Открытый урок по теме Нравственные уроки по повести А.С.Пушкина Станционный смотритель


Урок № 18 Класс___от______2016. Класс___от______2016. Класс___от______2016.
Тема: «Нравственные уроки по повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина».
Цель урока: продолжить обучение анализу художественного произведения, выяснить, какими нравственными ценностями должен обладать человек, как складываются отношения между отцом и дочерью, Самсоном Выриным и Дуней, и какие должны быть взаимоотношения родителей и детей в семье; сопоставить евангельскую притчу о блудном сыне с пушкинской историей.
Задачи: предметные: совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов; метапредметные: развивать оценочные суждения учащихся; развивать эмоциональную сферу; активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке посредством создания проблемных ситуаций; развивать аналитические и исследовательские способности; развивать умение сравнивать, сопоставлять произведения; личностные: воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других; применение в повседневной жизни полученных на уроке знаний о взаимоотношениях родителей и детей. Тип урока: интегрированный (литература – психология).
Оборудование: учебник, презентация, видеофрагмент фильма, репродукции картин о блудном сыне.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный этап
Приветствие! Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. Приветствуют. Дежурные по классу отвечают
Проверка д/з
Слайд №1 Проверить ответ на вопрос, поставленный на прошлом уроке: смог бы Минский так жестоко поступить со станционным смотрителем, если бы тот был чиновником не 14, а 5 или 6 класса?
Слайд№2-3 Индивидуальное сообщение о музее «Дом станционного смотрителя» (презентация стенгазет). Устно отвечают несколько учащихся.
Мотивация УУД
Психолог
Слайд №4 Вы видите у себя на партах кирпичики, давайте построим дом под названием «Семья».
Напишите у себя на кирпичиках по одному важному элементу, без которого не может обойтись ни одна семья.
А в конце урока мы построим этот дом под названием «Семья» и будет там наша семья, как за каменной стеной.
Учитель
- Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? - Чему они стремятся научить детей?
Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-за того, что дети хотят быть поскорее самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят все делать по-своему. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители.
Слайд №5 Работа с эпиграфом:
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»
Библия
Прочитайте слова, записанные на доске. Это эпиграф нашего урока.
- Как вы понимаете эти слова? - Что значит почитать родителей? Составление кластера
(самостоятель-ное определение).
Отвечают о роли родителей в нашей жизни.

Ответы: любить, уважать, не оскорблять ни словами, ни поступками, помогать им, слушаться их, заботиться о них. За это Бог обещает благополучную и долгую жизнь.
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока
Слайд №6
Предмет нашего разговора – снова повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» - одно из самых проблематичных и поучительных произведений в русской литературе.
Сегодня мы проанализируем яркие эпизоды, сопоставим их с библейской притчей и извлечем уроки нравственности, а также поговорим о любви - родительской, сыновней и дочерней. Оформление тетради.
Актуализация опорных знаний
Учитель
В последнее время все чаще и чаще стали говорить о нравственности. Эта проблема вечная, актуальная во все времена.
- А что такое нравственность?
Нравственность – это нормы поведения человека в обществе, внутренний и духовный мир человека.
НО!!!
Есть поступки, которые не наказуемы с точки зрения закона, но есть другой закон – закон совести.
- Что такое совесть?
Слайд №7 Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Упражнение «Ранжирование понятий»
Психолог
Слайд№8
Распределить понятия в 2 столбика.
- Какое качество вы бы поставили на 1 место?
-Какое качество человека, вы считаете самым плохим?
- Почему? Анализируют, делают выводы, строят высказывание.
Записать на доске несколько примеров (работа в группах по 4 человека)
Целеполагание
- А теперь подумайте и скажите, что мы должны на сегодняшнем уроке выяснить? Какова цель нашего урока? Верно, мы, на примере взаимоотношений Дуни и Самсона Вырина, должны выяснить, несут ли дети и родители нравственные страдания из-за ненадлежащего отношения друг к другу, мучает ли их совесть?
Слайд№ 9 Постановка основной цели урока.
7. Работа над темой
Учитель
Давайте вспомним о чём данная повесть.
Каждая команда выбирает себе вопросы и отвечает по методике «ПОПС»-формула.
Слайд№ 10
ПОПС — это П (позиция), О (обоснование), П (пример), С (следствие).
На вопрос преподавателя обучающиеся дают ответы по формуле, используя следующие предложения: П — «Я считаю, что…», О — «Потому что…». П — » Я могу доказать это на примере…», С «Поэтому я делаю вывод, что…».
Вопросы Ответы (групповая работа по 4 человека)
Слайд №11
№1
- Кто главный герой повести? 
- Вспомните, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям? Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто на почитал их извергами человеческого рода…? Боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и в слякоть принужден он бегать по дворам, …уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца.
