Конспект: «Психические состояния как объект психологических исследований»
Конспект: «Психические состояния как объект психологических исследований»
Сегодня государственные стандарты дошкольного образования выделяют основной целью профессиональной деятельности педагогов обеспечение эмоционально благоприятной среды каждого субъекта воспитательно - образовательного процесса. Т. Куликова подчёркивает, что педагог дошкольного учреждения должен содействовать полноценному развитию ребёнка, обеспечить его детство счастливым, эмоционально благополучным.
Для того, чтобы воспитатели могли целенаправленно организовывать этот процесс, им необходимо осознать и разобраться, в первую очередь, в понятии «психическое состояние»[6,c.76].
Изучение психических состояний как особой категории психических явлений, начатое в нашей стране в 50 - 60-е гг. (В.Н. Мясищев, Н.Д. Левитов), заполнило реально существовавший в то время пробел в системе психологических понятий между психическими процессами и психическими свойствами личности; вместе с тем необходимо отметить недостаточную изученность данного вопроса.
А. О. Прохоров подчеркивает, что разработка проблемы психических состояний ведётся, в основном, в рамках психологии труда и инженерной психологии, психологии физической культуры и спорта, медицинской психологии. Автор выделяет актуальность проблемы в 3-х аспектах:
1. В общепсихологическом, т.е. - в слабой изученности категории состояний по сравнению с другими категориями психических явлений - процессами и свойствами. Данный аспект выделяли и О.Н. Кузнецова, В.И. Мясников, В.В, Чебышева и др.
2. В частно - психологическом. Нет общепринятого мнения об определении, структуре и функции, механизмах и детерминантах, номенклатуре, классификации и методах исследования. Об этом писали также В.А. Ганзен, Н.Д. Левитов, Н.Е. Малков, Ю.Е. Сосновикова, и др.
3. В прикладном плане область психических состояний представлен в виде мозаичной картины разнообразных факторов, частных методик, подходов и положений, разработанных в рамках отдельных отраслей психологии[12,c.90].
Разноплановость и фрагментарность проводящихся исследований обуславливают наличие разнообразных «белых пятен» в отношении номенюшуры и состава, в понимании структуры, механизмов и детерминации, в анализе и описании функций состояний, в разработке диагностических методик и способов оптимизации состояний.
Исследователи указывали на некоторые аспекты структуры состояний, их связи с эмоциями, влиянии на развитие личности и т.д., однако, по - прежнему данный вопрос остаётся недостаточно изученным. Ю.С. Сосновикова подчёркивает, что одной из важных задач этой проблемы, требующей первоочередного решения, является задача определения самого понятия психических состояний.
Так, К.К. Платонов, Г.Г. Голубев определяют психическое состояние как сложное и многообразное, достаточно стойкое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации. В.Н. Мясищев в работе понимает под состоянием общий функциональный уровень, на фоне которого развивается процесс. Ю.Е. Сосновикова пишет: «Психические состояния - это конкретное проявление компонентов (явлений) психики в данный период времени». Автор подчёркивает самостоятельность психических состояний как одного из компонентов психики, психологической категорией. Вместе с тем отмечает сложность, противоречивость, диалектичность данной категории[34,c.49].
Е.П. Ильин считает, что психическое состояние «это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленные на достижение полезного результата». Я.Л. Коломенский определяет эмоциональные состояния как отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Схожа с данным утверждением точка зрения Г.М. Бреслава об эмоциональных состояниях как механизме выделения актуального в пространстве и времени. А.Б. Леонова понимает под функциональным состоянием интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности.
Н.Д. Левитов определяет психическое состояние как целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, показывающую своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что психическое состояние «не детерминирует, а лишь регулирует детерминируемую иными моментами деятельность человека; делает индивида более или менее чувствительным к тем или иным побуждениям, создает как бы систему шлюзов, которые в эмоциональных состояниях устанавливаются на ту или иную высоту; приспособляя, адаптируя и рецепторные, вообще познавательные, и моторные, вообще действенные, волевые функции, обуславливает тонус, темпы деятельности, ее настроенность»[6,c.90].
