Технологическая карта урока по биологии: Многообразие голосеменных растений их значение в природе и жизни человека


Технологическая карта урока по биологии:
«Многообразие голосеменных и их значение в природе и жизни человека»
Цель и задачи для ученика (планируемые результаты соответствуют требованиям к результатам освоения ООП) Цель и задачи для учителя (соответствуют требованиям к результатам освоения ООП) Формируемые на уроке УУД
Цель: Изучить представителей отдела голосеменных растений и их значение в жизни природы и человека. Цель:
Охарактеризовать представителей отдела голосеменных растений и изучить их значение в жизни природы и человека Познавательные
Регулятивные Коммуникативные Личностные
Задачи:
- на знание: Называть основных представителей отдела голосеменные Задачи:
- образовательные (предметные):
• Познакомить учащихся с основными представителями отдела голосеменные
Поиск и выделение информации Сопоставлять уже изученный материал с новым Высказывание своей точки зрения. Осознавать необходимость изучения растительного мира.
Развитие самостояте-льности.
- на синтез:
Делает вывод о том, что голосеменные важны в жизни человека и природы
- на оценку:
Оценивает взаимосвязь между представителем голосеменных и его значением в жизни человека и природы.
-развивающие
(метапредметные):
•Сделать вывод о том, что голосеменные важны, как в жизни человека, так и в жизни природы.
•Способствовать развитию умений сопоставлять представителя голосеменных с его значение в жизни природы и человека.
Работать в соответствии поставленной целью Умение общаться и взаимодействовать друг с другом. воспитательные (личностные):
Воспитывать целостное восприятие окружающего мира; 2. Время урока: 45 минут
3. Тип урока: изучение нового материала
4. Вид урока: педагогическая мастерская
5. План урока:
Этапы урока Время Методы обучения Средства обучения
Организационный 1 минута Вступление Проверка домашнего задания 3 минуты Письменные ответы учащихся. Карточка с тестом на 3 вопроса (приложение1)
Индуктор 13 минут Объяснение. ТСО
Деконструкция 2 минуты Самостоятельная работа учащихся. Учебник
Реконструкция 3 минуты Рассказ учителя и самостоятельная работа учащихся. Учебник
Социализация 15 минут Групповая работа учащихся. Канцелярские принадлежности
Афиширование 5 минут Представление результатов Разрыв 1 минута Групповая работа Рефлексия 2 минуты Анализ результатов Сообщение д/з1 минуты Объяснение Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность учащегося Формируемые УУД
Организационный
Создать благоприятную атмосферу в классе и настроить учащихся на работу. –Доброе утро ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я
рада встречи с вами.
– А какое настроение у вас, ребята? Здравствуйте.
У нас тоже отличное настроение! Личностные: самоопределение
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем.
Проверка домашнего задания Воспроизведение учащимися знаний, которые были получены на предыдущем уроке. –Ребята, сейчас мы с вами проверим домашнее задание с помощью теста.
–На написание теста у вас будет 3 минуты, вам нужно будет ответить на 3 вопроса. (Приложение 1), все понятно? Учащиеся слушают учителя.
Да все понятно. Личностные:
создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию
Индуктор Создание эмоционального настроя на творческую деятельность каждого ученика. – сегодня мы с вами проведем необычный урок – урок-мастерскую.
–А начать мне бы его хотелось с загадок, на которые вы мне дадите ответы.
–Преколючие наряды.
Кто же им скажите рады?
Платья из иголок
У красавиц...
–Хоть колюча, а не Ёлка,
Подлинней её иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица ...
–Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
–Это дерево большое,
На ветвях его растёт
Не листва – густая хвоя
Зеленеет круглый год.
И всегда на шишки щедрИсполин сибирский – ...
–Молодцы ребята, все правильно.
–А для чего нам нужны голосеменные растения?
–Молодцы, какие вы умные. Все правильно.
–А, исходя из всех отгадок и размышлений, как вы думаете, какая тема будет нашего урока?
–Молодцы, правильно.
–Сейчас мы с вами рассмотрим некоторых представителей отдела голосеменных растений.
–Саговниковые (приложение 2)
–Гнетовые (приложение 3)
–Гинкговые (приложение 4)
–Хвойные (приложение 5) Учащиеся активно слушают учителя.
Елок
Сосна
Лиственница
Кедр
Зимой на новый год ставить елку
Дрова рябят из них
Животные делают в них дупла и гнезда
Шишки собирают животные для питания.
Многообразие голосеменных растений и значение их для человека и животных
Слушаю учителя, и записывают тему урока.
