Конспект урока Нравственные уроки в рассказе А.Г. Алексина Раздел имущества
Нужен тот, кто нужен.
Нужен, когда нужен...
Нужен, пока нужен.
А.Алексин.
На доске – тема урока: Нравственные проблемы в повести А.АЛЕКСИНА «РАЗДЕЛ ИМУЩЕСТВА».
- Произведение Алексина, как вы думаете, людям каких профессий б.бы интересно,с профессиональной точки зрения и почему? (Индивидуальное задание).
Медикам.
Психологам.
Ученикам. Интересно ли было читать это произведение вам? Почему?
-Как мы уже поняли, прочитав произведение, девочка получила «родовую травму», по мнению врачей, ей грозил «детский кретинизм». Бабушка, отказавшись от личного счастья, выходила девочку, помогла ей преодолеть последствия травмы. Совершила человеческий подвиг. Девочка взамен отдала ей сердце, назвав самым близким человеком. Девочка выросла, бабушка стала не нужна ее родителям. Приревновав дочь к свекрови , мать Веры, опираясь на поддержку мужа, решает от нее избавиться.
-Мы, конечно же, на уроке литературы рассмотрим последний аспект данного произведения.
Давайте попробуем сформулировать цели урока:
1. Рассмотреть проблемы, поднятые А.Алексиным в произведении с позиции нравственности.
2.Продолжить работу над развитием умения анализировать эпическое произведение.
3.Воспитывать толерантность по отношению к членам своей семьи, к окружающим людям с ограниченными возможностями.
Так как одной точки зрения у нас скорее всего не будет,то....
4. Продолжить отрабатывать умение вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения.
5.Формировать в учениках талант человечности.
Я надеюсь, что после нашего сегодняшнего урока в вас разовьется талант человечности, вы будете более чуткими, добрыми к окружающим вас людям. Сумеете оценивать не только чужие, но и свои поступки. Будете стремиться совершать нравственные поступки.
Объясните смысл этого слова. В интернете представлено несколько значений, какое вам ближе, почему:
Проектор:
Нравственность:
Устоявшиеся моральные требования, которые люди стараются выполнять;
Одно из условий жизни для человека;
Определенные правила культуры человека;
Свойство, которое человек приобретает со временем;
Дела, которые стараются выполнять люди.
Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.
Анализ художественного произведения.
Какие важные проблемы поднимает автор в повести "Раздел имущества"?
- проблема гуманизма, ответственности людей друг перед другом;
- взаимоотношение между родителями и
детьми;
- проблема семейного счастья.
-(Групповая работа).Филологи по сути дела уже кратко пересказали произведение. Попробуйте охарактеризовать героев. Распределите (соедините) героев и их качества, допишите, если не хватает каких-то черт.
Приведите доказательства из текста.
Охарактеризуйте основных героев
Мать – бездушная, сухая, расчётливая, эгоистичная, властная, сумевшая подмять мужа под себя, не забывает выглядеть красиво. идет против своей совести, обижая близкого человека, «некачественные» принципы (слайд). Смысл её жизни – самолюбование «собственным подвигом».
Отец – слабый, тихий, потерявший лицо, интерес к жизни, уступивший жене право решать всё (......).Бабушка – необыкновенно добрая, горячо любящая внучку, забывшая о себе ради девочки, помогающая девочке побороть болезнь, ничего не требуя взамен (слайд).
2-я бабушка - «Телефонное воспитание».
- Как живёт семья ? Какова цель?
Всё поставлено на карту. Главное – вылечить ребёнка.
Разные люди собрались под одной крышей. Если бы вам было предложено сфотографировать эту семью, как бы вы расположили героев?(индивидуальное задание)
- Охарактеризуйте главную героиню ( задание в паре).
-Какие два пути были у Веры в жизни?
- Есть два пути: 1) школа для умственно отсталых, плохая речь, ДЦП; 2) необучаемость.
- Как вы думаете, с какой целью автор вводит в повествование Анисию Ивановну?
Он вводит героиню- бабушку Анисию.
-Вспомним, какова ее роль в жизни Веры, ведь у девочки две бабушки.
Следовательно, какой будет жизнь, зависит от тех, кто рядом.
Ребёнка может ожидать: 1) семья, которая упивается горем;
2) семья, которая относится к ребёнку как к здоровому.
Игровая мотивация является реабилитацией. Ответственность за ребёнка ложится на тех, кто рядом.
Но внутри семьи зреет конфликт.
-Подберите синоним к слову "конфликт"
-Каковы этапы развития конфликта?
Вехи развития конфликта:
несостоявшееся замужество бабушки;
уход от больницы;
смена профессии отцом;
смерть тёти Мани;
банкет;
сочинение.
-Проследите, как меняется отношение к бабушке Анисье в семье. В повести образуется два лагеря. Первый – родители. Ко второму лагерю относится бабушка.
-На чьей стороне вы? однозначен ли ответ?
-Каково отношение Веры к матери ? Найдите в тексте подтверждение своим размышлениям.(Бездумно мама....)
-Какое событие ,на ваш взгляд ,еще больше усугубило конфликт между Верой и мамой?(Приведите цитату из текста)....
– Почему Вера выбрала Анисью Ивановну на роль главной героини своего сочинения? Что оскорбило мать?(Прочитайте).
– Почему Вера назвала себя той частью имущества, которая отойдёт к бабушке?
- Откуда берется эта формулировка "часть имущества".
- Какова роль эпизодов, описывающих судебное разбирательство?
Конфликт, произошедший в семье Веры, не является исключительным. Недаром лейтмотивом в повести проходит тема суда молодого человека со своей матерью. «Судиться со своей матерью — самое лишнее на земле дело», — произносит бесстрастным голосом судья мужчине,«выдавленному из тюбика». Это предательство. Самое трудное в подобных ситуациях понять, что, нарушая любовь к ближнему, предаешь себя.
Обратимся к эпиграфу урока......Соотнесите его с основной мыслью произведения.
-Составьте, пожалуйста, синквейн:
девочки-отражающий основную мысль произведения;
мальчики- характеризующий Анисью Ивановну
Составьте ,пожалуйста, синквейн,1) отражающий основную мысль произведения,2) характеризующий Анисью Ивановну.
Индивидуальная работа - разукрасить героев. (Вариант: даны портреты героев. Необходимо разместить их так, как бы Вы хотели, чтобы они были размещены на фотографии).Обсуждение.
Обратимся к эпиграфу урока…Соотнесите его с основной мыслью произведения.
Сформулируйте идею повести (слайд).
Нельзя выбрасывать из своей жизни людей, словно ненужные, отслужившие вещи. Нужно уметь быть благодарным. Нельзя соперничать за душу ребёнка.
-Алексин поднимает проблему бездуховности, растаптывающую совесть и чувство долга. В современном мире нужны лишь те люди, которые могут пригодиться. Согласны ли вы с этим?
Домашнее задание.
1.Сочинение-рассуждение« Самый главный человек в моей жизни».
2. Сочинение-рассуждение «В современном мире нужны лишь те люди, которые могут пригодиться».
-Попробуйте ответить на вопрос: что изменилось во мне сегодня?