Урок русского языка по учебнику М.С. Соловейчик (образовательная программа Гармония). 4-в класс


Урок русского языка по учебнику М.С. Соловейчик (образовательная программа "Гармония"). 4-в класс
Учитель: Кохан Т.А.
Тема: « Открываем новый секрет имён существительных»
Цели урока:
Изучить деление имен существительных на три склонения.
Создать условия для открытия способа написания безударных падежных окончаний.
Обеспечить развитие у школьников коммуникативных навыков.Задачи.
Личностные: осознание границ собственных знаний; способность к самооценке; готовность выполнять определенные учебные действия для дальнейшего приобретения умений.
Метапредметные:
Познавательные: организация деятельности учащихся, направленной на осуществление поиска информации для решения учебной задачи и выполнения учебных заданий; понимание информации, представленной в табличном виде, переведение ее в словесную форму; осуществление целенаправленных наблюдений, действий анализа, сравнения, классификации, систематизации, обобщения; подведение фактов языка под определенные понятия.
Регулятивные: организация деятельности учащихся, направленной на совместное с учителем формулирование задачи урока, различение способа и результата действия, контроль процесса и результата деятельности.
Коммуникативные: формирование навыков использования речи для регуляции своих действий, построения высказываний, понятных для партнера, доказательства правильности своего решения.
Предметные: постановка имен существительных в начальную форму, изменение имен существительных по падежам, сравнение, определение склонений имен существительных, классификация имен существительных в соответствии со склонением, оставление «окошек» на месте безударных гласных в окончаниях имен существительных.
Организация деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Используемые ресурсы:
учебник (Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык 4 класс, ч. 1 – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013);тетрадь-задачник 4 класс, ч. 1 – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013)Ход урока
I. Организация начала урока.
Учитель. Доброе утро, ребята!
II. Актуализация знаний.
Учитель. Я предлагаю вам написать диктант для Знайки. Что вы читали об этом человечке?
Сейчас Знайка знает столько же о законах орфографии, сколько знаете и вы. Хотя человечек очень любознателен, но почувствовать, угадать, какую букву надо писать он не может. Вам предлагается написать диктант за литературного героя.
По какой схеме будем работать?
Пишу букву, где могу доказать выбор буквы
Оставляю «окошко», где не могу доказать выбор буквы
в окне (окна)на парт_
запестрел (пёстрый) к лип_
в реке (реки)в чащ_
листочек (лист, листочка)рису_тпосерел (серый)скач_тУчитель. В каких словах Знайка не смог написать букву? Почему?
Ученик. Не знаем, как пишутся безударные окончания имен существительных и безударные личные окончания глаголов.
Учитель. Мы сегодня с вами попытаемся приблизиться к разгадке тайны безударных окончаний имен существительных.
III. Постановка учебной задачи.
Учитель. Выполните задания № 177 в тетради-задачнике (склонение слов лиса, кот, выделение окончаний).
Задание к упражнению. Дайте характеристику этих слов, скажите, какими признаками они отличаются.
Ученик. Имена существительные, в единственном числе, лиса – женского рода, кот – мужского рода.
Задание к упражнению. Какой твой вывод об окончаниях в этих словах? Предложи свое объяснение тому, что обнаружил.
Ученик. Окончания различны, возможно, различие связано с родом имен существительных.
Учитель. Проверим предположение. Выполните задание № 178 в тетради-задачнике.
Ученики записали слова в тетрад[и] - им. сущ., ж. р., в ед.ч.
Ученики записали слова в тетрадк[е] – им. сущ., ж. р., в ед.ч.
(Учащиеся выделяют окончания и записывают признаки слов как частей речи.)
Учитель. Что заметили? Удалось ли найти подтверждение нашему предположению?
Ученик. Слова похожи по значению и по признакам, а окончания разные. Наше предположение не подтвердилась.
Физкультминутка.
IV. Открытие нового знания.
Учитель. Как же выйти нам из этого затруднения?
Ученик. Попробовать понаблюдать за окончаниями.
Учитель. Возьмите лист со склонением имен существительных. ( Ученики работают на листах, в которых в течение недели склоняли слова с ударными падежными окончаниями). Понаблюдайте и попытайтесь обнаружить, сколько наборов разных окончаний в склоняемых словах?
(Работа в группах).
Ученик. В словах: печь, рожь одинаковый набор окончаний;
следующая группа слов – земля, вода, лиса;
и ещё одна группа – слон, конь, гнездо, кот.
Учитель. Определите признаки слов в каждой группе. Чем различаются слова в разных группах?
Ученик. Они различаются родом и окончанием. У одной группы – женский род с нулевым окончанием. У другой – женский род с окончанием -а , -я. А в третьей – мужской род с нулевым окончанием, а средний с окончанием -о, -е.
Учитель. Молодцы, ребята! Мы на пороге открытия нового секрета имен существительных! Прочитайте сообщение авторов учебника, чтобы проверить свои догадки и узнать мнение ученых.
Учитель. Какие догадки подтвердились? Что нового узнали из этого сообщения?