–Слушаю учителя. Регулятивные: самостоятельно выдвигают цель урока
Коммуникативные: слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания.
Деконструкция
Работа с материалам и превращение его в хаос – Ребята сейчас мы с вами рассмотрели различных представителей голосеменных растений.
–Перед вами лежат краски, кисточки, цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, карандаши.
–Посмотрите все эти принадлежности и подумайте, чем мы с вами будем заниматься.
–ребята вы правы, сегодня на уроке мы с вами будем творить. Учащиеся внимательно слушают учителя.
Перебирают канцелярские принадлежности
Может быть делать какую-то подделку связанную с голосеменными растениями
А может быть елочку надо сделать. Коммуникативные: высказывание своей точки зрения.
Личностные:
обладают учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.
Реконструкция Создание своего мира. –Ребята, сейчас каждый из вспоминая представителей голосеменных растений и смотря, что у вас есть на партах, подумайте, какое бы растение вы создали.
–Так же вы можете посмотреть картинке на странице учебника 72-73.
–Вы можете создать или растение или шишку, а можете веточку с шишкой. Учащиеся слушают учителя и думаю над словами учителя.
Учащиеся осмысливают предстоящую им работу.
Познавательные: осуществляют анализ и работают с канцелярскими материалами
Личностные: обладают учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению
Социализация
Соотнесение своей деятельности с деятельностью других, работа в группах –Сейчас ребята давайте разделимся на 4 группы
–каждая группа должна будет создать какое-либо растение, либо то которое мы сегодня с вами изучали, либо какое-то свое и придумать для него название и рассказать о его значении в жизни природы и человека.
–Вам понятно задание?
–ребята у нас времени не очень много поэтому разделите обязанности в группе и выполняете каждый свою работу. Делятся на 4 группы.
Внимательно слушают учителя.
Да
Слушают учителя и начинают творить. Познавательные: осуществляют анализ и работают с канцелярскими материалами
Личностные: осознают ответственность за общее дело.
Афиширование Представление произведения всему классу и их обсуждение. –И так ребята, я смотрю, все закончили.
–Давайте сейчас по очереди каждая группа представит нам свое произведение и объяснит его значение.
–Какие вы ребята молодцы, какие у всех получились красивые растения, прям глаз не отвести. Представление своих работ групп перед классом (приложение 6) Личностные: осуществляют предоставление своих результатов перед классом.
Разрыв Кульминация творческого процесса –Ребята, сейчас вы посмотрели на творчество всех групп, теперь подумайте минутку и может быть у вас придут еще какие-то идеи, и вы дополните свое растение чем-то новым. Ребята слушают учителя и начинают думать и подделывать свои творения. Познавательные: осуществляют анализ и работают с канцелярскими материалами
Рефлексия Обобщение чувств возникших в процессе творения –Покажите все свои работы и давайте оценим работу каждой группы.
–Ребята вам понравился сегодняшний урок?
–Я очень рада что вам понравился урок. Слушают учителя и начинают оценивать работы.
Да, очень понравился.
Было очень здорово. Познавательные: осуществляют анализ своей деятельности и деятельности других учеников.
Домашнее задание. Сообщение д/з. Прочитать учебник на страницах 68-73 и письменно ответить на вопросы 1, 4, 7, 9, 10 на странице 74 и выполнить в рабочей тетради задание 43 на странице 37. Записывают домашнее задание в дневник.
Вывод по уроку:
Отдел голосеменных растений включают в себя большое количество видов. Все растения этого отдела очень важны в жизни природы и жизни человека. Они выполняют разнообразные функции, которые помогают существовать человеку и животным.
Приложения к уроку
Приложение 1
Проверка домашнего задания.
Вопросы:
Сколько видов включает отдел голосеменных растений: а) 710 б) 700 в) 770
Наиболее распространены представители класса: а) гнетовые б) эфедровые в) хвойные
Какие шишки образуются на молодых стеблях сосны: а) мужские б) мужские и женские в) женские
Ответы:
Б
В
Б
Приложение 2
Саговниковые Небольшая наиболее древняя группа из ныне живущих голосеменных. Родовое название азиатских представителей этой группы саговник или цикас (cycas) происходит от греческого слова kykas — пальма.
Высота взрослых растений — от 2 до 15 м размножающихся семенами, появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Растут они везде, кроме Европы и Антарктиды.
Значение саговниковых:
в пищу
в народной медицине
для различных поделок
как ритуальные растения
в садоводстве