№2
- Почему Самсон Вырин, будучи бедняком, считал себя счастливым человеком?
- Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести?
- Почему Вырин превратился в хилого старика? Потому что у него была дочь–красавица, которой он гордился.
У него горе. Его боль – дочь Дуня. Проезжий гусар Минский увез любимую дочь Вырина, красавицу Дуню в Петербург. И горе постепенно убивает Вырина. Он постарел, стал много пить и умер: “Старик не снес своего несчастья”.)
№3
- Какая деталь характеризует гусара с отрицательной стороны уже тогда, когда он остановился на постоялом дворе?
- Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви?
- Пробовал ли Вырин бороться с Минским, вернуть Дуню? Он претворился больным.

Он не мог предположить, что гусар за добро отплатит злом.
Да, Вырин пешком ходил в Петербург и нашел свою дочь. Но бороться с Минским он не может, они не ровня друг другу .
№4
- Почему его попытки не увенчались успехом?
- Что вызвало слезы негодования у Самсона Вырина в первое посещение дома ротмистра Минского? Взял он деньги? Почему? Минский - богач и аристократ, а Вырин - маленький чин, бедный смотритель почтовой станции. У него нет прав и связей. Он беззащитен.
Деньги, которые ему дал Минский за дочь.
Выбросил, но потом хотел забрать (возможно, чтобы вернуть), но их уже украли.
Слайд №12
Вспомните эпизод, когда Вырин впервые после долгого времени видит свою дочь.
Прокомментируйте данный фрагмент. Почему так поступили герои? Цитируют.(стр. 131).
Просмотр видеофрагмента фильма.
Причина обморока в затаённом чувстве собственной виновности перед покинутым ею старым одиноким отцом.
Слайд №13
№5
- Как посмотрел отец на дочь?
- Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери?
- Что случилось с главным героем?
- Как вы думаете, что заставляет Дуню приехать к отцу?
Слайд №14-15 С большой любовью, что она жива.
Он уверен, что её ждет неминуемое несчастье, что Минский «подержит и бросит» Дуню.
Он умер от тоски без дочери.
Раскаяние, совесть, соскучилась за отцом.
Физминутка 1-2
Психолог:
Слайд №16
Релаксация (звуки природы-фоновая музыка)
Закройте глаза и представьте себе прекрасную поляну, всю залитую солнечным светом. Повсюду удивительные цветы, летают красивые бабочки, стрекочут кузнечики. Вы видите прелестного малыша . Этот малыш вы. Вы тянитесь ручками к загадочному цветку и вдруг слышите родной и любимый голос. Вы поднимаетесь и бежите навстречу ему. Вдруг сильные и нежные руки подхватывают вас. Подбрасывают вверх, и неописуемая радость, восторг и счастье переполняют ваше существо… А теперь откройте глаза и посмотрите друг на друга. Вы заметили, что ваши глаза стали немного добрее, они светятся счастьем и любовью, потому что вы вспомнили о маме, о ее любви к вам, о том, что составляет смысл человеческого существования. Разминка.
Литературу любим мы, друзья,Читаем пушкинские строки,Но нам без отдыха никак нельзя!Так отдохнём мы на уроке:Раз, два, три, четыре, пять…Мы не будем уставать! Руки – вверх, потом – направоИ начнём считать сначала.Раз, два, три, четыре, пять…Нам приятно отдыхать!Руки – вверх, потом – налево…Отдохнул? Работай смело!
Продолжение работы над темой
Психолог
На востоке, в древности, возник жанр притчи. Это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый должен извлечь из нее сам. 
Слайд №17
Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста.
Где в повести есть упоминание об этой притчи?
Выразительное чтение. Послушайте стихотворение украинской поэтессы Полины Довженко, написанной по сюжету притчи о блудном сыне.
Напомню притчу вам о блудном сыне,Она заставит призадуматься всерьёзВсех тех, кто не лишён соблазнов в этом миреИ не познал ещё, как любит нас Христос.У человека было два любимых сына:Один из них – послушен, кроток, мил,А меньший был – так, скажем, нерадивый,Отец же равно ими дорожил.Вот просит младший сын родителя:“Отец, дай часть имения ты мне,Хочу я сам прославить своё имяВ далёкой незнакомой стороне.Отец не стал перечить понапрасну,Дал сыну сделать выбор самому,Чтоб через лишения, невзгоды и ненастьяСын смог найти пути, ведущие к добру.Оставил отчий дом сей отрок – блудник,И в дальней стороне от дома пребывал,Ел, пил, гулял, кутил “герой” - распутник,Отца и брата никогда не вспоминал.Когда же промотал всё до единого гроша,Настал великий голод в той стране,Отвержен всеми, всеми позаброшен,Он, наконец, подумал об отце.О, сколько слёз он пролил безутешно,Мечтая в мыслях только об одном:Раскаяться, припав к груди отца, как в детстве,Молить его лишь о прощении своём.И вот однажды, выйдя на дорогу,Старик почувствовал, как чей-то взгляд пронзил его,И сжалось сердце в нём от боли и тревоги -Он в страннике узнал родного сына своего.И бросились отец и сын в объятья,От слёз комок стал в горле у двоих:“Отец, я не достоин твоим сыном называться,Прими в число наёмников твоих!”Отцова ж милость, доброта верны, как прежде,Наказ был слугам дан, чтоб усмотретьДля сына наилучшие одеждыИ лучший перстень на руку надеть.И заколоть откормленного теленка,Пир закатить, на сколько хватит сил –Ведь блудный сын дороже злата, царства,Когда – то был он мёртв и, наконец, он ожил.Вот также и Господь нам все грехи прощает,За каждым блудным сыном Он следит,И тех, кто оступился – поднимает,Спасает, бережёт, животворит.
