Пустыни. Растения и животные пустынь.


Конспект открытого урока для городской творческой группы
«Познание мира» учитель Аюченко С.Я. ОПШМТ №11 г. Павлодар датаТема: Пустыни. Растения и животные пустынь.
Цели: Способствовать формированию у учащихся представление о природной зоне пустынь
Содействовать развитию умения работать с дополнительной литературой; умение устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и приспосабливаемостью живых организмов; умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы ;
Содействовать воспитанию бережного отношения к природе, учить понимать и ощущать ее красоту; коммуникативных навыков.
Цель для ученика
К концу урока:
1.Я могу назвать растения и животные, которые произрастают и обитают в пустыне.
2.Я могу рассказать об отличительных признаках пустыни.
3.Я сумею объяснить как растения, и животные приспосабливаются к данным условиям.
этапы время Деятельность ученика Деятельность учителя Оценивание Ресурсы
Организационно-мотивационный
Операционный этап
Рефлексия
Итог
Установить психологический настрой на работу
1. Распределение по группам.
Организация рабочего места.
Повторение правил работы в группе.
Проверка домашнего задания:
Прием «Кубик»
4 группы
Прием «Инсерт».
Задания в группы:
Прочитай текст на стр.80-83,используя стратегию «Инсерт». Отметь на полях:
+- новое,V- знал,
?-не понятно
Запиши новые слова в «Маршрутный лист» (см.приложение)
Обсуди отмеченные отрывки в паре с соседом.
Обсуди отмеченные отрывки в группе. Заполни таблицу.
Выступает 1 человек от группы.
знал новое непонятно
Просмотр электронного учебника
Задание №2. Работа в группах.
Группа №1.Заполни таблицу, опираясь на текст учебника на стр.80-83
Способы приспособления
Растения животные Группа №2
Сделай модель текста на стр. 80-83 по теме: Растения и животные пустынь.
Группа №3.
Сделай модель текста учебника на стр.80, используя дополнительную информацию.
Группа №4
Отбор информации.
«Верно-неверно»
Распредели правильно информацию.(см. приложение)
верно неверно
Пустыня-это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие, а растительность скудная.
Растения пустынь приспособились к недостатку влаги.
Животным пустынь угрожает перегрев.
Растения пустынь сдерживают движение песка.
Пустыни бывают солончаковые, песчаные, каменистые. Пустыня-это ровное безлесное пространство, покрыто растительностью
Самые многочисленные представители пустынь : жуки, мухи, насекомые, осы, бабочки.
Растения пустыни: мятлик, незабудки, гусиный лук.
Выступление групп, защита своих работ.
Оценивание работ групп, вопросы группам.
Подведение итогов работы.
Самопроверка по «ключу»
Стикерами оценивают свое настроение на уроке. объясняют свой выбор.
Домашнее задание:
Стр.80-83 повторить. стр.83-86 изучить, отвечать на вопросы.
*сообщение по данной теме.
( интересные факты о пустынях, о их обитателях и др.)
Организация групп по принципу 1-2-3-4. Выбор командира (подвязывание галстука)
Инструктаж
Каждой группе бросается кубик, члены группы отвечают на вопрос , ( на грани кубика)
Опиши- ключевое слово «степь»
Сравни- сравни с другими природными зонами( с лугами)
Ассоциируй- какие слова назвать по данной тема, слово-ассоциация.
Проанализируй- для чего нужна степь
Предложи- как можно использовать земли степи, или как они уже используются
Аргументируй- какую пользу или вред приносит степь
-Что вы знаете о пустыне?
Чем она отличается от других природных зон?
Какие растения и животные обитают в пустыне? Как приспосабливаются к данным условиям?
Ответы на все наши вопросы мы получим сегодня на уроке.
Тема урока: Пустыни, растения и животные пустынью
-какие новые слова вы записали в «маршрутный лист»?
Выступление от групп.
Промежуточный опрос:
Что называют пустыней?
Какие бывают пустыни?
Что такое солончак?
Как приспосабливаются растения к условиям произрастания в пустыне?