Приложение 3
Гнетовые Гнетови́дные (лат. Gnetóphyta) — отдел сосудистых растений, по своему жизненному циклу близких к саговникам, но имеющих более сложные репродуктивные органы и по ряду признаков приближающихся к цветковым растениям. Вельвичия удивительная Эфедра. Вельвичия удивительная из пустыни Намиб в юго-западной Африке, где дождей не бывает по году. Растение вельвичии напоминает низкий и толстый (до 1,2 м в поперечнике) пень, от которого отходят всего два лентовидных листа, достигающих 6 м в длину и 1,8 м в ширину. Они нарастают от основания всю жизнь, расщепляясь на ленты. Возраст листа может достигать 2 тыс. Лет и более. На поверхности «пня» появляются веточки с мелкими шишками.
Хозяйственное значение гнетовых невелико. семена некоторых видов в поджаренном виде съедобны, но не особенно вкусны из семян гнетумаула (Gnetumula) получают пищевое масло молодые листья и стробилы гнетума гнемон на его родине, в тропической Азии, иногда употребляют в качестве овощной зелени Значение гнетовых.

Приложение 4
Гинкговые Гинкго (Ginkgo), род листопадных голосеменных древесных растений порядка гинкговых. Единственный современный представитель — Гинкго двулопастный — дерево высотой 30—40 м, толщиной до 1 м, с раскидистой кроной; двудомное. Встречается в немногих районах Восточной Азии. В Европе разводится как декоративное дерево с 1754. Некоторые деревья достигают возраста 2500 лет.
Значение гинкговых отваренные или жареные семена гинкго с давних времен употребляют в пищу в районах его произрастания используются в китайской медицине. вместо шишек образуются косточковидные семена в смолистых околосемянниках., которые после соответствующей обработки представляют собой изысканнейший деликатес. японцы верят, что плоды гинкго воплощают в себе животворные силы Земли в основном используются как декоративные растения.

Приложение 5
Хво́йные — один из отделов царства растений, семена которых развиваются в шишках. Все современные виды — древесные растения, преобладающее большинство — деревья, хотя есть и кустарники. Типичные представители — кедр, кипарис, пихта, можжевельник, лиственница, ель, сосна, секвойя, тис и каури. Хвойные растения произрастают в диком виде почти во всех частях света. Ель Сосна Туя Пихта.
Значение хвойны:
выделяют кислород
усваивают углекислый газ с
осны закрепляют пески первыми заселяют пожарища,
вырубки выделяют фитонциды, убивающие бактерии
задерживают таяние снега,
обогащая почву влагой хвойный опад – органические удобрения в лесу
создают условия для роста других растений семена – пища для птиц.
очищают воздух
являются поставщиками поставляют древесины
из них изготавливают искусственные волокна, бумагу
создают микроклимат используются в медицине.

Приложение 6
Представление работ учащимися.