Технологическая карта Определение места для бивака.Бивачные работы.
Дата проведения : 30.09.16
Предмет - основы безопасности жизнедеятельности
Класс -6 А,Б,В
Тема урока: «Определение места для бивака и организация бивачных работ».
Цель урока : Научить детей правильно определять место для бивака во время похода на природу.
Задачи
Обучающие задачи:
Познакомить учащихся с понятием «бивак».
Изучить меры безопасности при проведении бивачных работ, при разведении костра и при обращении с топором.
Пробудить познавательный интерес учащихся к походам.
Развивающие задачи:
Развивать необходимость безопасного поведения человека в природе, как ценностного отношения к человеческой жизни.
Развивать умение находить выход из сложной ситуации на природе.
Формировать основные понятия - бивак, бивачные работы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки и любовь к родной природе.
Тип урока: комбинированный урок с применением ИКТ.
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с тестовыми заданиями
Структура и ход урока
№ П./ПЭтапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
1. Организационный момент Приветствие Приветствие Регулятивные: сформировать взаимоотношения с окружающими;
Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми;
2. Актуализация знаний 1) В турпоход нужно отправляться только вместе …со взрослым руководителем.2) Начинающий турист должен хорошо научиться… пользоваться компасом, знать примерный список личного снаряжения, уметь укладывать рюкзак.3) Брать с собой только ….все необходимое.4) Правильно уметь разводить ….костер
5)Какие виды походов вы знаете?
6)Сколько человеку нужно вещей в походе? А чтобы выжить на необитаемом острове?
Отвечают
Делает фронтальный опрос
Личностные: социально-психологического ( качество отношений с окружающими людьми);
Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими;
Коммуникативные: готовность к самостоятельной форме деятельности,
3. Постановка учебных задач. - Сегодня у нас завершающее путешествие, связанное различными ситуациями в природных условиях, мы с вами расширим представление о месте выбора для привала, вспомним правила безопасного поведения на природе при разведении костра Отвечают
Записывают тему «Определение места для бивака и организация бивачных работ».
Дополняют учителя Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных
Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми; готовность к коллективным формам деятельности.
4.
Изучение нового материала.
1.Рассказ учителя
- Как вы думаете, что такое «бивак»?
- А теперь попробуйте, пожалуйста, разработать правила, которым должно соответствовать место бивака.
Работать вы будете по группам. Вы можете записать правила места стоянки вашей группы. См.приложение
- А теперь подберем место для разведения костра. Какие вы знаете правила разведения костра?
Для того чтобы развести костер, что вам понадобится ? Существуют правила обращения с топором. Умеете ли вы обращаться с топором?
- Перейдем к разговору о приготовлении пищи. Для того чтобы приготовить пищу, конечно, нужен костер.
- Как правильно разложить костер? А чтобы горел костер, что нужно?
ФИЗМИНУТКА
(см.приложение)
Дополняют рассказ
Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.
Обсуждают и дополняют друг друга.
Записывают определения в тетрадь.
Находят в тексте ошибки ,выделяют их.
Делают выводы
Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям,
Регулятивные: прогнозировать возможность опасных ситуаций во время путешествия
Познавательные: познакомиться с причинами возникновения опасных ситуаций на дороге
Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;
5. Первичное закрепление. Выполнение заданий по группам.
См.приложение
Решают задачу 6. Закрепление изученного материала.
А) ВОПРОСЫ
1.Каким требованием должно соответствовать место для бивака?
2.Назовите основные требования к месту для разведения костра.
3.Назовите, какие меры безопасности вы должны соблюдать при разведении костра?
4.Что надо сделать и что должно быть у вас, чтобы продержаться до появления спасателей?»
Б) Ситуационные задачи
Отвечают Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных
Регулятивные: уметь анализировать последствия опасных ситуаций видов туризма; сформировать навыки безопасности во время путешествия
Познавательные: познакомиться с источниками и причинами опасных ситуаций на дороге
6. Рефлексия -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Ваше отношение к данной теме урока?
Делают вывод о правилах поведения при следовании туризма.
Проговаривают своё отношение к теме данного урока.
Личностные: социально-психологического ( качество поведение в пути следования к местам отдыха).
Регулятивные: сформировать взаимоотношений с со всеми туристами.
Познавательные: Выучить правила безопасного поведения на дороге
Коммуникативные: владение умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.