Как приспосабливаются животные к условиям проживания в пустыне?
Использование электронного учебника. Тема : пустыни.
Тест «да-нет»
В маршрутном листе.
1.Пустыня-это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие, а растительность редкая и скудная. (+)2. За год облик пустыни обновляется больше 10 раз.(-)
3.Жизнь большинства растений пустыни заканчивается через месяц.(+)
4.Днем животные спасаются от жары в норах, прячутся среди камней. (+)5.Такыры- это когда ровная глиняная поверхность после испарения воды, покрывается паутиной трещин. (+)
-Тема урока?
-Что узнали нового на уроке?
-Как приспосабливаются растения и животные к условиям обитания?
ФО: жест пальца
ФоФО: жест пальца
ФО: «2 звезды и одно пожелание»
Самооценивание по «ключу»
Все правильно-«5»
1ошибка-«4»
2 ошибки-«3»
более 2 ошибок-«2»
ФО: «Мое настроение»
Объяснить свой выбор Учебник, электронный учебник, «маршрутный лист», постеры, стикеры, маркеры, кубик, карточки, таблицаПриложение.
Маршрутный лист.
Ф.И.__________________________________
Дата__________________________________
Тема урока_______________________________
Задание «Инсерт» .Отметь на полях:
+- новое,V- знал,
?-не понятно
Новые понятия______________________________________________

Тест.
1.
2.
3.
4.
5.
Правильных ответов_________ оценка___
Ключ.
1.+
2.-
3.+
4.+
5.+
Дополнительная информация.
Существует 4 вида пустынь.
Первый вид- это ПЕСЧАННАЯ пустыня. Поверхность песчаных пустынь холмистая. Часто встречаются холмы высотой от 3 до 8 метров, такие холмы называются БАРХАНАМИ. Образуются барханы при движении песков под действием ветра. Одна сторона бархана пологая, другая- крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая деревья, кустарники. Но растения оказавшиеся под песком, выпускают новые корни и продолжают расти. Поэтому движение барханов можно остановить, если посадить много деревьев.
Второй вид- это ГЛИНИСТАЯ пустыня. Её поверхность в основном ровная. Намокшая от зимних и весенних дождей, летом глина от жары растекается на отдельные плитки, которые настолько тверды, что даже не ломаются под ногами такого крупного животного, как верблюд.
Третий вид- это СОЛОНЧАКОВАЯ пустыня. Словно белые снежные поля, чудом сохранившиеся среди зноя, лежат под жарким солнцем пустыни солончаки. В этих местах не глубоко залегают грунтовые воды. Постоянно испаряясь, они и выносят на поверхность земли соль. Но сквозь белую корку соли кое-где пробиваются живущие пустынные растения- солянки.
И ещё об одном виде пустынь- это КАМЕНИСТАЯ. В ней лишь чёрные камни, рассыпавшиеся скалы. Но и в такой пустыне растут растения.
Пустынная зона занимает 44% территории республики. В этой зоне в основном широко распространены песчаные и глинистые пустыни. Каменистые (щебнистые) пустыни не типичны для Казахстана, и встречаются лишь на небольших участках.
Климат пустынь очень сухой. Летом дожди бывают очень редко. Наибольшее количество осадков выпадает весной. Зима холодная. Морозы доходят до -40°С. Лето очень жаркое, душное и сухое. Средняя температура июля на севере +24+26°С, на юге +28+30°С. Летом поверхность песка на­гревается до +70°С. Всё это приводит к большой испаряемости.
Задание №2 «ВЕРНО-НЕВЕРНО»
Пустыня-это ровное безлесное пространство, покрыто растительностью.
Пустыня-это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие, а растительность скудная.
Растения пустынь приспособились к недостатку влаги.
Самые многочисленные представители пустынь : жуки, мухи, насекомые, осы, бабочки.
Животным пустынь угрожает перегрев.
Растения пустынь сдерживают движение песка.
Растения пустыни: мятлик, незабудки, гусиный лук.
Пустыни бывают солончаковые, песчаные, каменистые.