Слайд № 18
Учитель
- Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни? Докажем это.
Сравнительная таблица
Блудный сын Вопросы «Блудная дочь»
Добровольно уходит из дома, чтобы жить самостоятельно. Как герой (героиня) покидает родительский дом? С разрешения отца уезжает из дома, не предполагая, что расстаётся с отцом навсегда.
Никто не ищет. Ищут ли его (её)? Отец разыскивает, чтобы вернуть домой. Герой не желает, чтобы его нашли.
Ведёт разгульный образ жизни. Как живет он (она) вдали от дома? Живёт в роскоши и богатстве.
Голодный и нищий, возвращается домой. Происходит ли возвращение домой? Не вернулся, а зашёл, проезжая мимо.
Он осознал свой грех, раскаялся в содеянном. Произошло ли раскаяние? Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.
Слайд №19 Проверка
- Кто оказался счастливее: блудный сын или блудная дочь?
- Кто из родителей оказался счастливее?

- Какую ещё проблему поднимает в своей повести А.С. Пушкин? - Верно. Проблему ответственности за свои поступки. Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.
- Действительно ли эта тема актуальна и сегодня?
Слайд№20
Просмотр видеоролика о пенсионерах и домах престарелых
Психолог
Упражнение «Микрофон».
Фрагмент суда над домом престарелых.
Много одиноких пожилых людей, забытых своими детьми, брошенных.
- Назовите положительные и отрицательные стороны проживания в доме престарелых.
Слайд№21
- Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить? Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием. Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас.
- Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло? Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Вспомните, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения. И тогда в будущем лица ваших родителей никогда не попадут в презентацию на урок об одиноких людях, об одиночестве. В доме у смотрителя на стене висели три картинки, которые просто украшали помещение.
Группа выбирает по 2 части и составляет паззл.
Собирание паззла.
Сын, потому что он успел вернуться к отцу и, главное, был им прощен, а Дуня – нет.
Отец сына – к нему вернулся сын и покаялся, за это он простил его и устроил пир в его честь.
Доказывают в форме дебатов.
Подведение итогов урока
Учитель
Скажите, несут ли дети и родители нравственные страдания из-за ненадлежащего отношения друг к другу, мучает ли их совесть?
Слайд №22
Притча «Деревянная кормушка».
Слайд№23
Сделайте вывод пословицей: «Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Я уверена в том, что все вы любите своих родных. Но часто ли вы проявляете эту любовь? Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья. Я хочу, чтобы вы задумались, как важно дарить любовь, почаще проявлять ее. Отвечают.
Запись в тетрадь.
Рефлексия, выставление оценок
Слайд№24 Продолжите предложения, чтобы мы узнали, какие нравственные ценности вы извлекли из сегодняшнего урока:Урок заставил меня задуматься… Я понял(а), что…После этого урока мне захотелось…
Я вдруг осознал(а), что…
Для меня теперь стало…
Слайд№25 А теперь вспомним о наших кирпичиках. Вы в течение урока должны были на них написать определённое качество, без которого невозможно прожить ни одной семье. Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.
(работа в группах)
Д/з., оценивание
Слайд№26 Написать письмо родителям: за что я хочу сказать «спасибо» (или «прости»)? Запись в дневник.
Слайд№27 Этические законы письма
1. Нельзя лгать.
2. Откровенность.
3. Неприкосновенность (нельзя читать чужие письма).
4. Право человека распоряжаться своим письмом.
Эпистолярный жанр - это труд души, обращённый к другому человеку.
5.Помните, адресат ждёт от вас писем, полных дружеского расположения и участия.
Слайд№28 План письма
1.      Дата.
2.      Приветствие, обращение.
3.      Изложение того, о чём хочешь сообщить. Вопросы о том, что хочешь узнать.
4.      Заключение.
5.      Подпись.
