Басня И. А. Крылова Осёл и Соловей: конспект урока чтения для учащихся с ОВЗ ,8 класс

С(К)ОШ № 61 г. Казани








Басня И. А. Крылова «Осёл и Соловей»:
урок чтения в 8 классе
для дефектологов - слушателей курсов СГПИ РТ







Учитель русского языка высшей
квалификационной категории
Судеркина А. Ю.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




- 1 –
Тема урока: «Басня И. А. Крылова «Осёл и Соловей»

Цели: 1) Обеспечить полноценное восприятие басни И. А. Крылова и орга-низовать деятельность учащихся по её изучению;
2) Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь, мышление, память, воображение в процессе работы над произведением;
3) Формировать умение выражать своё отношение к поступкам героев, давать нравственную оценку высокомерию. глупости как человеческим качествам

Оборудование: Портрет И. А. Крылова, ИД, презентация, мультфильм, цветные иллюстрации, словарь, учебники, карточки с заданиями, книги И. А. Кры-
лова, рисунки уч-ся, цветные мелки

План:
Организация урока. Упражнение на внимание.
Индивидуальная работа по карточкам на совершенствование техники
чтения. Предлагаются задания: зачеркнуть лишнюю букву в слове;
найти лишние слоги; подчеркнуть однокоренные слова.
Проверка домашнего задания. Чтение басни по ролям
- Какие исторические события отразил автор в басне?
- Кого видел Крылов в образе Волка? Ловчего?
- Какие обещания давал Волк. Чтобы выжить?
- Почему ему не поверили?
Переход к новой теме урока. Краткая беседа о И. А. Крылове – великом русском баснописце. За свою жизнь он написал около 200 басен. Родился в небогатой семье офицера. После смерти отца Иван Крылов устроился на работу, хотя ему было всего 10 лет. Басни Крылов начал писать с 37 лет. В реальной жизни Крылов встречался с человеческими пороками: скупостью, лживостью, невежеством, хвастовством, лицемерием. Так он приходит к выводу, что искоренить людские пороки можно через их осмеяние Басни его не стареют, потому что помогают людям увидеть в себе недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться. Басни перевели на 50 языков.
Сообщение темы урока. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое и важное о себе и людях.
Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова: "Какой-то вельможа (по словам одних, гр. Разумовский, по другим, кн. А.Н. Голицын), может быть, следуя примеру имп. Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басни-басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: "Это хорошо, но почему вы
- 2 -
не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?" "Не умею", скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился. Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне "Осел и Соловей". После публикации басни Крылова стали называть "Соловьем". Это прозвание вошло в литературу.

Словарная работа. Объяснение, уточнение слов и выражений из басни:
объяснение слова басня, нахождение корня
В древности мудрецы придумали, как, не причинив человеку обиды, сказать правду ему в глаза. Герои басни – звери, птицы, но мы понимаем, что речь идёт о людях
Мораль – это поучительный вывод из основного повествования,
который даётся в начале или в конце басни.(по словарю)
2) Послушай-ка, дружище! При всей современности этого выражения в разговорной речи оно не употребляется (представьте себе мужчину 40–60 лет: он такого никогда не произнесет!). Как ни странно, подобное обращение может прозвучать в переводе американского детектива – по-видимому, как эквивалент англ. fellow. В разговоре крыловскому дружище соответствует друг, может быть, даже мужик. Я бы назвала такое словоупотребление стилистическим архаизмом.
Сказывают. Устаревшее слово. Ему соответствует современное говорят.
Великий мастерище. Неясно, существовало ли слово мастерище в прошлом. Мы бы сказалибольшой мастер. Слово великий воспринимается как стилистически высокое (великий музыкант)или ироничное (великий комбинатор).
Хотел бы очень я сам посудить Мы говорим: судите (или посудите) сами – но по отношению к самому себе это выражение сейчас не употребляется.
Велико ль подлинно твое уменье? Слово подлинно в данном значении устарело и не употребляется. Ему соответствует современное действительно. Необычен и вопросительный знак в конце изъяснительного придаточного предложения.
Являть свое искусство. В современном языке используется выражение показывать свое искусство; являть может встретиться только в стилистически возвышенном контексте.

- 3 -
Засвистал на тысячу ладов. Это выражение сейчас малоупотребительно. Его можно увидеть в художественном или публицистическом тексте, но из разговорной речи оно ушло.
Отдавался. Это слово в данном значении устарело и не употребляется. Мы говорим: Вода немного отдавала тиной или Вдалеке раздавалось эхо.
Внимать. Слово воспринимается как возвышенное. Соответствующий фрагмент явно был возвышенным и в эпоху Крылова: об этом говорит упоминание богини Авроры; он пародирует пастораль.
Чуть-чуть. Сейчас у этого выражения несколько изменилась сочетаемость: в басне чуть-чуть дыша означает «очень тихо, стараясь не дышать»; сейчас так не говорят, хотя можно сказатьчуть-чуть подталкивая («немного подталкивая»).
Скончал певец. Глагол скончать – архаизм; ему соответствует современное закончить.
Уставясь, услыша. Сейчас эти формы деепричастий не употребляются – им соответствуютуставившись, услышав (грамматический архаизм).
Изрядно. Данное значение («хорошо, здорово») устарело.
Сказать неложно. Слово неложно не употребляется. Этому выражению соответствуют нашиправда сказать, и вправду.
Боле. Грамматический архаизм – ср. больше.

Просмотр мультфильма «Осёл и Соловей». Назвать героев басни.
Чтение текста басни учителем. Обратить внимание уч-ся на непонятные слова. Объяснение слов, замена их современными синонимами.
Являть своё искусство
внимало всё тогда
изрядно
сказать несложно
боле навострился

Речевая разминка

10. Чтение текста уч-ся
11. Беседа по вопросам:
- 4 -
1. С какой просьбой обратился Осёл к соловью?
2. Как описывает Крылов пение Соловья?
3. Как слушали пение Соловья все в округе?
4. Какова была реакция Осла на пение Соловья?
5. Что сделал Соловей. Услышав приговор Осла?
6. Какова мораль басни?
7. Каких судей имел в виду Кылов?

12. Чтение басни учащимися. Прочитайте эту басню выразительно.
13. Подведение итогов работы над басней.
Найдите мораль басни. О чём предупреждает своих читателей Крылов? О чём он советует помнить постоянно? Какие пороки людей осуждаются Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.


14. Объяснение домашнего задания: Выразительное чтение басни.
Нарисовать понравившийся эпизод.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

















15