урок Пустыня. Растения и животные пустынь
ГУ «Общеобразовательная средняя школа №4»
Учитель начальных классов: Идиятулина Галина Анатольевна (1 уровень)
Предмет: познание мира класс: 4
Тема урока: Пустыня. Растения и животные пустынь.
Цели урока: смогут сформировать представление о природном сообществе - пустыня; познакомить с разнообразием растений и животных пустыни, совершенствовать знания о природных сообществах степей и лугов; развивать мыслительные, коммуникативные, оценочные навыки ( самооценку, взаимооценку), навыки грамотной и красивой устной речи; воспитывать коллективизм, сплочённость, ответственность.
Общие положения Тип урока: усвоение знаний
Формы работы: работа в группах, парах; индивидуальная,
Методы: перцептивные, логические, гностические, частично-поисковые, методы мотивации к учению, метод стимулирования долга и ответственности в учении.
Технология: критического мышления, сотрудничества
Ожидаемые результаты Знают о природном сообществе – пустыня, противопоставляют с природными сообществами степи и луга; демонстрируют знания о разнообразии растений и животных пустыни, дифференцируют знания о природных сообществах степей и лугов; развивать мыслительные, коммуникативные, оценочные навыки ( самооценку, взаимооценку), навыки грамотной и красивой устной речи; работают в группах сплочённо, ответственно.
Этапы урока Виды работ, стратегии Деятельность учителя Деятельность учащихся Ресурсы tВводная часть Психологический настрой Просмотрите притчу и скажите, чему она вас учит.
Я желаю вам удачи, ребята, и уверена в том, что каждый из вас постараться работать на уроке на пять! Все в ваших руках, ребята!
А что держал в руке человек?
- К какому природному сообществу относится бабочка? Просматривают видеоролик «Все в твоих руках».
- Притча учит, что все зависит от нас самих, т.е. какие силы мы приложим, такой и будет результат.
- Он держал бабочку.
-Это природное сообщество степей 3
«Все в твоих руках». Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Деление на группы. Сегодня я предлагаю вам разделиться на группы следующим образом. Раздайте части картинок и собрав целые вы сможете найти друг друга и объединиться в группы.
- Займите свои места, ребята.
- Мы с вами работаем в группах.
-Давайте вспомним правила работы в группах. Учащиеся собирают открытки и определяются с членами групп. Всего три группы
- по цепочке учащиеся группа перечисляют правила взаимодействия работы в группа: убедись, что в разговоре участвует каждый;
говори спокойно и ясно;
говори только по делу и т.д. открытки 2
Проверка д/зИндивидуально- в парах, группах.
Самооценка
Формативное оценивание Проверка д/зОпредели названия растений и животных и распредели их в таблицу. Учитель каждому ученику раздает карточку для индивидуальной работы.
- Обратите внимание на эталон правильного ответа.
-Как можно оценить эту работу? Составьте критерии оценивания.
Оцените свою работу и зафиксируйте в оценочный лист.
-Попрошу спикеров озвучить результаты проверку домашнего задания и аргументировать, почему поставлено столько баллов. Ученики подписывают названия животных и растений и линией соединяют с природным сообществом
степь луг
бабочка
По истечению времени учащиеся обсуждают выполненную работу в парах, группах, аргументируют свои ответы.
По истечению времени учащиеся сами проверяют свою работу по эталону правильного ответа.
- Эту работу можно оценить по количеству правильных ответов.
Оценивают самостоятельную работу по количеству правильно выполненного задания.
Спикер группы заносит результаты в оценочный лист и озвучивает их с аргументированием. Раздаточный материал
Оц/лист 5
Основная часть Вызов:
Определение темы урока учащимися и постановка целей урока
Индивидуально – в группах.
Взаимооценивание.
Формативное оценивание Скажите, пожалуйста, что изображено на ваших картинках? Какое природное сообщество?
- Молодцы! Постарайтесь сформулировать тему урока.
А что мы еще узнаем о пустынях сегодня на уроке?
- Растения и животные пустынь. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово пустыня?
- В группах составьте ментальную карту на тему пустыня ( делать записи и зарисовки).
Время истекло и начинают презентовать свою работу первая группа.
- А теперь оцените работу каждого члена группы, насколько он принял участие в составление ментальной карты по следующим критериям ( учитель показывает критерии оценивания).
- Попрошу спикеров озвучить результаты групповой работы и аргументировать, почему поставлено столько баллов каждому члену группы. - Природное сообщество – пустыня
Учащиеся формулируют тему урока и цель
- Сегодня на уроке мы познакомимся с природным сообществом – пустыня, узнаем о растениях и животных пустыни, о роли растений в пустыне и т.дпустыня
Начинает выступление группа, которая первая завершила работу.
Учащиеся других групп внимательно слушают выступление и делают пометки в ментальной карте( чтобы не было повторения)
Оценивание по критериям
2балла Принимал активное участие
1 балл Недостаточно принимал участие
0 баллов Не принимал участие
Обучающие обсуждают, на сколько в группе каждый принял участие и оценивают по критериям. Спикер группы заносит результаты в оценочный лист и озвучивает их с аргументированием. Канцелярия,
оценочный лист 4+3
Осмысление:
Од Сейчас представьте себе, что вы находитесь в пустыне. (презентация). Так выглядит пустыня.
- Какие ощущения вы испытываете?