В этих определениях отмечается различный подход, авторы выделяют многообразные стороны, особенности психических состояний. Так, подчеркивается взаимосвязь психических состояний с психологическими свойствами личности, процессами, своеобразием деятельности, явлениями окружающей действительности. В определении психических состояний включены энергетические, информационные, временные и пространственные аспекты; подчеркивается целостность, системные свойства, специфические качества и т.д. Однако, с позиций системного подхода, отмечается недостаточность в данных определениях, так как необходима упорядоченность по характеристикам пространство - время, информация - энергия.
Не умаляя аналитического подхода к изучению психических состояний и признавая его заслуги в деле теоретического и экспериментального исследования их на первых этапах, отметим, что дальнейшее изучение только отдельных классов психических состояний (функциональных, эмоциональных, личностных и т.д.) приводит к утрате общепсихологических представлений о целостности психических состояний, не способствует раскрытию общих закономерностей их формирования. В этих условиях наиболее продуктивным в изучении указанной выше проблемы является системный подход. Анализ психических состояний как целостных образований, изучение особенностей интеграции их компонентов в целое, многомерность и иерархичность, другие признаки системного подхода открывают новые перспективы в исследовании психологической природы состояний[32,c.48].
А.О. Прохоров, используя системный и категориальный подходы, выделяет пять аспектов описания систем: 1) система как неделимое целое; 2) система как сложное составное целое; 3) взаимоотношения системы и метасистемы (психического целого); 4) взаимоотношения системы и среды; 5) цикл существования системы.
Исходя из вышеизложенного, самым достаточным, на наш взгляд, является определение, данное А.О. Прохоровым: «Психическое состояние - это субъективное отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени».
Определение содержит как необходимые категориальные признаки (целостность, ситуативность, устойчивость во времени, единство переживания и поведения, связь с личностными особенностями и психическими процессами), так и системные: субстративный (представлен в понятии целостность состояния), информационный - в субъективном отражении личностью ситуации, временный - в длительности психического состояния в континууме времени, пространственный - в представлении о психическом состоянии как синдроме (совокупности), характеризующийся определенной организованностью, энергетический - устойчивости единства переживания и поведения)[10,c.77].
Изучение функций психических состояний представлено в работах А.О. Прохорова. Так, автор выделяет следующие функции психических состояний:
1. Функцию формирования, развития психических функций, черт и качеств личности в условиях повторяющейся деятельности.
2. Функцию интеграции, где психические состояния объединяют психические свойства, и процессы в единое целое в отрезке текущего времени, образуя психическую структуру («психологический настрой») личности, обеспечивая единство психического, его целостность.
3. Регулирующую функцию, обеспечивающую в функциональном отношении синхронизацию всех функций и состояний в психическом целом, благодаря чему все функции состояний в целостной психической деятельности представлены одновременно и едино. В психическом целом регуляторная функция психических состояний обеспечивает уравновешенность субъекта с социально - предметной средой с одной стороны, а с другой - саморегуляцию и управление остальными функциями.
4. Функцию дифференциации, где каждое психическое состояние имеет свои связи с психическими свойствами и процессами как в количестве, так и качестве; определяющая «величину, частоту, устойчивость, выборочность и другие параметры связей психических состояний с процессами и свойствами».
5. Функцию отражения, которая связана с детерминацией психических состояний (в качественной характеристике состояния проявляется единство отражения субъектом конкретной ситуации и отношения к ней).
Левитов Н.Д. в работе включает в состав не только психические процессы, свойства личности и физиологические особенности, но и элементы противоположных состояний: личностные и ситуативные, глубокие и поверхностные, положительно и отрицательно действующие, продолжительные и краткие, более или менее осознанные и др. [9,c.65].
