Урок в 6 классе «Определение места для бивака и организация бивачных работ»
Урок ОБЖ в 6 классе на тему:
«Определение места для бивака и организация бивачных работ»
Цель урока :
Обучающие задачи:
Познакомить учащихся с понятием «бивак».
Научить детей правильно определять место для бивака во время похода на природу.
Изучить меры безопасности при проведении бивачных работ, при разведении костра и при обращении с топором.
Пробудить познавательный интерес учащихся к походам.
Развивающие задачи:
Развивать необходимость безопасного поведения человека в природе, как ценностного отношения к человеческой жизни.
Развивать умение находить выход из сложной ситуации на природе.
Формировать основные понятия - бивак, бивачные работы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки и любовь к родной природе.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1.Организационная часть.
Приветствие. Сегодня наш урок мы начнем необычно с прослушивания песни. Звучит походная песня.
2.Подготовка к восприятию нового материала.
Просмотр презентации с игры «Зарница».
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?( дети сами называют тему и цели урока)
1 слайд
Учитель: - Правильно.Сегодня у нас завершающее путешествие, связанное различными ситуациями в природных условиях, мы с вами расширим представление о месте выбора для привала, вспомним правила безопасного поведения на природе при разведении костра, с которым начали знакомиться в 5 классе, вспомним, что же необходимо взять с собой в поход
3. Изучение нового материала .
2 слайд .
3 – 4 слайд Как вы думаете, что такое «бивак»? (ответы уч-ся).
Ребята, а я посмотрела в энциклопедии слово бивак- привал, расположение войск вне населенного пункта под открытым небом. .( старинное, французское) Сейчас принято называть таким словом стоянку альпинистов, туристов. Бивак - это место, где остановились туристы и разбили свой лагерь
А теперь попробуйте, пожалуйста, разработать правила, которым должно соответствовать место бивака.
Работать вы будете по группам. Вы можете записать правила места стоянки вашей группы.
(Дети обеих групп составляют свои варианты)
5 слайд-6 слайд
А теперь подберем место для разведения костра. Какие вы знаете правила разведения костра? ( ответы детей)
7 слайд
9 слайд
Для того чтобы развести костер, что вам понадобится ? Существуют правила обращения с топором. Умеете ли вы обращаться с топором?
Я предлагаю вам прокомментировать правила работы с топором. (У каждого уч-ся карточка с правилами.) У вас на столе карточка, с правилами, вы их вклейте в свою тетрадь безопасности.
10 слайд Перейдем к разговору о приготовлении пищи. Для того чтобы приготовить пищу, конечно, нужен костер.
11 слайд Как правильно разложить костер? А чтобы горел костер, что нужно?
(работа по слайду)
Перед тем как разжечь костер, надо заготовить растопку из мелких сухих еловых веточек, бересты, смолы хвойных деревьев, сухого мха, травы, лишайника, стружек, лучины. Подготовленную растопку укладывают под сложенный шалашиком или колодцем мелкий сухой хворост и поджигают, а сверху по мере разгорания аккуратно кладут более толстые дрова. А в сырую погоду растопку делают из средней части расколотого топором сухостоя. В дождливую погоду костер разводят под прикрытием накидки или и плаща. Чем сильнее ветер и дождь, тем плотнее укладывают растопку и дрова на костре.
Ребята, а вы знаете, какие дрова используют для приготовления пищи? При заготовке топлива следует знать, что сырые и гнилые дрова дают много дыма, но мало тепла; мелкий хворост прогорает в первые две - три минуты; осиновые и пихтовые дрова плохи тем, что слишком сильно стреляют искрами.
Для приготовления пищи используют валежник березы и ольхи, который горит ровно и почти без дыма. Если надо развести большой костер, то лучше использовать дрова из соснового, кедрового и елового сухостоя.
Задание для 1 команды.
Найдите в тексте ошибочно вписанные слова, подчеркните их и пронумеруйте. Замените их на правильные. Запишите в ответе правильные слова, соблюдая нумерацию.
Место для костра. Костер необходим для приготовления жилища (1), сушки одежды, освещения, отпугивания насекомых и зверей. В начале необходимо определить место для костра. Выберите полянку, защищенную от палящего солнца (2). Очистите предполагаемое место для костра от сухой травы, листьев, камней (3). Для надежности можно обложить костер рюкзаками (4). Не разводите костер возле стройных (5) деревьев: они могут загореться. Зимой не следует разжигать костер под большими деревьями : пар (6), скопившийся на них, может капать (7) вниз и погасить его.
Задание 2 команде.
