Внеклассное мероприятие на тему Знатоки русского языка (9-10 классы)
Жайсанская средняя школа с дошкольным мини- центром»
государственного коммунального учреждения
Урок-игра
«Знатоки русского языка »
9 -10 классы
Подготовила: Чичибаева Г. С.
Урок-игра «Знатоки русского языка » 9 -10классы
Цели:
· обучающая: углубить и расширить кругозор знаний учащихся о языке;
· развивающая: развивать и укреплять навыки критического мышления, повышать грамотность учащихся;
· воспитательная: прививать любовь к русскому языку.
Оборудование:
плакаты с высказываниями классиков русской литературы о русском языке: «Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость» (К.Г. Паустовский). «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К.Г. Паустовский) «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А.И. Куприн) «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием» (И.С. Тургенев)
Вступительное слово учителя:
С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Вы ходите в школу. В речах учителя, на страницах книг развертывается перед вами огромная Вселенная, отраженная в словах. Вы узнаете о том, что было сто и даже тысячу лет назад. И все это благодаря языку. На земном шаре насчитывается около 6000 языков.. Русский язык знают и любят не только все народы, населяющие нашу прекрасную Родину, но и многие люди всех стран мира. Сбылись слова русского писателя А.Н. Толстого, который говорил, что «настанет время, когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». И эта действительность превзошла предсказание Толстого. Русский язык звучит не только по всем меридианам земного шара, но и в космических просторах. Русский язык имеет большое международное значение. На нем создана богатейшая художественная литература. И чтобы любить русский язык, надо его знать. Ведь не зря говорят, что без грамматики не выучить и математики. И сегодня, ребята, вы сможете показать свою находчивость, смекалку и еще раз проверить свои знания по русскому языку.
Ведущий 1:
Друг мой! Кто бы ты ни был,
Где бы ты ни был,
Русский язык изучай.
Если ты хочешь судьбу перестроить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Ведущий 2:
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Ведущий 1:
Русское слово живет на страницах
Мир открывающих книг.
Русское слово свободы
зарница –
Выучи русский язык!
Ведущий 2 :
Горького зоркость,
Бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальность русского слова –
Выучи русский язык!
Ведущий 1: Мы начинаем вечер знатоков русского языка. Сегодня соревнуются в остроумии, веселости и знаниях две команды – «Веселые ребята» и «Дружба». Судят сегодняшнее соревнование: члены жюри… . ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слово предоставляется командам дл я приветствия.
Команда « Веселые ребята»
Мы весёлые ребята,И не любим мы скучать,С удовольствием хотим мыСвои знания показать.И пусть быстрей кипит борьба,Сильней соревнование,Успех решает не судьба,А только наши знания.
Команда «Дружба»Мы отвечаем дружно,И здесь сомнений нет:Сегодня будет дружбаВладычицей побед.И, соревнуясь вместе с вами,Мы останемся друзьями.Пусть борьба кипит сильней -И наша дружба крепнет с ней.
Капитаны команд вытягивают жетоны, чтобы определить номер выступления.№1,2
Первый конкурс – «Разминка» /1 слайд/
Ведущий 2: Наш первый конкурс "Разминка". Участвуют две команды. За правильный ответ 1 балл
Первое задание :За 1 минуту перечислите разделы русского языка
/2 слайд/
Второе задание:Объясните : что изучают данные разделы.
Разделы русского языка: синтаксис; лексика, фразеология; словообразование; пунктуация; морфология; фонетика орфография; графика; стилистика;Ведущий 1:Молодцы! С первым заданием вы прекрасно справились! И пора приступить к следующему конкурсу "Ударные слова". На листах вам предложены слова, в которых необходимо правильно расставить ударения. На выполнение этого задания вам отводится 2 минуты. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
2 –слайд «Ударные слова»
1)команда-цемент,алфавит, документы , инструмент, километр, магазин, статуя;
2)-команда-диалог,центнер,квартал, позвонит , кухонный, медикаменты, менеджер.
3- тур «Конкурс знающих»командам задаются вопросы. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Если ответ готов , вы должны поднять табличку «Есть ответ»
1.Чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных предложений.?2.На какие группы делятся сочинительные союзы?
Из чего состоит сложное предложение?
Раскройте значения слова брифинг
5.Кто составил первую научную грамматику русского языка?
6. Какие виды придаточных в сложноподчиненном предложении знаете?