Что чувствуете?
- Что вы узнали просмотрев презентацию. (талантливые и одаренные)
Ученики презентуют дополнительный материал ( презентации)
- обучающие высказывают свои мнения о том, что узнали нового. Презентация учащихся 7
Индивидуально - Работа в парах, группах.
Взаимооценивание
Физминутка. Упражнения для глаз
Формативное оценивание -Определи роли в группах: хонометриста, оценщика, секретаря, оратора.
- Сейчас, ребята, вы откроете учебник, прочитаете текст на страницах 80-83 в группах «цепочкой».
- У каждого из вас есть вопросы, на которые вам необходимо ответить письменно (работа в тетрадях), выполнив работу самостоятельно.
- Обсудите работу в парах.
- Обсудите работу в группах.
- Как мы можем оценить эту работу?
Оцените себя по эталону правильного ответа.
- Каждая группа презентовать свою работу, другие учащиеся внимательно слушать и дополнять ответы.
Попрошу спикеров озвучить результаты индивидуальной работы и аргументировать, почему поставлено столько баллов каждому члену группы. Обучающие определяют роли в группах: хонометриста, оценщика, секретаря, оратора.
(в группах читают текст по «цепочке»)
Вопросы для индивидуальной работы:
1группа
1 В какое время года пустыня усыпана разнообразной растительностью? Перечислите растения.
2 Как растения приспособились к недостатку влаги? Нарисуйте их и подпишите названия.
3 Какова роль растений в пустыне.
2 группа
1. Что такое пустыня? Нарисуйте пустыню такой, какой вы себе ее представили.
2. Какие бывают пустыни?
3. Что такое солончак? Что такое такыры?
3группа
1. Какие животные обитают в пустынях? Нарисуйте их и подпишите названия.
2. Что угрожает животным пустынь?
3. Как они приспособились к условиям пустыни?
- Эту работу мы можем оценить по количеству правильных ответов.
Защита ответов на вопросы групп, все учащиеся дополняют или исправляют неточности.
Спикер группы заносит результаты в оценочный лист и озвучивает их с аргументированием. Оц/лист 12
Выводы
Индивидуальная работа, взаимооцениваниеФормативное
Выполнение тестовых заданий. ( определение уровня знаний учащихся по теме урока и проверка домашнего задания).
- По часовой стрелке в группах передайте тестовые задания своим одноклассникам. Оцените работу по количеству правильных ответов. Максимальное количество баллов «пять»
Попрошу спикеров озвучить результаты индивидуальной работы и аргументировать, почему поставлено столько баллов каждому члену группы. Обучающиеся отвечают на вопросы тестов индивидуально:Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+) Зона пустынь сменяет зону степей. (+)Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+) - Обучающиеся передают тесты по часовой стрелке и проверяют по эталону правильных ответов.
Оценивают по количеству правильных ответов
Спикер группы заносит результаты в оценочный лист и озвучивает их с аргументированием. Оц/лист 6
Суммативное оценивание Сосчитайте количество баллов и переведите их в оценку.
- Перечислите максимальное количество баллов, которые можно было получить в каждом задание.
-Попрошу спикеров озвучить результаты урока и дать рекомендации некоторым учащимся своей группы. Спикеры групп подсчитывают количество баллов, а все остальные учащиеся участвуют в составлении критериев за урок.
Ученики перечисляют баллы и суммируют их: 8+2+3+5=18 баллов. Если ученик набрал только 50% баллов, то это отметка «2».
Итого можно составить следующие критерии урока
17-18 б «5»
14-16б «4»
10-13 б «3»
0-9 «2»
- Спикер группы озвучивает результаты урока и дает рекомендации учащимся: более качественно подготовить домашнее задание… и т.д. Заключитель-ная часть Д/задание
Рефлексия Разноуровневое задание:
3 уровень: прочитать и пересказать текст учебника стр 80-83
2 уровень: прочитать, пересказать и ответить на вопросы, составить 2 «толстых» вопроса
1 уровень: составить кроссворд по теме урока
«Возвышенности»
- В степи встречаются возвышенности. Чем выше вы поставите магнит с изображением животного или растения степи, тем материал вами усвоен отлично, чем ниже вы определите магнит, тем материал новой темы вы усвоили хуже.
- За что бы вы себя могли похвалить ?Что необходимо вам сделать для того, чтобы оценка на следующем уроке была выше, чем сегодня?
Ученики подходят к доске и определяются с местом магнита
«Возвышенности
Ставят цели на будущий урок. 2
Источники:
1.kze.docdat «Природные комплексы Казахстана» 2.ecology-portal.ru «Животный мир пустынь Казахстана и Средней Азии» 3.wikipwdia.org Википедия 4.festival.1september.ru «Урок окружающего мира в 4 классе» 5.Учебник познания мира. К.Жунусова, А. Бирмагамбетова, И.Нугуманов, К.Жукешев Алматы: Атамұра, 2011/
Дидактический материал к уроку:
Оценочный лист Дата: ……………
Предмет: Познание мира
№ ФИ Проверка д/зАссоциативный
куст Работа по учебнику Тест Общее кол-во баллов Оценка
1 2 3 4 5 степь луг
степь луг
97536060325
Пустыня
97536060325
Пустыня
Тест
Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (………) Зона пустынь сменяет зону степей. (……)Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (….)Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (……)Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (……..)