Найдите в тексте ошибочно вписанные слова, подчеркните их и пронумеруйте. Замените их на правильные. Запишите в ответе правильные слова, соблюдая нумерацию.
Разведение костра. Чтобы развести костер, нужны спички, дрова, песок (1). Но крупные поленья вы спичками не зажжете. Поэтому соберите растопку. Лучшая растопка – березовая кора, тоненькие сухие веточки, частокол (2). Они разгораются, испаряются (3) моментально и бывают сухими даже при небольшом дожде.
Приготовьте растопку, подберите, подсчитайте (4) веточки потолще. Как только разгорится растопка, надо подкладывать веточки все толще и толще, а потом укладывать толстые поленья. Сложнее разжечь костер в непогоду, когда идет дождь или снег. В этих условиях постарайтесь чем-нибудь накрыть, покрасить (5) растопку. Пригодятся в этих случаях и различные искусственные горючие материалы: оргстекло, резина, кремень (6), бумага, если они у вас окажутся. Для заготовки дров не обязательно иметь пилу, топор и корзину (7). В лесу всегда достаточно сухостоя и валежника.
За каждое обнаруженное неправильное слово – 1 балл.
В поход собираться нужно заранее, главное правильно запастись продуктами. Ведь там, в лесу или у реки не будет магазина или холодильника. Продукты должны быть калорийными и не скоропортящимися. Иначе можно сильно отравиться.
Командам на листах предлагается набор продуктов.
Нужно выбрать продукты, пригодные для длительных походов и отметить их галочкой.
ЗАДАНИЕ «ГЛАВНОЕ ЗАПАСТИСЬ ПРОДУКТАМИ»
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОДУКТОВ
- хлеб; гречка; картофель; консервы; лук; макароны; сухари; масло подсолнечное; морковь; сахар; соль;
- колбаса; масло сливочное; торт; молоко; кефир; лимонад; уксус; яйца; мясо; рыба;
Осталось только приготовить пищу на костре.
ЗАДАНИЕ « СОБЕРИ РЮКЗАК».
Ну, а теперь собираем рюкзак в поход.
На столе лежит рюкзак. Рядом разложены различные вещи. Учащиеся по очереди (по одному от каждой команды) подходят, берут предмет и кладут его в рюкзак. Каждый правильный предмет – 1 балл.
Предлагаемые предметы: компас, будильник, расческа, фен, теплые носки, карандаш, блокнот, подушка, фонарик, мыло, зубная паста, аптечка, сухари, средство от комаров, кукла, учебник, пакет молока, скакалки, бусы, и др.
Теперь вы знаете, какие вещи вам понадобиться в походе.
4. Закрепление изученного материала на уроке
12 слайд
Итак, с чем мы сегодня познакомились на уроке? Давайте перечислим все требования к биваку.( ответы детей)
А) Ответьте на вопросы.
Каким требованием должно соответствовать место для бивака?
Назовите основные требования к месту для разведения костра.
Назовите, какие меры безопасности вы должны соблюдать при разведении костра?
Б) Представьте себе, что вы отправились в поход. Но не всегда получается так, как мы хотим. Иногда обстоятельства меняют наши планы. Предлагаю по одной ситуационной задаче на группу.
Ситуационная задача №1
Представьте себе, вы спланировали провести выходной день в походе. С утра выдалась хорошая погода. Прибыли на место, выбрали место для бивака, поставили палатку. В это время набежали тучи, и начался дождь, который сопровождался сильным и порывистым ветром.
Опишите ваши действия
Ситуационная задача №2
Представьте себе, вы спланировали провести выходной день в походе. Прибыли на место, выбрали место для бивака, поставили палатку и обнаружили, что забыли взять воду. Что будете делать в таком случае?
Вопрос:
«Что надо сделать и что должно быть у вас, чтобы продержаться до появления спасателей?»
ОТВЕТ : вода, пища, огонь
5. Заключительная часть
А) Подведение итогов урока. Вручение памяток. Объявление отметок.. Благодарю за хорошую, плодотворную работу.
14 слайд Домашнее задание.
1. Составить кроссворд по пройденной теме
2.Вспомните и опишите свой летний поход, проанализируйте свои действия. Были ли допущены ошибки?
Обращаю внимание на то, что 2 задание повышенной сложности.
15слайд Рефлексия
Наш урок подходит к концу.
Предлагаю вам выбрать смайлик, который соответствует вашему настроению. Я очень рада, что у вас прекрасное настроение, и оно совпадает с моим! Спасибо за урок!!!!!!
Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 115