балла.
Ответ: Сложносочинённое предложение.
Приложение 5
Кубик БлумаИспользуется кубик, на гранях которого слова:
«Почему»
«Объясни»
«Назови»
«Предложи»
«Придумай»
«Поделись»
Студенты, работая в группе, составляют задания и вопросы, начинающиеся со
слов, которые даны на гранях кубика. Далее одна группа другой бросает кубик и задаёт вопрос, согласно выпавшей грани кубика.
Задание:
Найдите ответы на пункты плана, составьте вопросы, используя материал учебника (Стр. 320-332), начинающиеся со слов:
«Почему»
«Объясни»
«Назови»
«Предложи»
«Придумай»
«Поделись»
Приложение 6
Приём «Четыре угла»
Интерактивный приём обмена мыследеятельности, при котором выполняя тест, студенты выбираю вариантов № угла аудитории (1,2,3,4), соответственно в тесте должно быть 4 варианта ответа.
Тест.
1. Разделительные союзы:
1. и, да, ни…ни.
2. или, либо, то…то.
3. а, но да (=но).
4. зато, также, тоже.
2. Сколько частей в данном предложении:
Так попалась лиса, у которой было сто умов, полон рот зубов, четыре ноги, два уха и замечательный хвост.
2
4
5
6
3. Выберите нужную характеристику предложения:
Лиса ушами тряслась, зубами кусалась, всеми четырьмя лапами царапалась.
1.повеств, невосклиц., сложное, союзное, сложносочин.
2. побудит., невосклиц., сложное, бессоюзное.
3. повеств., невосклиц, сложное, бессоюзное.
4. повеств., невосклиц., простое, осложнено однородными членами.
4. Выберите нужную характеристику предложения:
Высоко в небе летит он, стрелой не достанешь.
1.повеств, невосклиц., сложное, союзное, сложносочин.
2. побудит., невосклиц., сложное, бессоюзное.
3. повеств., невосклиц, сложное, бессоюзное.
4. повеств., невосклиц., простое, осложнено однородными членами.
5. Выберите нужную характеристику предложения:
Мои сто умов мне всегда сто советов дадут, а ты сам своим умишком пошевели.
1.повеств, невосклиц., сложное, союзное, сложносочин.
2. побудит., невосклиц., сложное, бессоюзное.
3. повеств., невосклиц, сложное, бессоюзное.
4. повеств., невосклиц., простое, осложнено однородными членами.
Ответы:
1-2
2-4
3-4
4-2
5-1
Приложение 8
Метод рефлексивной деятельности «Зарядка»
Метод направлен на фиксирование участниками педагогического процесса состояния своего развития, причин этого состояния, оценку эффективности состоявшегося взаимодействия.
Участники встают (лучше, если в круг), педагог предлагает через выполнение определённых движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия, а также выразить своё отношение к этим компонентам.
*Довольны (собой, работой в группе) – руки вверх.
*Довольны, но не совсем (собой, работой в группе) – руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу.
*Равнодушны (собой, работой в группе) – руки вниз.
*Не довольны (собой, работой в группе) – присесть.