Конспект урока русского языка в 8 классе по повести А.Алексина «Безумная Евдокия»
Внеклассное чтение
по повести А. Алексина «Безумная Евдокия».
8 класс
Цель урока – 1.помочь учащимся выявить актуальные проблемы, освещенные автором,
2. развивать навыки аналитического чтения художественного текста,
3 . содействовать определению учащимися собственной позиции по данным проблемам.
1.Мотивационный этап урока. Цель на данном этапе – актуализация знаний по фабуле повести для создания ситуации успеха на уроке, а также выявление ключевых слов для определения темы и проблематики повести.
- Ребята, к данному уроку вы получили задание прочитать повесть « Безумная Евдокия». Вам название показалось забавным. Действительно ли о безумной женщине идет речь? Давайте вспомним основные события , происходящие с героями повести. Попутно будем заполнять дневник двойной записи.
Ключевые слова Комментарии детей (примерно)
… Спасибо ей (Оле)
Нелегко придется нашей талантливой дочери в мире обыкновенных…
Оля просто не вынесла. Всему есть предел!
Безумная Евдокия и в самом деле руководила умами и поступками учеников.
С « маленькими» спокойнее … они ей гораздо ближе…
Жить только собой – это еще полбеды. Гораздо страшнее, живя собой, затрагивать походя чужие судьбы.
Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречен на одиночество.
К человечности талант художника может и не прилагаться, но к дарованию человечность – безусловно.
С самого рождения Оли родители благодарили ее. Хотя жизнью рисковала мать, рисковал своей любовью и счастьем отец.
Такова точка зрения родителей Оли. Они строят свое отношение к учителю и одноклассникам Оли на том, как и что рассказывает им дочь.
Все, со всеми, для всех – это главные слова в жизни и работе учительницы. Она не желала замечать того, что было ярко и индивидуально. Конфликт Оли и классного руководителя постепенно переходит в конфликт Оли с классом.
Стиль работы учителя достоин
(каждый пишет свое мнение).
Не желая терять пальму первенства, Оля решила доказать свою неординарность и в походе: первой разгадав тайну, она идет к успеху одна. Это ей удалось, но за это поплатилась здоровьем ее мать
- Прочитайте внимательно ключевые фразы и попробуйте сформулировать проблемы, которые затрагивает писатель в своей повести.
(учительская диктатура и подлинная свобода личности, взаимоотношения талантливых и обыкновенных людей, соотношение таланта и человечности в человеке и др.)
2.Оперативно –исполнительный этап урока.
Цель на данном этапе- опираясь на знание текста, помочь учащимся понять авторскую позицию в решении нравственных проблем и помочь учащимся сформировать собственную точку зрения по данным проблемам.
- кого из героев повести вы поставили бы в центре повествования?
- какими словами можно определить взаимоотношения главных героев повести?
Родители Оля Борис и Люся
Восхищение и обожание любовь и поклонение
Евдокия Савельевна
противостояние
-что же было причиной обожания и противостояния?
( Оля необыкновенно талантлива и требует к себе особого внимания и отношения)
- права ли она?
( учащиеся обсуждают проблему в группах а) с точки родителей девочки б) с точки зрения учителя в) с точки зрения одноклассников. Затем от каждой группы выступает один ученик. Дети должны аргументировать свои ответы ссылкой на текст. ).
- Затем детям предлагается написать свободное письмо по одной из проблем:
Как вы решили бы эту проблему, если бы у вас был необыкновенно талантливый друг (подруга)?
Можно ли считать, что действия Оли - это протест против диктатуры учителя?
Заслушав мнение учащихся, предлагаю им вопросы для диспута:
- как Оля достигает или пытается достичь признания своей исключительности?
- какую роль в этом играет учитель?
- триумф или крах ожидает Олю на этом пути?
-можно ли считать, что Евдокия Савельевна обезличивает детей. Ставя им в пример людей, добившихся незначительных успехов в жизни, а не особо одаренную Олю?
-в чем она видит главный успех своих учеников?
-сама Евдокия Савельевна говорит, что Оля, видимо , не зря прозвала ее «безумнойс» . Согласны ли вы с ней?
3. Рефлексивно-оценочный этап.
Цель на данном этапе- выявит степень осознания учащимися авторской идеи, выявить отношение детей к освещаемым проблемам.
- прочитайте заключительные строчки повести. Найдите здесь ключевые слова и сформулируйте основную идею автора, выраженную всем ходом повествования. ( порок сердца не болезнь, а нечто иное…)
Домашнее задание: написать эссе «Порок сердца не болезнь, а нечто иное»