Ю.Е. Сосновикова считает, что любой компонент психики на определенный момент времени может стать главным и определяющим все состояние психики. Так, она пишет: «На фоне всех остальных компонентов может преобладающее значение получить отдельный психический процесс, например, мышление, воображение и др. В этом случае психические состояния можно обозначить как состояние размышления, состояние грезы, мечтательности и т.д. В этих состояниях, конечно, будут доминировать другие компоненты психики, но не они будут доминировать в нем». Изучение данного вопроса в дальнейшем шло в двух направлениях: личностном и деятельном. Представители первого (В.А. Ганзен, Л.П. Гримак, Л.Г. Дикая, Е.П. Ильин, ТА. Немчин, В.П. Панюшкин, В.А. Пономаренко, Л.С. Солнцева, В.В. Семикин, А.И. Юрьев, В.Н. Юрченко) компонентный состав психического определяют, исходя из особенностей личности, ее составляющих. Так, например, в состав психического включены перцептивные, волевые, аффективные, мыслительные компоненты и сознание. В состав психических состояний включают три блока: когнитивный, мотивационно - эмоциональный и активационно – энергетический[11,c.87].
Представители другого направления: Ю.М. Забродин, А.Ц. Пуни, Г.Б. Суворов, В.И. Чирков и другие - исследуют компонентный состав психических состояний в процессе деятельности.
В соответствии с этими подходами в состав психического состояния исследователи включают характеристики: психических процессов; потребностно - мотивационной сферы; осознания; психомоторные; когнитивные; энергетические; нейродинамические составляющие; функциональные характеристики: интенсивность, устойчивость и изменчивость, самопреобразование и др.
А.О. Прохоров включает в состав психических состояний: направленность как систему отношений личности, которая относится к мотивационной сфере; биологические компоненты; эмоциональные; волевые; интеллектуальные составляющие. В компонентный состав психического состояния, подчеркивает автор, включена вся психика в неразрывном единстве ее качественных (структурных), энергетических, информационных, динамических составляющих, но в данный момент времени отдельные составляющие занимают доминирующее положение. В структуру психического состояния Ю.Е. Сосновикова включает: цели деятельности, психологическую характеристику направленности его личности; оценку человеком ситуации с точки зрения этих целей; наличие конкретной цели действия в данных условиях и предвидимого результата как системообразующего фактора структуры состояния; степень упорядоченности, меру организованности психических компонентов и их систем в единую функциональную структуру, несколько опережающую ситуацию и адекватную предвидимому результату, характеристику, количество доминирующих и заторможенных компонентов структуры; степень общей напряженности, «тонус», функциональный уровень состояния; особенности динамики состояния[18,c.33].
Н.Д. Левитов отмечал целостность и устойчивость психических состояний в сравнении с психическими процессами, и в то же время зависимость от своеобразия их протекания. Своё описание структуры психического состояния представлено в работах В.А. Вяткина, Л.Я. Дорфмана, Е.П. Ильина, Т.А. Немчина, А.Б. Леонова, В.И. Чиркова, Г.Б. Суворова.
Характеризуя структуру психических состояний В.А. Ганзен и В.Н. Юрченко выделяют следующие характеристики: уровневость, совпадающая с уровневой организацией человека; субъективность - объективность; степень обобщенности (общие, особенные, индивидуальные).
Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве ее специфического свойства. Так как в каждом психологическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т. д.), что создает дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными ее отношениями, потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации[41,c.43].
В структуру психических состояний входят множество компонентов на самом разном системном уровне: от физиологического до когнитивного (Табл. 14.1):
Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» - например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных интеграторов психики (личности, интеллекта, сознания), используют термины состояние личности, состояние интеллекта, состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния. Опираясь на подходы к многообразию психических состояний, предложенные Н.Д. Левитовым, мы предлагаем свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента (Рис. 14.1). Принцип разделения состояний на те или иные категории объясняется ниже в табл. 14.2.