7. Итог урока -Подводит итог урока. Совместно с обучающимися оценивает работу каждого ученика.
-Достигли мы нашей цели? Отвечают Личностные: социально-психологического ( качество отношений с окружающими людьми)
Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми.
8. Домашняя работа 1.Читать в учебнике стр.91-93.
2.Опишите свой летний поход, проанализируйте свои действия. Были ли допущены ошибки?
Записывают домашнее задание. ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание для 1 группы
Найдите в тексте ошибочно вписанные слова, подчеркните их и пронумеруйте. Замените их на правильные. Запишите в ответе правильные слова, соблюдая нумерацию.
Место для костра. Костер необходим для приготовления жилища (1), сушки одежды, освещения, отпугивания насекомых и зверей. В начале необходимо определить место для костра. Выберите полянку, защищенную от палящего солнца (2). Очистите предполагаемое место для костра от сухой травы, листьев, камней (3). Для надежности можно обложить костер рюкзаками (4). Не разводите костер возле стройных (5) деревьев: они могут загореться. Зимой не следует разжигать костер под большими деревьями : пар (6), скопившийся на них, может капать (7) вниз и погасить его.
Задание 2 группе
Найдите в тексте ошибочно вписанные слова, подчеркните их и пронумеруйте. Замените их на правильные. Запишите в ответе правильные слова, соблюдая нумерацию.
Разведение костра. Чтобы развести костер, нужны спички, дрова, песок (1). Но крупные поленья вы спичками не зажжете. Поэтому соберите растопку. Лучшая растопка – березовая кора, тоненькие сухие веточки, частокол (2). Они разгораются, испаряются (3) моментально и бывают сухими даже при небольшом дожде.
Приготовьте растопку, подберите, подсчитайте (4) веточки потолще. Как только разгорится растопка, надо подкладывать веточки все толще и толще, а потом укладывать толстые поленья. Сложнее разжечь костер в непогоду, когда идет дождь или снег. В этих условиях постарайтесь чем-нибудь накрыть, покрасить (5) растопку. Пригодятся в этих случаях и различные искусственные горючие материалы: оргстекло, резина, кремень (6), бумага, если они у вас окажутся. Для заготовки дров не обязательно иметь пилу, топор и корзину (7). В лесу всегда достаточно сухостоя и валежника.
За каждое обнаруженное неправильное слово – 1 балл.
В поход собираться нужно заранее, главное правильно запастись продуктами. Ведь там, в лесу или у реки не будет магазина или холодильника. Продукты должны быть калорийными и не скоропортящимися. Иначе можно сильно отравиться.
Нужно выбрать продукты, пригодные для длительных походов и отметить их галочкой.
ЗАДАНИЕ для 3 группы «ГЛАВНОЕ ЗАПАСТИСЬ ПРОДУКТАМИ…»
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОДУКТОВ
Нужно выбрать продукты, пригодные для длительных походов и отметить их галочкой.
- хлеб; гречка; картофель; консервы; лук; макароны; сухари; масло подсолнечное; морковь; сахар; соль;- колбаса; масло сливочное; торт; молоко; кефир; лимонад; уксус; яйца; мясо; рыба;Осталось только приготовить пищу на костре.
ЗАДАНИЕ для 4 группы « СОБЕРИ РЮКЗАК».
Ну, а теперь собираем рюкзак в поход.
На столе лежит рюкзак. Рядом разложены различные вещи. Учащиеся по очереди (по одному от каждой команды) подходят, берут предмет и кладут его в рюкзак. Каждый правильный предмет – 1 балл.
Предлагаемые предметы: компас, будильник, расческа, фен, теплые носки, карандаш, блокнот, подушка, фонарик, мыло, зубная паста, аптечка, сухари, средство от комаров, кукла, учебник, пакет молока, скакалки, бусы, и др. Теперь вы знаете, какие вещи вам понадобиться в походе.
Ситуационная задача №1
Представьте себе, вы спланировали провести выходной день в походе. С утра выдалась хорошая погода. Прибыли на место, выбрали место для бивака, поставили палатку. В это время набежали тучи, и начался дождь, который сопровождался сильным и порывистым ветром.
Опишите ваши действия
Ситуационная задача №2
Представьте себе, вы спланировали провести выходной день в походе. Прибыли на место, выбрали место для бивака, поставили палатку и обнаружили, что забыли взять воду. Что будете делать в таком случае?