7. Из чего состоит словосочетание?
8. К какому стилю относятся стихи, рассказы, повести, романы, поэмы?
9. Кем был АхметБайтурсынов?
10. Назовите служебные части речи.
11.Какой научный подвиг сделал Дмитрий Иванович Менделеев?
12.Президентом Российской Федерации был подписан Указ: «Установить День русского языка и отмечать его ежегодно» /назовите дату этого дня/.
4 тур – «Конкурс капитанов»
Ведущий 2: А теперь мы приглашаем на сцену капитанов! / Звучит музыка/
Уважаемые капитаны, для вас подготовлено два задания: у себя на столах вы видите розовые листы с первым заданием .Вам необходимо внимательно прочитать предложение и указать к какой части речи относятся слова. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. И второе задание наизусть прочитать стихотворение . На подготовку 3 минуты.
Задание№1:
1) Мы выезжаем из леса на великолепную, сияющую под солнцем поляну.
2) Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.
Задание №2 Прочитать наизусть стихотворение на желаемую тему.
Ведущий 1: Пока капитаны готовятся
Конкурс с болельщиками. «Кто быстрее» Отгадайте загадки/ за правильный ответ победитель награждается/.
Под каким кустом сидит заяц, когда идет дождь?
От чего утка плавает?
Чем кончается день и ночь?
Какую часть слова можно найти в земле?
Из-под снега вышел вдруг
И весной запахло вдруг./ /
Сколько нужно букв, чтобы написать «мать», «сын», «отец», «дочь», «бабушка», «дедушка»? (5 – «семья»).
Итак, продолжаем конкурс капитанов./Команда «Веселые ребята»…
Жури оценит ваши выступления.
Ведущий2:Пятый конкурс – «Продолжи пословицу»
А теперь, ребята, такое задание: мы будем называть пословицы, а вы будете должны ее продолжить. За каждый верный ответ вы получаете 1 балл . Итак, начинаем! Играет команда «»
Кто не работает – ....
Ведущий 1: Без труда не ...
Ведущий 2: Кончил дело – ...
Ведущий 1: Поспешишь – ...
Ведущий 2:Один за всех..Ведущий 1: После драки ...
Продолжает игру команда «»
Дружба и братство дороже ……
Дерево ценят по плодам, а …..
Труд человека кормит, а …..
Колодец роет один человек , а ……..
Семь раз отмерь,
Друзья познаются в …
Молодцы!
Шестой конкурс - "Умножалочка"
Ведущий 1: Ребята, я буду называть слова в единственном числе, а вы – во множественном. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.
Команде « Веселые ребята»
житель –
любитель –
село-
поле-
лень – нет мн.ч.
учитель –
грек –
календарь-
В-2: Команде «Дружба»
узбек –
человек -
день –
пень –
дуга –
рука –
мука' – нет мн.ч.
земля-
В-1:Конкурс «Алфавит – аукцион» За каждый правильный ответ 1 балл. Отвечать нужно быстро.(На каждую букву – задание, назвать:………..)Команде «Веселые ребята»А-город?Б- музыкальный инструмент?В- двухколесный летний транспорт?Г- предмет в школе?Д- имя девочки?Е – ягода?Ж - насекомое?3 - певица?И - конфетаК –самая маленькая птичка?Л – орудие труда?М - дикое животное?Н –название праздника?О - междометие?
Команде «Дружба»П - поэт?Р - школьная принадлежность?С - родственница?Т - писатель?У - профессия?Ф –огородное растение?X - артист?Ц - строительный материал?Ч –название танца?Ш - учебное учреждение?Щ - сказочная рыба-волшебница?Э - его можно услышать в горах?Ю - игрушка?Я - фрукт?
Уважаемое жюри просим вас подвести итоги и объявить результаты участников конкурса. Заключительное слово учителя:
Великие люди высоко ценили русский язык, восхищались его богатством, меткостью, силой и красотой. Мы, следуя их примеру, должны:
1) обогащать свой словарный запас;
2) укреплять грамотность;
3) повышать языковую культуру;
4) любить и беречь русский язык.
Подведение итогов: объявление результатов, награждение победителей, участников конкурсов болельщиков.
Ведущие:
Всем спасибо за вниманье,За задор и звонкий смех,За азарт соревнованья, Обеспечивший успех.Вот настал момент прощанья,Будет краткой наша речь:Говорим мы: до свиданья,До счастливых новых встреч!