Ученик. Подтвердилось, что имена существительные, действительно, делятся на 3 группы в зависимости от рода и окончания. Мы смогли правильно распределить слова на три группы. А новое то, что эти группы называют склонением и какая группа относится к 1, 2, 3 склонению.
V. Первичное закрепление.
Учитель. По какой форме имени существительного узнают его склонение? По каким признакам слова и морфемам?
Ученик. По роду и окончанию в начальной форме.
Заполнение таблицы в тетради-задачнике (упр. № 179).
Три склонения имен существительных.
РодМ.р. Ж.р. / М.р.Ср. р./Ж.р.
Окончание / /
Склонение / /
Учитель. Вернитесь к записанным изменениям по падежам слов лиса и кот. Теперь вы можете сказать, каким ещё признаком различаются эти слова. Определите и укажите его над столбиком. Как станете действовать?
Ученик. Определяю род, смотрю окончание, определяю склонение.
Учитель. Для проверки и уточнения способа действия при определении склонения имен существительных прочитайте памятку. (Ученики читают памятку на с. 168). Придётся ли сейчас, определяя склонение данных слов, выполнять первое действие?
Ученик. Нет, т. к. слова уже стоят в начальной форме.
Физкультминутка для глаз.
VI. Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Работа в группах. (У детей на партах карточки со словами).
Учитель. Я предлагаю вам собрать состав из вагончиков для имен существительных. Как вы думаете, сколько вагончиков в нём будет? Почему?
Ученик. 3, по количеству склонений.
Учитель. Какие имена существительные будут ехать в каждом вагончике?
Ученики. (Ещё раз проговаривают род и окончание каждого склонения).
Учитель. Поселите имена существительные в свои вагончики.
(Ученики по очереди выходят к доске и прикрепляют карточки в нужное склонение.)
Проверка выполнения задания. Чтение учителем стихов.
В первом вагончике
Здесь трава и земляника,
И дорога, и земля.
Собрались в окошке этом
Все на -а и все на -я.
Род мужской и женский род
Очень дружно здесь живет.
Во втором вагончике
Утром – солнце, ночью – месяц
Cмотрят весело в окно.
Собрались в окошке этом
Все на -е и все на -о.
Это средний род такой.
Род мужской совсем другой.
Нулевое окончанье он имеет в слове дом,
А журнал и инженер –
Тоже правильный пример.
В третьем вагончике
За окошком третьим – тишь,
Потому что в доме мышь.
Ночью, чтоб пирог испечь,
Топит Мышка – Кнопка печь.
Тишь, и мышь, и печь, и ночь
Вместе жить совсем не прочь.
Физкультминутка.
VII. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Учитель. Не знаете ли вы, когда разница в возрасте людей или животных мешает им жить в одном склонении? Из слов мышка, мышь, мышонок выбери то, которое может быть записано в столбике 3 склонения. Докажи решение и впиши слово на строку именительного падежа.
Учитель. Письменно просклоняй записанное слово, оставляя «окошки» на месте окончаний.
Учитель. Почему в словах лиса и кот ты их писал, а в этом слове не можешь?
Ученик. В словах лиса и кот ударные окончания, а в слове мышь в падежных формах окончания безударные.
Учитель. Пользуясь информацией из таблицы учебника, впиши вместо «окошек» нужные буквы.
Учитель. Что интересного заметили?
Ученики. Окончания ударные и безударные в одном склонении и одном падеже одинаковые.
Учитель. Как вы думаете, какие окончания надо писать на месте безударных окончаний?
Ученик. То же, что и в ударном окончании в этом же склонении и в этом падеже.
И. п.печьмышь
Р.п.печимыш_
Д.п.печимыш_
В.п.печьмышь
Т.п.печьюмышью
П.п.(о) печи(о) мыш_
VIII. Домашнее задание.
1. Упражнение № 184 (запись слов в 3 столбика по склонениям).
2. Придумать и записать однокоренные существительные разных склонений (это дополнительное задание, выполните по желанию)
IX. Рефлексия деятельности.
Учитель. Чему мы учились на уроке? Ч то получилось? Какие задания вызвали затруднения?
Ученики. Мы на уроке были исследователями, выдвигали предположения, не все оказались верными, искали выход из положения: наблюдали, сравнивали, делали выводы. Мы сами открыли тайну трех склонений имен существительных и безударных падежных окончаний.
Справка о выполнении итоговой работы
(акт о внедрении)
Фамилия, имя, отчество слушателя: Кохан Татьяна Алексеевна
Идентификационный номер: 285-597-763
Название образовательной программы (курса):
« Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах»
Тема итоговой работы: Конспект урока русского языка по учебнику М.С. Соловейчик (образовательная программа "Гармония"). 4-в класс по теме : « Открываем новый секрет имён существительных»
Форма выполнения итоговой работы: Открытый урок
Наименование учреждения, в котором выполнялась итоговая работа: ФКОУ СОШ г. Чехова-2
Должность руководителя учреждения: директор ФКОУ СОШ г. Чехова-2
Дата выполнения итоговой работы: 05.02.2015
Комментарий (при необходимости):____________________________________________________
Печать
Подпись руководителя учреждения
__________________Леонтьева .М.А.
«05» февраля 2015 г.