Открытый урок изо 6 класс на тему Батик. История возникновения и виды батика
Краснознаменное орта мектебі
Изобразительное искусство
Тема: Батик. История возникновения и виды батика.
Класс: 6 «б»
Учитель: Мукушев У.А.
2014-2015 оқу жылы
Тема: Батик. История возникновения и виды батика.
Цель: Формировать знания учащихся об искусстве батик.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с техникой росписи ткани – батик, с его
возникновением, видами; научить расписывать
ткань в технике холодного батика (солевая роспись);
Развивать фантазию, эстетический вкус, творческие способности;
Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Тип урока: Урок-мастерская
Оборудование: интерактивная доска, презентации «Батик», «Холодный батик (солевая техника)», ткань, рамки, краски, кисти, соль, вода, кнопки.Ход урока:
Организационный момент:
Приветствие
Проверка готовности учащихся к уроку.
Изучение темы урока:
Учитель: «Как вы думаете на чем еще можно рисовать кроме бумаги?» (вопрос к учащимся) (на ткани)
- Совершенно верно, на ткани. И это искусство называется Батик. (Презентация «Батик» )- И сегодня мы познакомимся с искусством батик, его возникновением и видами
(1 слайд)
-Итак, что же такое батик? (2 слайд) Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
- В чем же суть росписи? (3 слайд).
На ткань шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок) Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.
- Давайте рассмотрим эту роспись на ткани! (4слайд)
- Где же возникла эта удивительная роспись? (5 слайд).
Само слово Батик ( batik ) — индонезийское. В переводе с индонезийского языка -ba — означает хлопчатобумажную ткань, а -tik — “точка” или “капля”. Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.
(6 слайд) Китайцы в 2500 году до нашей эры упоминали о том, что применялись красители для ткани. На территории Египта были обнаружены древние образцы расписанных тканей. Ученые датируют эти находки V веком нашей эры. Но принято считать, что зародился батик в Индонезии, на острове Ява, оттуда перенесен в другие страны Азии, а в новейшее время и в Европу. В России батик появился примерно в 20-е годы XXв. вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн», развивался, в основном, в больших городах: Москве, Ленинграде, Иваново.
- А теперь давайте познакомимся с видами батика. (7 слайд)
Батик имеет такие виды как – горячий батик, холодный батик, свободная роспись, техника «сибори», техника узелкового батика «бандан».
(8 слайд) Горячий батик: для резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Ткань, обработанная воском, не поглащает краску, а также ограничивают ее распространение. Слово “горячий” в названии методики использовано не просто так — ведь художник при создании своей работы использует именно горячий, расплавленный воск. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.
(9 слайд) Холодный батик: Преимущественно холодный батик используется при нанесении краски на шелк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлиненным носиком.
(10 слайд) Свободная роспись: Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
(11 слайд) Техника «Сибори»: Так называемый складной батик. Результат достигается путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.
(12 слайд) Техника «Бандан»: Техника узелкового батика («бандан»). Один из его видов — техника «планги» — был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».
(13 слайд) Еще раз полюбуйтесь искусством батик!
Практическая работа: (Презентация «Холодный батик (солевая техника)»)
Работу выполняем по презентации: (1,2 слайды) Определяем цель работы
Приготовление необходимых материалов: рамка, шелк, кнопки, краски, кисти, соль, вода. (3 слайд)Натягиваем шелк на рамку, начиная с середины по вертикали и горизонтали. (4, 5 слайд)
Увлажняем шелк водой, сверху вниз, постепенно. (6 слайд) Проверяем равномерность увлажнения. (7 слайд)
Наносим на увлажненную поверхность шелка краску, начиная с более светлых тонов (8, 9 слайд). Происходит переливание красок (10 слайд).
На более влажные участки наносим соль, посыпая сверху. Соль изменяет окраску (11,12,13 слайд).
Оформление в рамку (Домашнее задание) (14 слайд), (15 слайд).
Итог урока:
- Что мы сегодня узнали нового?
- Чем мы занимались на уроке?
- Сто вам понравилось особенно?
(Оценивание работ учащихся)
Домашнее задание: оформить работы в рамку.