Все свои мысли по заданной теме постройте по типу текста-рассуждения: сначала назовите тезис, потом переходите к доказательствам.
Памятка.
Необходимо соблюдать правила написания личного письма.
1. Обдумать письмо: кому? что? когда? как? зачем? сколько?
2 . Чётко представлять основные компоненты письма: Начало: дата в уголке, место, откуда письмо, и форма обращения к адресату.
Основная часть: сугубо личная информация, просьба, пожелания, вопросы, приветы родным и знакомым, пожелания.
3 . Общепринятые формы расположения текста:
Обращение посредине листа.
Каждый новый пункт пишется с красной строки
Дата пишется с левой стороны, подпись - с правой.
4 . Если обращаетесь в письме на ты, пишете местоимение с маленькой буквы; если обращаетесь на Вы, пишете местоимение с заглавной буквы.
5. Когда вы пишете письмо, содержание должно быть интересным не только вам, но и читателям.
6.О чём писать в письмах? Выберите общую тему письма.
Письмо пишем литературным языком, исключая нецензурную брань.
Слайд№29 Видеофрагмент «Вы видели как плачут старики…» Запись в тетрадь.
Чтение учеником стихотворения Вы видели – как плачут старики?
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
Деревянная кормушка Притча от Льва Толстого
Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.
— Что ты хочешь сделать? — спросил отец.
— Деревянную кормушку, — ответил малыш. — Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.
Вы видели – как плачут старики?
Вы видели – как плачут старики?
Беззвучно, без надрыва и истерик…
Слеза сползёт в бороздочках щеки,
А в выцветших глазах – желанье ВЕРИТЬ,
Что нам с тобой их интересна жизнь,
И где болит, и что приснилось ночью…
И слышишь ты, как сердце их дрожит,
И как оно тепла простого хочет…
Вы видели, как ждут они звонка,
Обычного звонка по телефону?
Как сухонькие пальчики дрожат,
Не замечая кнопочек знакомых…
Какое счастье слышать наконец
Их тихий голос – добрый и земной…
Какое счастье знать, что где-то есть
Твой самый-самый человек родной.
Пусть никогда не плачут старики.
Пусть голос их звучит по телефону.
Мы дети , пока есть кому звонить…
Пока мы любим их, пока мы помним…
Вы видели – как плачут старики?
Вы видели – как плачут старики?
Беззвучно, без надрыва и истерик…
Слеза сползёт в бороздочках щеки,
А в выцветших глазах – желанье ВЕРИТЬ,
Что нам с тобой их интересна жизнь,
И где болит, и что приснилось ночью…
И слышишь ты, как сердце их дрожит,
И как оно тепла простого хочет…
Вы видели, как ждут они звонка,
Обычного звонка по телефону?
Как сухонькие пальчики дрожат,
Не замечая кнопочек знакомых…
Какое счастье слышать наконец
Их тихий голос – добрый и земной…
Какое счастье знать, что где-то есть
Твой самый-самый человек родной.
Пусть никогда не плачут старики.
Пусть голос их звучит по телефону.
Мы дети , пока есть кому звонить…
Пока мы любим их, пока мы помним…
Вы видели – как плачут старики?
Вы видели – как плачут старики?
Беззвучно, без надрыва и истерик…
Слеза сползёт в бороздочках щеки,
А в выцветших глазах – желанье ВЕРИТЬ,
Что нам с тобой их интересна жизнь,
И где болит, и что приснилось ночью…
И слышишь ты, как сердце их дрожит,
И как оно тепла простого хочет…
Вы видели, как ждут они звонка,
Обычного звонка по телефону?
Как сухонькие пальчики дрожат,
Не замечая кнопочек знакомых…
Какое счастье слышать наконец
Их тихий голос – добрый и земной…
Какое счастье знать, что где-то есть
Твой самый-самый человек родной.
Пусть никогда не плачут старики.
Пусть голос их звучит по телефону.
Мы дети , пока есть кому звонить…
Пока мы любим их, пока мы помним…
Вы видели – как плачут старики?
Вы видели – как плачут старики?
Беззвучно, без надрыва и истерик…
Слеза сползёт в бороздочках щеки,
А в выцветших глазах – желанье ВЕРИТЬ,
Что нам с тобой их интересна жизнь,
И где болит, и что приснилось ночью…
И слышишь ты, как сердце их дрожит,
И как оно тепла простого хочет…
Вы видели, как ждут они звонка,
Обычного звонка по телефону?
Как сухонькие пальчики дрожат,
Не замечая кнопочек знакомых…
Какое счастье слышать наконец
Их тихий голос – добрый и земной…
Какое счастье знать, что где-то есть
Твой самый-самый человек родной.
Пусть никогда не плачут старики.
Пусть голос их звучит по телефону.
Мы дети , пока есть кому звонить…
Пока мы любим их, пока мы помним…