Организация внеурочной деятельности с детьми цыганской национальности


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАХОВОКОЛОДЕЗСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬГАЯ ШКОЛА»
БОЛЬШЕСОЛДАТСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ




ДОКЛАД


Организация внеурочной воспитательной работы с учащимися из семей цыганской национальности





Директор школы Шевякина Т.П.
Зам директора по УВР Бабкин А.А.












2016 год



Организация внеурочной воспитательной работы с учащимися из семей цыганской национальности

С каждым годом в школах возрастает процент учеников из семей, для которых русский язык не является родным, что делает все более значимой проблему терпимого отношения к ним окружающих. Чем больше в школах становится смуглых, плохо говорящих по-русски детей, тем больше приходится задумываться о двух вещах: во-первых, как сделать так, чтобы все дети в школе относились друг к другу уважительно, во-вторых, как обучать нерусских детей в условиях введения ФГОС эффективно, но в то же время, без ущерба для их одноклассников, не имеющих трудностей, связанных с незнанием языка. Особый вопрос – обучение и воспитание детей цыганской национальности, которые в условиях демографического роста приходят в школу сегодня все больше и больше.
В нашей школе обучается 20 детей , 8 из них дети из цыганской семьи и, как ни печально, мы не раз сталкивались с конфликтами на этнической почве. Трудности обучения цыганских детей связаны с организацией режима дня. Цыгане ведут своеобразный образ жизни: они поздно ложатся и поздно встают. Таким образом, во время учебного процесса нарушаются физиологические закономерности изменения работоспособности детей. Все это, безусловно, отражается на успешности обучения школьника. В каждом классе есть учащиеся, которые не справляются с учебной нагрузкой, испытывают различного рода трудности обучения. Коллектив школы старается обеспечить для ребят благоприятные условия для обучения. Общение с учащимися осуществляется на основе уважения, толерантного отношения  к личности. В настоящее время работа с цыганскими детьми требует от учителя, кроме гуманистических, дидактических и психологических способностей, владения дополнительными знаниями, которые непосредственно связаны с этнокультурными особенностями его воспитанников.
Существует немало особенностей во внешности и поведении детей этой национальности:
- В школе на переменах они держатся вместе, хотя и не сторонятся русских детей. Случается, что цыганята забывают, где находятся и начинают общаться друг с другом на своем языке, учителям приходится напоминать им, что разговаривать на не понятном языке не этично.
- Цыганские дети не отличаются от русских частотой невыполнения домашнего задания, но зато, когда они приходят в школу с неготовым заданием, у них есть оправдание – родители были заняты, и им пришлось водиться с их младшими братьями или сестрами. В большинстве цыганских семьей на самом деле много детей, поэтому ничего удивительного в том, что старшим ребятишкам нередко приходится заботиться о младших. Из-за необходимости сидеть с младшими братьями или сестрами, цыганские дети иногда даже отпрашиваются с уроков.
- Из всех предметов школьной программы им сложнее всего дается русский язык.
Следует отметить, что ранее ребята этой национальности не особенно интересовались учебой, тройки и четверки - наиболее распространенные в их дневниках оценки,  пятерки бывали достаточно редко. И если после начальной школы цыганские дети , как правило, не продолжали обучение, то в настоящее время прослеживается тенденция повышения качества образования - дети продолжают учебу и после окончания начальной школы.
Если учебой своих детей цыгане не сильно интересуются, то в жизни школы они принимают активное участие. Ни одно мероприятие не проходит без танцев цыганских ребят. Движение для них – это жизнь. Цыганские дети танцуют всегда и везде: в коридоре школы и на ее крыльце, на сцене и на улице. Причем, если среди русских танцующий парень – это редкость, то для цыган – это обычное дело. Часто в коридоре можно встретить несколько детей-цыган, которые танцуют, включив музыку у себя на телефоне.
Наша школа работает по теме «Личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно воспитательного процесса и одной из форм организации свободного досуга учащихся.
Занятия внеурочной деятельности проводились по следующим направлениям:
1  – спортивно – оздоровительное
2 – духовно – нравственное
3 – общеинтеллектуальное направление
4 – общекультурное направление
Дети из цыганской семьи принимают участие в работе кружков внеурочной деятельности.
Анализируя воспитательную работу школы с цыганскими детьми в 2015 году можно сказать, что пед. коллектив грамотно и эффективно выполнял свои функциональные обязанности, целенаправленно вел работу по воспитанию этих детей. Основными направлениями деятельности кл.руководителей являлись следующие:
учебная деятельность,
внешкольная и внеклассная работа,
профилактическая работа,
здоровьесберегающая деятельность,
работа с семьей,
дополнительное образование учащихся,
работа с учителями-предметниками,
индивидуальная работа с учащимися.

Воспитательная работа с цыганскими детьми была многоплановой и разносторонней, строилась с учётом того, что воспитание есть управление процессом развития личности. Главным условием успешной работы с детским коллективом можно назвать включение каждого учащегося в познавательную, творческую деятельность. Каждый ученик ощущал свою причастность к школьным и классным делам.
Были проведены классные часы
«Ребенок и закон»
«Чтобы помнили!»
«Славься, Отечество!»
«Чистое село» и другие

Дети из цыганских семей принимали участие в традиционных мероприятиях школы:
День защитника Отечества
8 Марта
День земли
День Победы
День пионерии
Последний звонок
День знаний
Осенний бал
День матери
День неизвестного солдата
День Героев Отечества
День сказки
Новый год
и другие мероприятия

Дети из цыганских семей принимали участие в районных массовых мероприятиях:
Колесо безопасности
Спортивное ориентирование
Легкоатлетический кросс
День пионерии

Школа тесно сотрудничает С сельской библиотекой , Домом досуга мероприятия которых не обходятся без участия цыганских детей.

Но наряду с положительными моментами воспитательной работы есть и отрицательные
На начало 2015 уч. года на ВШУ и учете ПДН состоял 3 человека ( Балашова Кристина 4 класс, Балашова Алена 8класс, Балашова Мария 5класс). Это показатель не ухудшения работы педагогов, а наоборот более тщательной работы по пресечению и профилактике правонарушений.
Администрацией школы ,классными руководителями, инспектором ПДН Федоровой С.В. участковым инспектором Чвыковым А.А неоднократно посещалась на дому семья
Балашовых. Причины посещений были разные:
-мелкие правонарушения
-систематические пропуски занятий без уважительных причин
- конфликтные ситуации со сверстниками
К сожалению данные мероприятия приносили лишь кратковременный результат, в связи с тем, что родители были убеждены в ненужности образования.

Но несмотря на все эти трудности педагогический коллектив школы старается чтобы дети из цыганской семьи чувствовали себя уютно и комфортно в стенах нашей школы.
Ведь успех воспитательной работы зависит от всех участников воспитательной работы – и детей, и взрослых.


.



Рисунок 015